Главная » Игры для детей

Музыкальные игры старшего дошкольного возраста

Авторские тематические музыкальные игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Музыка занимает особое место в развитии и воспитании ребёнка. Формируя эстетическую и духовную сферы восприятия жизни, развивая даже физиологические процессы формирования детского организма, музыкальные занятия в детском саду являются основополагающим элементом формирования личности.

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно. если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта? между ними.

Данная работа представляет собой лишь часть большого образовательного процесса, цель которого развитие музыкальных и общих способностей, формирования основ музыкальной и общей духовной культуры.

Музыкальные развлечения и праздники в детских садах не обходятся без развивающих тематических игр. Продумывая музыкальный материал и цель каждой игры, мне хотелось объединить несколько музыкальных сфер: песня, танец, слушание музыки и умение воспринимать её характер, а так же возможность познавать музыкальный материал композиторов классиков ненавязчивым способом, и, самое главное, в игровой форме. Вашему вниманию представляются четыре тематические игры, соответствующие временам года (осень, зима, весна), которые успешно используются на детских развлечениях и праздниках.

I. ПОДАРКИ ОСЕНИ.

Игра рекомендуется детям старшего дошкольного возраста в период осенних развлечений. Для проведения игры необходимы муляжи овощей и фруктов, а так же большая кастрюля, или корзина (возможно использование декоративного изображения посуды)

Цель игры: знакомство с классической музыкой (игра основана на основной теме романса Ф. Шуберта Блаженство , развитие вокальных навыков детей (интонация, ритм), развитие умственного действия: сравнение, сопоставление, анализ, формирование общности в детском коллективе.

Ход игры: Звучит музыка вступления, в центр зала выносят большую кастрюлю, на противоположной стороне стоят корзины с овощами и фруктами, дети исполняют заранее выученную песню. Первый куплет:

Золотая осень
В гости к нам пришла
Овощи и фрукты
В подарок принесла.
Свёклу, лук, морковь, картошку
В огороде собери
Из полезных овощей
Вкусный борщ свари.

После исполнения, дети варят борщ , переносят исключительно овощи для супа в большую кастрюлю. С окончанием игры, садятся на свои места, ведущий смотрит, что дети положили в кастрюлю, затем объясняет детям назначение каждого из овощей.

Далее дети действуют по тексту песни, слушая внимательно музыкальный материал.

(см. рисунок 1, рисунок 2)

II. ЛЕДЯНЫЕ ФИГУРКИ.

Игра рекомендуется детям старшего дошкольного возраста в период зимних праздников, в качестве развлекательной игры с Дедом Морозом у новогодней ёлки.

Цель игры: развитие вокальных навыков, физической деятельности, формирование воображения, умение слушать музыкальный материал и действовать в соответствии с ним.

Ход игры: Звучит музыка вступления, Дед Мороз поёт детям несложную песню:

Я суровый Дед Мороз
Детям я морожу нос.
Подниму я посох свой,
Вмиг замри и смирно стой
Дети отвечают вместе с воспитателем:
Мы мороза не боимся,
Мы на улице резвимся.
Будем весело плясать,
В игры зимние играть!

Звучит весёлая музыка (повторение припева), дети танцуют, затем Дед Мороз поднимает посох и считает до трёх. Музыка затихает, дети замирают.

(см. рисунок 3, рисунок 4)

Игра рекомендуется детям среднего дошкольного возраста в период зимних праздников.

Цель игры: знакомство с классической музыкой (игра основана на основной теме романса А.Гречанинова Снежинки ), развитие умственного действия: умение сопоставлять поэтический текст с характером музыки.

Ход игры: ведущий читает четверостишие:

Словно в танце закружились
Лёгкие пушинки.
Полетели над землёй
Белые снежинки.

С началом музыкальной темы дети легко бегут по залу, повторяя движения за ведущей.

С окончанием музыкального материала ведущий произносит слова:

Снежинки танец завершили
Льдинками на миг застыли.

Дети останавливаются на месте и застывают.

IV. СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК.

Игра рекомендуется детям среднего дошкольного возраста в период весенних праздников и развлечений.Для проведения игры необходим фонарик (при пасмурной погоде) или зеркальце (в солнечный день), для создания эффекта отражения солнечного света.

Цель игры: развитие вокальных навыков, физической деятельности, формирование воображения, умение слушать музыкальный материал и действовать в соответствии с ним.

