Главная » Игры для детей

Подвижные игры средство развития ребенка

Консультация (подготовительная группа) на тему:
Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста

Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всего многообразия игр, следует особо выделить подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Подвижная игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством формирования здорового образа жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Роль подвижной игры

в развитии детей дошкольного возраста»

«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский

Физиологи считают, движение - врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение в движениях особенно важно в раннем детстве, когда формируются все основные системы и функции организма. Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Недаром говорят: движение – это жизнь и эффективное лечебное средство. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение – это важное средство воспитания, игры дают детям яркие минуты общения, развивает опыт поведения.

Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всего многообразия игр, следует особо выделить подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Подвижная игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством формирования здорового образа жизни.

Подвижные игры просты в организации, всегда интересны детям и эффективны не только для физического развития, но и социального и интеллектуального, так как многие из них требуют смекалки, скорости реакции, внимательности, выработки стратегии. Подвижные игры с правилами, как и занятия физкультурой, вырабатывают у детей сосредоточенность внимания при запоминании движений, точность движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость движений, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом, развивают волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолеть трудности, умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение выслушивать замечания и корректировать свои движения.

Велика роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают правила, обладают пространственной терминологией, учатся осознанно
действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир.
В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия,
мышление, воображение, формируются социальные качества.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания.

Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым.

Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение
контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других.

В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети делают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма.

Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника.

Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.

Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции, усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма.

Мы в своей работе используем подвижные игры повседневно: и в организованной деятельности, и в режимные моменты, и на прогулке в каждой возрастной группе.

Таким образом, подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»

В документах Организации Объединенных Наций по международному праву подчеркивается опасность исчезновения игры из жизни дошкольников. В Декларации прав ребенка игра провозглашена неотъемлемым правом детей. Это право должно соблюдаться как родителями, несущими ответственность за воспитание, так и педагогами ДОУ.

Мастер-класс Подвижная игра как средство развития личности ребенка

Воспитатель группы №5

Цель моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей; формирование осмысленного ценностного отношения ребенка к движению как способу существования живого; активное освоение им двигательного опыта через игру; формирование у родителей, педагогов, ответственности в деле сохранения собственного здоровья и здоровья детей.

  • Создание условий для разнообразной двигательной активности;
  • Обогащение представления участников мастер-класса о необходимости проведения подвижных игр;
  • Формирование умений и развитие физических качеств участников;
  • Побуждение участников мастер-класса к творчеству в двигательной деятельности;
  • Воспитание у участников мастер-класса желания самостоятельно проводить и организовывать подвижные игры с детьми.

В документах Организации Объединенных Наций по международному праву подчеркивается опасность исчезновения игры из жизни дошкольников. В Декларации прав ребенка игра провозглашена неотъемлемым правом детей. Это право должно соблюдаться как родителями, несущими ответственность за воспитание, так и педагогами ДОУ. Однако в реальной жизни отмечается опасная тенденция уменьшения количества времени, отводимого на свободную игровую деятельность.

Это во многом вызвано тем, что подготовка к школе в ДОУ становится более важным направлением работы. Широкое использование школьных технологий обучения приводит к необоснованному завышению требований при поступлении в школу, к физической и психической перезагрузке детей, к снижению показателей здоровья уже в детском саду. Не происходит должного развития качеств, необходимых будущему школьнику: любознательности, самостоятельности, инициативности, а так же таких психических процессов, как восприятие, воображение, речь и др. тогда как именно игра способствует их формированию. Возникает риск перегрузки детей, а перегрузка любого рода (физическая. нервно-психическая, интеллектуальная) ведет к потере здоровья.

Именно поэтому в своей работе по физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников я использую подвижные игры, которые не только лечат, но и способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формируют необходимые навыки, координацию движений, ловкость и меткость. Подвижные игры, построенные на движениях, требующие большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме, оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребенка. Они способствуют созданию бодрого настроения. Увлеченной игрой, ребенок забывает о своих маленьких огорчениях, весело и дружно играет со сверстниками.

Подвижным играм присущи образовательные задачи. Игра оказывает большое воздействие на формирование личности, поскольку в ней проявляются и развиваются умения анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о безопасном поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми.

Кроме того подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

Таким образом, в подвижной игре реализуется не только область Физическое развитие , но и другие образовательные области, соответствующие федеральным государственным требованиям.

Предлагаю вашему вниманию игры, наиболее часто проводимые в наших детских садах с детьми старшего дошкольного возраста.

развитие быстроты реакции. навыков невербального взаимодействия с детьми.

Из числа игроков выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные игроки- зайцы-чертят круги и встают в них. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг. Тогда заяц, что стоял в кругу, должен сразу же убегать, потому что он станет бездомным, и охотник будет за ним охотиться. Как только охотник поймает зайца, он сам станет зайцем, а бывший заяц - охотником.

Составь геометрическую фигуру

Цель игры: развитие внимания, быстроты реакции, закрепление знаний о геометрических фигурах, умение работать в команде.

Участники игры делятся на 2 команды, звучит музыка. Все танцуют.

Когда музыка останавливается, водящий игрок показывает на листе бумаги геометрическую фигуру. Участники команды должны эту фигуру составить без помощи посторонних предметов.

Цель: развитие тактильных ощущений, двигательной активности, логического мышления, внимания, умения ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Участникам игры предлагается по команде ведущего найти предметы с различной поверхностью (гладкой, шершавой, холодной, теплой, мягкой, твердой, мокрой, сухой).

