Главная » Интересы ребенка

Интереса художественной литературе детей

§ 3. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой

Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.

Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,

4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).

Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

Опубликовано в рубрике Конспекты НОД

Автор: Фомина Т. Н. МБДОУ комбинированного вида детский сад № 120 городского округа Самара

Актуальность проблемы литературного образования детей дошкольного возраста на современном этапе обусловлена тем, что все чаще знакомство детей с художественной литературой происходит через интернет и телевизор.

В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг. В связи с этим мы, воспитатели дошкольного образовательного учреждения, озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми является одним из актуальных в психологии, педагогике сегодня. Основным фактором отношения ребенка к книге и критериям ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове, как средстве общения с детьми.

Цель: разработать образовательную деятельность для формирования интереса и потребности дошкольников в чтении (восприятии) книг.

1. Конкретизировать сущность формирования интереса дошкольников к художественной литературе.

2. Отобрать средства и содержание работы воспитателя по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе.

Как показал анализ соответствующих источников (А. В. Запорожец, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон), дети дошкольного возраста наиболее подвержены влиянию художественных образов, их восприятие впитывает всю информацию, содержащуюся в книге, и перерабатывает ее в соответствии с наибольшим жизненным опытом и потребностями развивающейся личности. Детская книга, таким образом, формирует у детей дошкольного возраста и нравственные чувства, и оценки, и нормы нравственного поведения и воспитывает эстетическое восприятие.

На всем протяжении XX века дошкольника, как читателя, его интерес к книге и чтению активно изучали такие ученые, как М. М. Конина, Л. М. Гурович, З. А. Грищенко, Е. И. Тихеева, Р. И. Жуковская и другие. Тяга к книге проявляется у детей, как правило, раннего возраста. Почему это происходит? Может быть интерес к книге возникает потому, что она дает возможность действовать и пальчикам, и ушкам, и глазкам, и языку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.

Использование самодельных рукописных книг для развития интереса к художественной литературе и чтению детей дошкольного возраста

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Гарипова Анжелика Анатольевна, Насибуллина Насима Ямгутдиновна, Вагапова Разалия Равильевна

Организация: МДОБУ детский сад №7

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск

В современном образовательном пространстве особо остро стоит проблема вовлеченности семей в процесс воспитания и образования детей, ощущается «скидывание» проблемы на образовательные организации, развивающие центры и кружки: родители устают на работе и дома не хотят заниматься со своими детьми, ограничивают общение совместным «присутствием» в одной комнате и просмотром телевизора, считая, что развивают их детей специально подготовленные люди в детских садах, школах и т.д.

Практика совместного домашнего чтения утрачивается (анализ анкетирования родителей группы показал, что ежедневно читают дома детям лишь 9 чел. (32%), играют в познавательные игры – 6 чел. (21%), разговаривают о прошедшем дне (именно разговаривают, беседуют, а не выслушивают молча) – 13 чел. (46%)), а ведь формирование речи дошкольника происходит в основном в семье.

Самым лучшим и действенным способом научить ребенка читать и любить книги является личный пример. Маленькие дети очень хотят быть похожими на своих родителей, и они повторяют практически все их действия. Если родители сами не любят читать, и в доме нет ни одной книжки, то ребенок никогда не поймет нужность и полезность чтения книги. Чтобы ребенку привить любовь к книге, нужно с самого раннего детства читать малышу детские книжки. Они должны быть красочными, с яркими красивыми картинками, с изображением животных и букв. Ребенку должно быть интересно рассматривать картинки. Во время чтения таких книг ребенок, как правило, узнает, как выглядят животные. Если в книжке есть большие красивые буквы, то ребенок попутно изучает буквы. Маленьким детям все интересно, и они с удовольствием читают книжки вместе с родителями. Если ребенок с самого детства привык читать книги, сначала вместе с родителями, а затем самостоятельно, он всегда будет интересоваться новыми книгами и новой информацией. Он просто не будет себе представлять жизнь без литературы. Со временем ребенок не просто будет читать книги, но и научится анализировать прочитанное, ему будет интересно высказать свое мнение по отношению к сюжету.

