Главная » Дети в детском саду

Адаптация детей условиям детского сада диплом

Педагогическая поддержка детей и родителей в период адаптации к условиям детского сада

Автор: Коротеева Елена Валентиновна

Организация: ГБОУ СОШ № 38 ДО 818

Населенный пункт: г. Москва

Повзрослев мы часто забываем о том, как страшно было впервые отпустить мамину руку и переступить порог, ведущий в самостоятельную жизнь,-порог детского сада.

Действительно, самое трудное время для ребенка -первые недели пребывания в детском саду. Ему необходимо освоится в новой обстановке, познакомится с детьми и взрослыми, привыкнуть к режиму, особенностям питания. Этот период называется адаптационным, если говорить словами Л.С.Выготского, «ключевым переживанием», так как влияние среды определяется переживаниями ребенка.

Проблема адаптации ребенка к детскому саду актуальна, так как в младшем дошкольном возрасте происходят значимые новообразования в психическом и физическом развитии ребенка.

Психологи считают, что лучший возраст для успешного и быстрого привыкания ребенка к режиму в ДОУ- это два-три года, к этому возрасту у ребенка складываются начала самосознания,развивается «Я- концепция», происходит практическое усвоение языка. Социальная адаптация ребенка-процесс активного приспособления к изменяющей среде,результат освоения им новых для него социальных ролей и позиций,значимых для него самого и его социального окружения (родителей, сверстников, педагогов).

Целью работы по данному направлению является сокращения периода адаптации каждого ребенка к условиям детского сада.

Для реализации цели намечены следующие задачи:

-создать благоприятные условия для развития детей;

оказать помощь родителям в организации работы с детьми в адаптационный период;

-использовать оптимальные здоровьесберегающие технологии в режиме дня детей;

-внедрить активные игровые приемы, направленные на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок».

В период адаптации была проведена корректировка пространственно -развивающей среды группы с учетом игровых интересов мальчиков и девочек, продуманны формы оптимизации режима для детей с разными группами адаптации, большое внимание уделялось игровой деятельности, закаливающим процедурам и организации питания.

Для родителей были организованны встречи, где они знакомились с детским

садом. групповым помещением,проводили анкетирование, консультации по подготовке малышей к помещению ДОУ.

Анализируя состояние детей в адаптационный период, мы отметили, что быстрее проходили стадию адаптации дети. посещавшие группу раннего возраста.

Эти дети быстрее приобретали навыки самостоятельности в самообслуживании,принятии пищи, они быстрее включались в общение со сверстниками,игровое взаимодействие,устанавливали между собой дружеские контакты,делились игрушками, играли. Дети были готовы к вступлению в более широкий круг социальных отношений, легче вступали в контакт с новыми незнакомыми людьми, принимали существующие нормы и правила поведения.

К концу первого полугодия большинство детей полностью адаптировались к условиям группы, они играют не только «рядом»,но и объединяются в совместные игры,все дети легко отпускали родителей, не плакали.

Особое внимание в этот период уделялось анализу физического, психического здоровья, речевого развития детей. Использовались эффективные здоровьесберегающие технологии,направленные на повышение иммунитета:утренняя гимнастика и физкультминутки при открытой фрамуге, пробежка по массажным дорожкам, снижение физической нагрузки для ослабленных детей.

Незаменима роль игрушки в период адаптации детей к детскому саду. Прежде всего мы рекомендуем родителям приносить в детский сад любимую игрушку ребенка, он с ней играет,спит. Она является связующей нитью между домом и группой. Игрушка помогает регулировать поведение ребенка-то,что малыш не хочет делать по просьбе воспитателя или мамы,он с удовольствием сделает по просьбе «зайчика»или «мишки»,вместе с ним или для него. Такая игра обладает большим воспитательным воздействием,чем требования педагога.

Для развития мелкой моторики использовали пальчиковые игры,они побуждают детей к речевому взаимодействию с педагогом,формируют навыки выполнения определенных движений, развивают координацию.

В работе по привитию культурно-гигиенических навыков активно использовали народные потешки,они развлекают малыша,поднимают эмоциональное настроение, стимулируют к выполнению определенных норм и правил,предоставляют возможность использования индивидуального подхода к каждому ребенку.

Поступление ребенка в детский сад вызывает серьезное беспокойство у родителей,их волнуют разные вопросы. Как ребенок будет общаться с другими детьми? Как он будет себя чувствовать во время разлуки с родными? Как отреагирует на общество взрослых? Будет ли у него аппетит? Найдет ли он занятие по душе? Не будет ли он болеть?

Мы старались сформировать у родителей чувство доверия к детскому саду; путем конструктивного диалога адаптировали и их к новым социальным

условиям;обеспечивали информационную поддержку,оказали помощь советом в период первого посещения детского сада, интересовались их проблемами, вместе находили выход из создавшейся ситуации. Вместе готовили подборку фотографий всех членов семьи, если малыш загрустит, он в любой момент может увидеть своих близких, а это поддерживает его настроение. Все эти меры помогли детям постепенно привыкнуть к сверстникам и взрослым, они чувствовали себя комфортно в микросоциуме группы детского сада.

Опубликовано: 09.09

Игра как способ адаптации детей младшего дошкольного возраста к занятиям по физической культуре

Автор: Юлина Ольга Павловна

Организация: ГБОУ СОШ № 1411

Населенный пункт: г. Москва

При поступлении ребенка в ДОО, малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, - все эти изменения, по мнению таких психологов как Богомолова М.И. Гаврилова Т.П. Леонтьев А.Н. создают для ребенка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, спад речевой активности, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т.д. Для многих детей привыкание к детскому саду может затянуться на длительное время.

Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие дети трудно и болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.

Характер и длительность адаптации зависят и от жизненного опыта ребенка. Ребенок из большой семьи, умеющий беспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, точно зная, чего от кого можно ожидать, и в группе с удовольствием идет на контакт с незнакомыми людьми, с интересом обследует незнакомую обстановку.

Адаптация - приспособление организма личности к изменениям внешних условий. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения -процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.

Для организации успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста необходимо выбирать разные направления работы: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Необходимо использовать различные методы, приемы и формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе. Одним из средств адаптации является игра.

Основная задача игр в период адаптации — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребенку. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

Ребенок может не сразу включиться в игру, но, увидев, как играют другие, увлекшись, он самостоятельно присоединится к игре. Для того чтобы игра действительно увлекала детей взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, взрослый совмещает две роли — участника и организатора.

Игры помогают преодолеть застенчивость, смущенность, робость. Часто бывает трудно заставить ребенка выполнять какие-либо движения на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он непринужденно выполняет самые различные движения. Подчинение правилам игры воспитывает у ребенка организованность, внимание, способствует проявлению волевых качеств.

В игре легче всего преодолеваются и устраняются детские страхи. Ребенку замкнутому, плохо вступающему в контакт, не умеющего дружить с другими детьми полезно играть в игры, которые помогают детям сблизится друг с другом. Это такие игры как, «Пузырь», «Ровным кругом», «По ровненькой дорожке», «Карусели».

Наблюдая за детьми в процессе игры, необходимо отмечать, кто из детей малоподвижен и наоборот, кто не умеет играть с той или иной игрушкой, учитывать индивидуальные возможности и особенности детей. осторожно руководить их деятельностью. Одним помогать освоить действия с новой игрушкой, другим предлагать поиграть с ними в мяч. Некоторые дети любят играть в одиночку, необходимо давать им такую возможность, но в тоже время стараться привлечь детей к совместным играм. Необходимо подбирать игры так, чтобы задания усложнялись постепенно.

Игровые образы должны быть понятны и интересны детям. Это должны быть знакомые уже персонажи, важно чтобы движения образов игр были разнообразны и доступны для исполнения детям.

Разнообразие двигательных заданий обеспечивается не только тем, что в каждой игре одно и тоже движение выполняется при разном построении и в разных ситуациях. Всегда учитывать общее состоянии ребенка. Если дети перевозбуждены, нужно провести малоподвижные игры, например, «Шарик», «Ква-ква-ква»,» Найди пару», правила которых требуют определенного внимания.

Индивидуальный подход к каждому ребенку во время игры является непременным условием правильного руководства деятельностью детей. Подвижность детей чрезвычайна разнообразна, не все обладают необходимыми навыками и умениями, необходимо постоянно иметь ввиду таких детей, побуждать их к активности, подбирать для них специальные задания и поручения.

Традиционная структура занятий по физической культуре предполагает условное деление на три основные части: вводную, основную и заключительную. Занятия по физической культуре в период адаптации отличаются элементами разнообразия. В вводной части необходимо настроить детей на эмоциональный контакт. Готовимся к предстоящей двигательно-игровой деятельности и физической нагрузке, используя разные виды ходьбы и прыжков. В основной части у детей формируется умение выполнять физические упражнения посредством участия в подвижных играх и игровых упражнениях. В заключительной части нагрузка снижается, выполняются релаксационные упражнения, упражнения на восстановление дыхания, пальчиковая гимнастика. Но приоритет отдается игровым занятиям, так как они являются естественной формой передачи детям необходимого объема знаний и двигательных умений и навыков.

Итак, Адаптация - сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях - физиологическом, социальном, психологическом. Необходимо выработать единый подход к воспитанию ребенка, согласовывать воздействия на него дома и в дошкольном учреждении. Игры являются эффективным способом адаптации детей младшего дошкольного возраста к занятиям по физической культуре в ДОО.

  1. Григорьев К.И. « Адаптация и стресс в детском возрасте.» - Изд: МЕДпресс-информ г. - стр.46-54
  2. Лапина И. В.» Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого–педагогическое сопровождение, комплексные занятия» -. Волгоград. Учитель, 2011 г.-127 с.
  3. Подольская Е. И.» Физическое развитие детей 2-7 лет» - Издательство: Учитель г. – 36-43с.
  4. Соколовская Н.В. » Адаптация ребенка к условиям детского сада»: управление процессом, диагностика, рекомендации. - 2011 г- 188 с
  5. Эльконин Д. Б.» Детская психология.» 6-е изд. – М. гуманит. издат.центр ВЛАДОС 2011 г. – 360 с.
Опубликовано: 14.12

Источники: http://www.adou.ru/categories/2/articles/249, http://www.pdou.ru/categories/7/articles/1331

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Упражнения при миопии у детей

Гимнастика для глаз при близорукости Всего пять-десять минут в день, далее...

Уход за новорожденным ребенком

Уход за новорожденным. Основы ухода далее...

Расстройство желудка детей 6 лет лечение

Главная - Статьи - А также - Здоровье и далее...

Ребенка белое пятно на попе

Пятна у ребенка: почему они далее...

Популярные статьи

Интересно