Цель: развитие чувства ритма, умения работать в команде, физических навыков и умений.

Каждому участнику игры дается задание (прохлопать, пропеть и т.д.). По команде ведущего участники выполняют заданные действия.

Собери ребенка правильно на пляж

Цель . закрепить знания о правильном выборе одежды в летнее время,

Научить детей заботиться о своем здоровье в соответствии с погодными условиями.

Участники делятся на 2 команды. Одного из команды нужно собрать на пляж в соответствии с погодными условиями.

После игр идет обсуждение того, какие образовательные области были реализованы.

Итог обыденной работы-

Восторг волшебного полета!

Все это - дивное явленье-

Урок, рожденный вдохновеньем

Подвижные игры, как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Котова Наталья Александровна,
инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад 76,
г. Санкт - Петербург

При подборе средств физического воспитания педагоги ГБДОУ, работающие с детьми — логопатами сталкиваются с рядом проблем, обусловленных тем, что у детей с ТНР ОНР ( всех уровней ) наблюдаются нарушения психической деятельности, в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы, неустойчивого внимания, быстрого умственного утомления, частой сменой настроения в виду наличия резидуально — органического поражения головного мозга. Как правило, у таких детей имеются нарушения в развитии их двигательной сферы, в частности, плохая координация движений, снижение ловкости и скорости выполнения движений, нарушение последовательности элементов действия, замедленное формирование пространственно-временных представлений, трудности переключения и автоматизации. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

В силу определенных психо-физиологических особенностей детей с нарушениями речи, повышенной эмоциональной возбудимости, быстрой утомляемости организма ребенка большая часть времени ( по сравнению с работой в обычных группах) отводится на вводную и заключительную части совместной деятельности. Детям логопатам требуется больше времени для перехода от возбужденного состояния организма и психики, вызванного высокой двигательной активностью, в оптимальное состояние для осуществления других видов деятельности, а также для организации и объяснения заданий (замедленность мыслительных процессов и несформированность понятий).

В этой связи совместная образовательная деятельность по физической культуре должна способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Этиология речевых расстройств так многообразна и структура дефекта настолько неоднородна, что составление коррекционного курса по физическому воспитанию должно опираться на результаты развернутого психомоторного обследования детей и оценку сформированности двигательных навыков в соответствии с возрастной нормой.

Важным средством физического воспитания детей являются подвижные игры. Для детей с речевыми нарушениями необходимо, чтобы эти игры сочетались с текущей логопедической работой и являлись стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим психомоторной и речевой коррекции.

Игры подбираются таким образом, чтобы их содержание было знакомо детям и включало в себя те движения, обучение которым проводилось в течение месяца.

Последовательность проведения подвижных игр определяется с учетом их энергетической стоимости. Например, в водной части занятия используется подвижная игра средней интенсивности (увеличение пульса на 20 -25 % от исходной величины) — Найди и помолчи .

В основной части 3-4 подвижные игры с элементами основных движений. Интенсивность нагрузки должна увеличиваться постепенно; пик нагрузки (учащение пульса на 70 -80 %) приходится на конец основной части: Прокати мяч в цель , Кто скорее до флажка? (ползанье на четвереньках), Пингвины с мячом (прыжки с продвижением вперед). Бег с препятствиями .

Заключительная часть включает подвижную игру малой интенсивности (превышение пульса не более чем на 15 - 20% от исходного) - Запрещенное движение .

При коррекции дефектов речи у дошкольников необходимо включать в работу максимальное количество анализаторов - слуховой, зрительный, кинестетический, рече-двигательный. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков Ha автоматизацию в слогах, словах, небольших четверостишиях.

Эффективно использовать стихотворение на дифференциацию звуков.

Совместная образовательная деятельность физическая культура осуществляется в тесном контакте с учителем - логопедом, который консультирует инструктора по физвоспитанию, на какие звуки следует подбирать речевой материал.

Основная часть. Комплекс ОРУ:

1. Формировать обобщение представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними;

2. Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов и живых объектов;

3. Продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам;

4. Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с предметами и явлениями общественной жизни природы;

5. Совершенствовать диалогическую речь детей;

6. Учить поддерживать беседу, отвечать на вопросы по форме и содержанию.

1.Расширять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности, растительном и животном мире, труде людей;

2.Учить правильно вести себя в природе, бережно относиться к растениям и животным, ухаживать за ними;

3.Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;

4.Учить детей самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, картине, набору картинок, используя приемы мнемотехники и моделирования.

1. Систематизировать и углублять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности;

2. Продолжать учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей;

3.Формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность;

4. Развивать способность к анализу и синтезу, самоконтролю, самооценке при выполнении заданий.

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/10/16/rol-podvizhnoy-igry-v-razvitii-detey-doshkolnogo, http://sch1415sv.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_obrazovanie-1/obrazovanie/obrazovatel_naya_deyatel_nost/master-klass_podvizhnaya_igra_kak_sredstvo_razvitiya_lichnosti_rebenka/, http://m.resobr.ru/article/40319-podvijnye-igry-kak-sredstvo-razvitiya-vnimaniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Безалкогольное пиво при грудном кормлении

Спиртные напитки: насколько это вредно для ребенка Многочисленные далее...

Успокой капли для детей

Успокой Фармакологическое действие: Успокой – далее...

Новая стратегия совета европы в интересах детей

автор: Дмитрий Добров | 2-04-2016, 23:57 | Просмотров: далее...

Ротавирусная инфекция у детей лечение

Ротавирусная инфекция: чем лечить? Что надо знать про далее...

Популярные статьи

Интересно