Чтение книг с раннего возраста поможет ребенку и во взрослой жизни. Чем больше ребенок будет читать, тем легче он будет воспринимать обучающую информацию в школе, ориентироваться в информационном потоке и в общественных отношениях.

Значение чтения книг для развития ребенка понимают все, и педагоги, и родители. Но на фоне современных технических средств и устройств (компьютеров, планшетов, телевизоров) книга бледнеет и неинтересна для ребенка, он не осознает богатства и ценности знаний, заложенных в ней, не хочет разглядывать статичные картинки и читать буквы, чтоб услышать слово.

Эту проблему должны решать мы, взрослые. Привычку читать необходимо формировать не только у ребёнка, но и у родителей, поэтому нами выбрано направление, которое повысит интерес к книге, к чтению.

Самодельная рукописная книга – это результат совместных творческих усилий всей семьи, и родителей, и детей, прекрасный повод для общения детей и взрослых, повод детям гордиться своими родителями и уважать продукт своего труда, а родителям – повод вырасти в глазах своих детей, показать, что не только воспитатель или специалист в развивающем центре умеет выдумывать, рисовать, вырезать и клеить, но и мама с папой тоже.

В процессе работы над самодельной рукописной книгой родители берут на себя роль изготовителя книги, оформителя, писателя и сказочника. Ребенок же выступает не сторонним наблюдателем, а активным помощником. Именно ребенок придумывает основную сюжетную линию сказки, определяет, как выглядят герои и обстоятельства, рисует образы и места действия. При этом, когда ребёнок будет листать данную книгу, будет развиваться его речь, мелкая моторика.

Кроме того, слушание этих книг будет благотворно воздействовать на развитие ребёнка; познакомит его с процессом изготовления книги, будет способствовать возникновению более устойчивых знаний через непосредственное участие в труде.

Важно поощрять попытки творческих проявлений ребёнка при изготовлении книги (дополнение к рисунку, самостоятельно подбирать цвет, аккуратно заштриховывать).

Совместные беседы – обсуждения плана действия, сочинение продолжения заданного сюжета (что происходит с главными героями, что стало причиной и как, скорее всего, будут развиваться события дальше), сочинение сказок способствует развитию связной речи, памяти, мышления, творческого воображения.

Изготовление самодельной рукописной книги обогащает детско-родительские отношения опытом совместной деятельности, воспитывает интерес, бережное отношение к книгам, как к результату человеческого труда. И самое главное формирует у детей и родителей интерес к произведениям художественной литературы, чтению книг дома.

1. Прудовская С. Н. Книжкины затеи: о том, что можно делать с книгой малышам. / -М. Чистые пруды, 2007. -32с. (библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 2 (14) .

2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» М. Просвещение, 1991г.

3. Елисеева М. Я немножко полежу, да в окошко погляжу/ М. Елисеева //Детский сад со всех сторон. -2000.-№8.

4. Линченко Н. Книга в детском саду/ Н. Линченко //Дошкольное образование. -2003.-№14.

Опубликовано: 16.12

Источники: http://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-355.shtml, http://vospitateljam.ru/formirovanie-interesa-doshkolnikov-k-xudozhestvennoj-literature/, http://www.pedmasterstvo.ru/conference_notes/55

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Лечение лишая у детей народными средствами

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТРАДИЦИОННОЙ И НЕТРАДИЦИОННОЙ далее...

Ребенка понос отказывается еды

Питание при поносе у ребёнка После двух лет у далее...

Роль матери воспитании личности ребенка

Роль матери в далее...

Сценарий дня рождения с клоуном для детей

Сценарий дня рождения для далее...

Популярные статьи

Интересно