Главная » Интересы ребенка

Интереса детей младшего школьного

Как развивать познавательный интерес у ребенка младшего школьного возраста

Как развивать интерес к обучению у детей?

Развитие интереса к обучению — сложный многогранный процесс. С одной стороны, дети по природе своей любопытны, с другой — не секрет, что многие из них пассивны при обучении в школе, проявляют небольшой интерес к школьным предметам. Попробуем разобраться почему. Какова роль родителей в развитии интереса ребенка к учебе?

В дошкольном возрасте ребенок задает много вопросов. За день родители слышат многократно: что? , как? , почему? , зачем? . В связи с этим большинство родителей почему-то считают, что их ребенок будет отличником. Мой Петя очень умный и сообразительный мальчик, я думаю, что он будет учиться лучше всех в классе! — радостно заявляют они. Когда оказывается, что ребенок не справляется со школьными требованиями, многие родители чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую голову обрушивается град упреков: неусидчивый , не стараешься , растяпа . Но ведь не только родители, но и сам ребенок предполагал, что будет хорошо учиться. Ребенок тяжело переживает, если не оправдывает ожидания родителей. Желание учиться, узнавать что-то новое пропадает с первых же дней обучения, появляется тревожность.

Это одна из причин, удерживающая ребенка в игровых фантазиях, не позволяющая взрослеть, прочно закрепляющая страх перед преодолением трудностей и познанием нового. Надо помнить, что отношение родителей к дочери или сыну ни в коей мере не должно изменяться в связи с их школьными успехами или неудачами. Более того, родители должны пытаться подчеркнуть временный характер этих неудач и показать ребенку, что он по-прежнему, несмотря ни на что, остается любимым. Некоторые родители отмечают: ребенок не желает кропотливо усваивать предметные знания — любит заниматься только тем, что ему интересно. К величайшему разочарованию родителей, это происходит достаточно резко, демонстративно, а к учебной деятельности ребенок усердия не проявляет.

Как же так происходит? Куда подевалось желание учиться и познавать новое? Ведь хотел идти в школу, а когда пошел — увы. Ребенок говорит: Учиться — это совсем не интересно, скучно! Надо сидеть, постоянно делать что-то, а мне играть хочется! Он сознает, что безмятежно играть, как раньше, ему больше не дадут — ни в школе, ни дома. Родители ежедневно повторяют: Ты сделал уроки? Садись за уроки! Все это кажется ребенку постоянным кошмаром. И он начинает мечтать о беззаботном дошкольном времяпрепровождении, вспоминает все, что было — мир игр и увлекательных приключений! По мнению психологов, именно у младших школьников закладывается интерес к познанию нового. От уровня познавательной активности зависят результаты в учебе, желание выполнять домашние задания. Где же тот механизм, который включает интерес к усвоению учебных знаний? Здесь родителям надо набраться терпения и ждать, так как познавательная активность у детей в этом возрасте формируется медленными темпами и только в том случае, если усвоение ребенком учебной программы не вызывает больших сложностей. Познавательная деятельность ребенка очень медленно вытесняет игровую. Поэтому чаще всего мы видим не очень радостную картину: дети продолжают активно играть вместо прилежных занятий школьными предметами! В школьный портфель вместе с учебниками не забывают положить любимые игрушки.

Для развития познавательного интереса детей:

внесите разнообразие в их жизнь. Вместе с детьми посещайте музеи, художественные выставки, театральные представления, просто гуляйте по городу. Все это оказывает положительное влияние на развитие познавательных процессов младшего школьника: значительно расширяются объем и концентрация внимания, ребенок овладевает простыми, но необходимыми для него приемами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогащается словарный запас, формируются умения оформлять в словесную форму свои суждения, объяснения, обоснования;

научите ребенка находить необходимую информацию. Ребенок задал вопрос. Не жалейте времени, не уходите от ответа. На первых порах найдите ответ вместе с ребенком в энциклопедии, справочной литературе. Приобщайте его к энциклопедическим знаниям. Так вы создадите условия для развития у ребенка познавательных интересов, он будет стремиться к размышлению и поиску, появится чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. В дальнейшем он справится без вашей помощи. Постепенно у ребенка происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность ребенка, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.

Развитие познавательного интереса у младшего школьника сначала происходит через посредство взрослых — родителей, учителей. В будущем ребенок сам начинает проявлять интерес к тому или иному предмету. То, что заложено взрослыми, постепенно дает ростки в сознании ребенка.

