Главная » Игры для детей

Дидактические игры направленные на развитие речи детей

Дидактическая игра как средство развития речи детей

Автор: Бодрова Наталья Львовна

Организация: МБДОУ детский сад №1 комбинированного вида

Населенный пункт: Орловская область, г. Орел

Бодрова НЛ. воспитатель

МБДОУ детский сад №1

комбинированного вида, г. Орел

В настоящее время растет число детей с нарушениями речи. Такие дети в условиях массовой школы часто отстают по ряду школьных дисциплин. Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее исправляются, а это, в свою очередь, создает условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. Какие же нарушения следует преодолеть в дошкольном возрасте? У детей-логопатов отмечаются нарушения всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, связной речи. Наличие речевых дефектов приводит к изменению в психологической сфере, к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, апатичность, психическая истощенность. Таким детям очень трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать учебный материал. Помочь удержать интерес ребенка, сконцентрировать его внимание помогают дидактические игры. Еще К.Ушинский отмечал,что ребенок легче усваивает новый материал играя и советовал делать занятия первоначального обучения более занимательными.

Дидактические игры- прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь. Формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, коммуникативные навыки. Дидактические игры побуждают ребенка к речевой активности, размышлениям, высказываниям. Они снимают чувство скованности, напряжения, ущемленности. В них преодолевается застенчивость, развивается инициатива.

Выделяют три вида дидактических игр и все их мы используем в своей работе. Это:

  • Игры с предметами
  • Настольно-печатные игры
  • Словесные дидактические игры

Игры с предметами и игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения. Это такие игры как »Что изменилось?», «Найди и назови», «Магазин», «Чьи это детки?», «Кто скорее соберет?» и др.

Настольно-печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания( «Что где растет?», «Что сначала, что потом?», «Что перепутал художник?», «Кто какую одежду носит?»).

Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи.(«Кому что нужно?», »Назови три предмета», «Назови одним словом», «Похож-не похож», «Кто больше заметит небылиц», «А что потом?», «Бывает или нет?»)

А.И.Соркина выделяет следующие виды дидактических игр:

  • Игры-путешествия
  • Игры-поручения
  • Игры предположения
  • Игры-загадки
  • Игры-беседы

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. («Найди дорогу к дому», «Экскурсия в зоосад», «Поездка на выставку»).

Игры-поручения по содержанию проще, по продолжительности- короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. («Накрой на стол», «Поставь предмет куда я скажу»)

Игры-предположения «что было бы…» Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга. («Что было бы, если бы не было машин(светофоров,школ»).

Игры-загадки. В основе их лежат проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. («Из какой сказки», «Что за овощ?»)

Игры-беседы. В основе их лежит обобщение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей.

Все перечисленные виды игр являются очень действенным средством для обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Целенаправленная работа по использованию дидактической игры в НОД, в коррекционной работе и свободной деятельности детей, а также правильный подбор игр обеспечивают повышение качества речевого развития дошкольников, способствуют интенсивному развитию словарного запаса, создают основу для полноценной подготовки детей к обучению в школе.

Предлагаем вашему вниманию тематическое планирование дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Название игры и ее цели

Дидактические игры.
В воспитании детей особое место занимают игры. Это самый доступный вид деятельности для детей.
Познать окружающий мир малышу помогает игра. В игре ребенок развивает воображению и образное мышление, овладевают нормами и правилами взаимоотношений между людьми.
Для каждого возраста характерны свои игры. Игры бывают разные: ролевые, подвижные, дидактические.
Дидактические – это разновидность игр с правилами. Для детей она и учеба и труд, серьезная форма воспитания. Их цель – сформировать интерес ребенка с познавательной деятельности. Ее можно использовать и на занятиях, и на прогулке. Для развития у детей внимания, мышления, памяти можно использовать дидактические игры Составь цифру , Какой игрушки не стало? .
Для ознакомления с природой я использую такие игры: Что где растет? , Земля, вода, огонь , Что лишнее? , Насекомые , Да или нет? , Цветы , Так бывает или нет? , И я , Живая и неживая природа , Какое время года? .
Дидактические игры бывают: настольно-печатные; словесные игры; игры с предметами. Используя дидактические игры в повседневной жизни, у детей развивается память, мышление, внимание, творческие способности.
Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным. В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эти игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве; часть игр направлена на развитие мышления.
В старшем дошкольном возрасте игры направлены на воспитание самостоятельности и активности мышления. В игре ребенок учится легко, быстрее и активнее, не замечая, что его учат. Эти игры очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют умения внимательно слушать, быстро находить ответ на вопрос, точно и четко формулировать его.
Словесная дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателем самой игры и использования необходимой методики проведения игр.

Методика проведения игр.
1. Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в игре. Выбор игры определяется как уровнем умственного развития детей, так и задачами воспитания игра не должна быть ни слишком трудной, ни слишком легкой, только в этом случае игра принесет детям пользу и радость.
2. В начале каждой игры необходимо создать игровое настроение. Для этого используют считалочки, разыгрывание фантов, элементы соревнования.
3. Сделать игры занимательными.
4. Нужно создать условия для умственной активности всех детей. Отвечать готовятся все играющие, а выбор падает на одного с помощью считалочки, мяча или предмета. Очень хорошо, когда умственная активность сочетается с двигательной.
5. В каждую игру следует вводить варианты с усложнением задач.
6. Особое внимание должно быть уделено правилам. Воспитатель должен помнить, что чем строже правила, тем интереснее игра.

Дидактическая игра Бывает – не бывает .
Цель: развивать логическое мышление, уметь замечать непоследовательность в сухожилиях.
Ход игры:
Воспитатель говорит: Я вам буду рассказывать истории. Вы должны в моем рассказе занимать то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть хлопнет в ладоши.
1. Вечером, когда я спешила в д/с, я встретила маму, которая вела в сад ребенка.
2. Ночью ярко сверкало солнце и горели звезды.
3. Яблоко поспевало на березе .

Источники: http://www.pdou.ru/categories/1/articles/317, http://preodolenie12.ru/publ/mediki/vospitateli/didakticheskie_igry/7-1-0-5

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Рецепты блюд для детей старше 7 лет

Блюда, которые могут приготовить дети Как правило, далее...

Укусы комаров у маленьких детей фото

Укусы комаров у грудничка Комариные укусы в большинстве далее...

Модели в экологическом воспитании дошкольников

Автор: Валитова Роза далее...

Ребенок 7 месяцев какает после каждого кормления

Eva.Ru Дети Груднички Болезни и недомогания Нарушения стула Частый далее...

Популярные статьи

Интересно