Ход игры. Дети поют песню, изображают зайчат. Действия детей должны быть исполнены в соответствии с текстом:

Серенькие зайки,
Прыг-скок, прыг - прыг - скок.
Разбежались по лужайке
Скок - да скок, скок да скок.
Забежали в домики,
Тихо посидели,
Солнечного зайчика
Вместе разглядели.
Ты из дома выбегай,
Зайку быстренько поймай!

На последних четырех строчках ведущий показывает детям солнечного зайчика.

Весело звучит основная тема песни, дети пытаются поймать солнечного зайчика.

(см. рисунок 6, рисунок 7)

Возникла ошибка при обработке запроса

Консультации для воспитателей

Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе.

Из опыта работы.

Автор: Серпокрылова Инесса Викторовна. музыкальный руководитель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N24 Теремок , г. Хабаровск.

Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Уже с момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. В государственной программе Образование и развитие инновационной модели образования 2012 года, одним из приоритетных направлений является усиление социальной направленности системы образования, создание условий для социализации личности. Понятие социализация при широком толковании представляет собой процесс вхождения в социальную действительность через развитие психики и личности ребенка. Вопросы о развитии динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению со своими сверстниками и с педагогами ДОУ, а также о том, насколько комфортно чувствует он себя в группе детского сада, на мой взгляд, являются очень важными и актуальными, поскольку группа детского сада – это первое звено в системе общественного воспитания и образования детей.
Путь развития личности ребенка определяется системой отношений между ним и социальной действительностью и зависит от реального места, которое маленький человек занимает в мире человеческих отношений. Приход ребенка в детский сад и включение его в группу сверстников существенно меняют социальную ситуацию его развития, которое до этого в основном определялось связями ребенок - взрослый. Теперь эти связи дополняются отношениями ребенок - сверстник. Вне этих связей уже невозможно рассмотреть формирование личности ребенка в период дошкольного детства.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Этот период начальной социализации ребёнка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферам бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с другими, старается учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.
Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Учитывая актуальность и важность изучения данной темы, были сформулированы следующие цели и задачи.
Цель – улучшение социализации детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе с помощью коммуникативных музыкальных игр.
Наблюдения во время музыкальных занятий показал, что через игровую деятельность ребёнок воспроизводит систему социальных отношений в детском коллективе, что определяют магистральную линию социализации дошкольников. Поэтому считаю, что через коммуникативные музыкальные игры эффективно реализуются следующие задачи:

  • Развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению со сверстниками.
  • Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.
  • Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе. Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре. Особенно дети любят танцы-игры, где выстроен незамысловатый сюжет, так например, разработанные мною серия коммуникативных игр: Хорошие и пригожие , Солнышко , Ниточка с иголочкой , Волна . Внедрение таких специальных разработанных коммуникативных музыкальных игр на музыкальных занятиях придают яркость, динамический образ, что побуждает детей к свободному общению друг с другом в движениях под музыку. Движение – это средство для передачи того, что в музыке выражено. Движение в музыкальной коммуникативной игре придаёт особую выразительность и яркость.
Самым эффективным способом социализации детей в детском коллективе являются коммуникативные игры-танцы, направленные на развитие всех сторон динамического общения со своими сверстниками. Для эффективности и улучшение педагогического процесса коммуникативные игры можно сгруппировать и выстроить в системе определённых моделей, например:

  • Игры на внимание
  • Игры на перестроение
  • Танцы со сменой партнёра
  • Сюжетные танцы-игры

Поскольку в работе с детьми есть постоянная потребность обновлять репертуар, можно самостоятельно моделировать танцы- игры, меняя музыкальное сопровождение и моделируя построение движений в зависимости от подготовленности детей. Кроме того, в подобных танцах-играх есть возможность формировать двигательные навыки, закреплять некоторые более сложные движения, которые не сразу у всех детей получаются. В игровой форме при многократном повторении эти движения постепенно и незаметно для ребёнка усваиваются. Таким образом, идёт постепенное развитие двигательных способностей детей и подготовки к разучиванию более сложных танцев к праздникам и музыкальным развлечениям.
Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. Целевая педагогическая поддержка социализации в музыкальной игровой деятельности способствует накоплению и осмыслению знаний о социальной действительности, формированию социально ориентированных мотивов и творческому овладению многообразием социальных ролей, обогащающим социальный опыт личности.