Не надо забывать, что развитие учебного интереса — процесс многосторонний, он тесно взаимосвязан с личностью педагога, его умением заинтересовать детей, творчески подойти к изложению материала. Поэтому надо реально смотреть на данную проблему, понимая, что дело не только в ребенке.

Категория: Номер 8(04)2015 Просмотров: 733

Младший школьный возраст называют вер шиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыс лие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появля ется другая логика мышления. Учение для него значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Как пишет В. В. Давыдов, младший школьный возраст — это осо бый период в жизни ребенка, который выделился исторически срав нительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посе щали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного полного и неполного среднего образования. Содержание среднего образования и его задачи еще окончательно не определились, поэтому психологи ческие особенности младшего школьного возраста как начального зве на школьного детства также нельзя считать окончательными и неизменными. По мнению В. В. Давыдова, можно говорить лишь о наибо лее характерных чертах этого возраста. [1, с. 18]

Система «ребенок - учитель» является ведущей и начинает определять отношения ребенка к родителям и к детям.

Впервые отношение «ребенок - учитель» становится отношением «ребенок - общество». Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок переходит от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно значимой деятельности: он обязан учиться. Вместе со своими обязанностями школьник получает и новые правила. Он может претендовать на серьезное отношение взрослых к своему труду, он имеет право на свое рабочее место, необходимое для его занятий время. Получая хорошую оценку за свой рабочий труд, он может ждать по отношению к себе со стороны взрослого не только похвалы, но и уважения.

В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки. Д. Б. Эльконин отмечал, что ребенок очень чуток к тому, как учитель относится к детям. В первое время дети стараются строго следовать указаниям учителя [5, с.118]. Если учитель по отношению к правилу допускает лояльности, то правило разрушается изнутри. Ребенок начинает относиться к другому ребенку с позиции того, как этот ребенок относиться к эталону который вводит учитель. К третьему классу положение меняется, и значимость учителя снижается.

Ситуация «ребенок - учитель» пронизывает всю жизнь ребенка. Если в школе хорошо, значит и дома хорошо, значит и с детьми тоже хорошо.

Эта социальная ситуация развития ребенка требует особой деятельности. Эта деятельность называется учебной.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей поскольку:

  • во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом;
  • во-вторых, в ней осуществляется формирование как основ ных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдель ных психических процессов [6, с. 165].

Одним из основных показателей становления личности школьника является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений.

Познавательный интерес – важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущности стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном отношении к миру предметов, явлений, глубоком их изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей [4, с.115].

Познавательные интересы значительно влияют на интенсивность личностного развития. Эффективность процесса повышается, если познавательные интересы развивать с младшего школьного возраста. Данное положение определяет педагогическую целесообразность проблемы изучения и развития познавательных интересов младших школьников. Познавательный интерес, как общий феномен интереса, имеет сложную структуру, в которой выделяют психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, волевые, регулятивные), а также объективные и субъективные связи человека с миром в отношениях. Анализ психолого-педагогической литературы (Л.С Выготский, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина) позволяет в качестве ведущих компонентов структуры познавательного интереса выделить интеллектуальный, волевой, эмоциональный, поведенческий.

Творческая познавательная деятельность выделяется как оптимальная форма организации учебно-воспитательного процесса, так как творчески организуемая учебная деятельность рассматривается как наиболее соответствующая потребностям и возможностям младших школьников. В этой связи особое внимание занимает игровая деятельность детей. Следовательно, деятельность учащихся желательно строить на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников. Исходя из значимости игровой деятельности для развития познавательных интересов, выделяются общие условия применения игры в процессе обучения младших школьников:

  • Необходимость оценивания каждодневного применения игры по двойному критерию; по ближайшему эффекту и в соответствии с перспективой развития познавательных интересов
  • Понимание игры как формы организации коллективной, руководимой учителем, учебной деятельности
  • Необходимость обеспечения непосредственного обучающего эффекта игры, то есть, познавательную направленность, нацеленную на овладение способами учебных действий
  • Создание положительного эмоционального настроя, способствующего вызвать у ребенка состояние творческого поиска и инициативы в процессе игры.

Из вышеперечисленного следует, что для усиления познавательной активности младших школьников необходимо использование активных методов обучения, например игровые методы, которые помогают развивать познавательный интерес.

1. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – 1972. №2 -387 с.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М. Педагогика, 1986. – 240 с.

2. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М. Просвещение, 1978. – 159 с.

3. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М. Просвещение, 1976. – 143 с.

4. Малинина И. А. Фролова Н. Х. К вопросу о повышении мотивации обучения – М. Просвещение, 2011. – 175 с.

5. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М. Логос, 1973г. – 420 с.

6. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М. Педагогика, 1971г. – 352 с.

Анализ методов формирования интереса к чтению у младших школьников в условиях учебной деятельности THE ANALYSIS OF METHODS OF FORMATION OF INTEREST IN READING AT YOUNGER SCHOOL STUDENTS IN THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL ACTIVITY Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • общее образование ,
  • начальная школа ,
  • младшие школьники ,
  • учебная деятельность ,
  • детское чтение ,
  • children#39;s reading ,
  • general education ,
  • elementary school ,
  • younger school students ,
  • educational activity

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Чикишева Ольга Викторовна

Цель данной статьи направлена на повышение качества работы по приобщению детей младшего школьного возраста к чтению через различные подходы в условиях учебной деятельности. Представленная статья демонстрирует анализ психолого-педагогической литературы, в котором современные исследователи рассматривают детское чтение как педагогически направленный процесс приобщения детей и подростков к литературе. Основанием представленной работы выступает идея оптимизации обучения, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному. В статье рассмотрен анализ методов формирования интереса к чтению у младших школьников в условиях учебной деятельности. Данная статья предназначена для педагогов, исследователей, руководителей образовательных учреждений, занимающихся вопросом формирования интереса к чтению у младших школьников.

Abstract 2015 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Chikisheva Olga Viktorovna, Kazan Pedagogical Journal

The purpose of this article is aimed at improving the quality of work in engaging primary school children to reading through a variety of approaches in terms of training activities. The presented paper demonstrates the analysis of the psychological and educational literature, in which the modern researchers consider children#39;s reading as a pedagogical orientation of the process of familiarizing children and youth literature. The basis of the work presented the idea in favor of optimization of training, the system transition from former Knowledge approach to activity-. In the article the analysis of methods of formation of interest in reading in primary school children in a learning activity. This article is intended for educators, researchers, heads of educational institutions involved in the formation of interest in reading among primary school children.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Казанский педагогический журнал , Чикишева Ольга Викторовна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Чикишева Ольга Викторовна Анализ методов формирования интереса к чтению у младших школьников в условиях учебной деятельности // КПЖ. 2015. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-metodov-formirovaniya-interesa-k-chteniyu-u-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 15.09).

Чикишева Ольга Викторовна Анализ методов формирования интереса к чтению у младших школьников в условиях учебной деятельности Казанский педагогический журнал (2015). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-metodov-formirovaniya-interesa-k-chteniyu-u-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 15.09).

Чикишева Ольга Викторовна (2015). Анализ методов формирования интереса к чтению у младших школьников в условиях учебной деятельности. Казанский педагогический журнал URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-metodov-formirovaniya-interesa-k-chteniyu-u-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 15.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Чикишева Ольга Викторовна Анализ методов формирования интереса к чтению у младших школьников в условиях учебной деятельности // КПЖ. 2015. №3

Чикишева Ольга Викторовна Анализ методов формирования интереса к чтению у младших школьников в условиях учебной деятельности Казанский педагогический журнал (2015).

Чикишева Ольга Викторовна (2015). Анализ методов формирования интереса к чтению у младших школьников в условиях учебной деятельности. Казанский педагогический журнал

Источники: http://ped-kopilka.ru/pedagogika/kak-razvivat-poznavatelnyi-interes-u-rebenka-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html, http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/year-2015/50-nomer-8-04-2015/933-osobennosti-poznavatelnogo-interesa-mladshikh-shkolnikov, http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-metodov-formirovaniya-interesa-k-chteniyu-u-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-uchebnoy-deyatelnosti

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Капли альбуцид в нос ребенку

Альбуцид в нос: показания, противопоказания, далее...

Антибиотики при поносе у детей 1 года

Лекарства для лечения далее...

Джосет сироп кашля инструкция детей

Отзыв: Сироп UNIQUE далее...

Рахит у ребенка признаки профилактика и лечение

Рахит у детей Врач-педиатр, гомеопат, детский кардиолог Рахит - это заболевание далее...

Популярные статьи

Интересно