Музыкально-ритмические игры для детей старшего дошкольного возраста

Оксана Николаевна Демина
Музыкально-ритмические игры для детей старшего дошкольного возраста

Игра-основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Музыкально -ритмическая игра- одна из разновидностей детских игр. Эти игры интересны детям тем. что они проводятся под музыку. С помощью игры дети легче осваивают новый материал и закрепляют пройденный. Благодаря музыкально -ритмическим играм у детей развивается воображение, чувство ритма, внимание, координация, закрепляются танцевальные движения. Игры под музыку улучшают настроение детей. способствуют проявлению положительных эмоций. Мне хочется предложить несколько музыкально - ритмических игр для детей старшего дошкольного возраста. которые могут использовать педагоги в процессе образовательной деятельности, в развлечениях, при подготовке детей к праздникам.

«Танцевальная фигура замри»

Цель :развивать творческое воображение у детей. формировать умение самостоятельно двигаться под различный характер музыкального произведения .

Ход игры :под музыку дети выполняют произвольные танцевальные движения. Педагог останавливает звучание музыки. а дети быстро придумывают танцевальную позу и замирают в ней. Педагог отмечает интересные танцевальные фигуры.

«Найди своё место»

Цель. закрепить построение врассыпную, формировать двигательные навыки различных танцевальных шагов, развивать чувство ритма.

Ход игры :ети стоят в рассыпную, свободно друг от друга. Исходное положение. ноги вместе, руки на поясе. Под музыку дети образуют круг и двигаются заданным движением. подскоки, галоп, ходьба с высоким сгибанием колена, ходьба на пятках, хороводный шаг и др. По окончании музыки дети должны как можно быстрее найти своё место и встать в исходное положение. ноги вместе, руки на пояс. Игра продолжается 4-5 раз.

«Пригласи на танец»

Цель :закрепить подскоки, боковой галоп, развивать чувство ритма, воспитывать вежливое отношение друг к другу.

Ход игры. Дети стоят по кругу, лицом в центр. Исходное положение. 6 поз. ног, руки на поясе. Выбирается ведущий. Под музыку польки(2/4 размер) ведущий подскоками или боковым галопом движется по внешнему кругу и выбирает следующего ведущего, подходит к нему во внутренний круг «приглашает»(кивок головой) и встаёт на его место, а новый ведущий продолжает игру.

Цель. развивать фантазию, закрепить знание математического счёта.

Ход игры :под весёлую музыку(2/4) дети движутся по всему залу, заданным движением (подскоками, галопами, бег и т. п. когда музыка прекращается педагог произносит задание. «Созвездие из 3 звёздочек замри!» или «Созвездие из 2 звёздочек замри!» и т. д. Дети придумывают коллективные фигуры. Игра продолжается 3-5- раз.

Цель. закрепить ранее разученные танцевальные движения, развивать внимание, чувство ритма, пластичность и музыкальность .

Ход игры:

Все дети садятся по кругу на стульчики спиной в круг и рассчитываются на 1-2-3. За каждым номером закрепляется мелодия. Водящий стоит не далеко от круга.

Педагог включает мелодию №1 - вальс. Со стульчиков встают первые номера и за водящим по кругу выполняют вальсовый шаг.

Если звучит мелодия №2 - полька, то вторые номера выполняют за ведущим шаг польки.

Под русскую народную мелодию №3 третьи номера идут по кругу хороводным шагом.

Если звучит марш, то все дети встают со стульев и за ведущим маршируют по кругу. Как только музыка останавливается дети быстро усаживаются на свободные стулья. Кто остаётся, становится ведущим.

Игра повторяется 3-4 раза. Педагог отмечает детей у кого правильно и красиво получались танцевальные шаги, кто очень старался .

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Здравствуй, солнышко» Цели:Развитие диалогической речи,интонационной выразительности речи. Активизация словаря. Закрепление представлений об окружающем мире. Развитие.

Источники: http://festival.1september.ru/articles/618187/, http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac/konsultac2802.html, http://www.maam.ru/detskijsad/muzykalno-ritmicheskie-igry-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Меню на день рождения ребенка

Меню на день рождения ребенка Одним из далее...

Канефрон капли для детей

Канефрон детям: безопасное лекарство с далее...

Здоровья детей детских садах

ЗОЖ в детском саду. 10 простых условий здоровья 22.01 22 далее...

Глицериновые свечи ребенку часто

Глицериновые свечи от запора Для того чтобы избавиться далее...

Популярные статьи

Интересно