Главная » Личность ребенка

Как осуществляется социализация личности ребенка в семье

Семья как важнейший институт социализации личности

Лебедев Сергей Александрович,

студент 5 курса Волгоградского государственного педагогического университета.

Как известно, процесс социализации личности осуществляется на всем протяжении жизни человека. В то же время на разных возрастных этапах он приобретает свои характерные особенности. Это связано с тем, что социализация, как процесс освоения ценностей и норм, развивается в зависимости от возрастной психологии человека и этапов его социально-трудовой деятельности. Однако, своеобразной отправной точкой нравственной социализации, в рамках которой формируются и ценностные ориентации по отношению к миру, является усвоение человеком, начиная с самого раннего детства, норм социального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований.

В связи с этим, можно с полным правом считать, что важнейшим институтом социализации человека является семья.

Это связано с тем, что основную информацию об окружающем мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

В современной науке существует множество подходов к определению понятия «Семья». Однако. в самом общем виде можно сказать, что «Семья - это основанная на браке, кровном родстве или усыновлении малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой» [3, с.526].

Семья вводит ребенка в общество, именно в семье он совершает первые шаги социализации, становится личностью.

Как считает С. Ю. Головин. «личность- это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения» [4, с.116].

Что же касается определения понятия «Социализация», то сам этот термин в настоящее время понимают неоднозначно.

Так, в психологическом словаре, например, дают такое определение: «Социализация - эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности» [4, с.86].

По мнению Н. В. Губина. п од социализацией принято понимать «процесс овладения человеком социальными ценностями и нормами, социальным опытом и знаниями, благодаря чему он становится полноправным членом общества». Это путь от биологического существа к общественному [2, с.86].

Процесс социализации происходит как в результате воспитания, т.е. целенаправленного воздействия на личность, так и в результате самостоятельного осмысления действительности человеком. Практически все, что происходит в жизни человека можно рассматривать как фактор социализации, обуславливающий усвоение тех или иных норм поведения.

Определяющая роль семьи в процессе социализации личности обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. К тому же, семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.

Т. В. Андреева считает, что «семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируются те качества, которые более нигде сформированы быть не могут» [1, с.56].

Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения человека, который не зависел бы от семейных условий в настоящем или прошлом.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью определённого социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее ( девиантное ) поведение, к основным формам которого обычно принято относить правонарушаемость. включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство и т. д.

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает человека к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения, формируя в конечном итоге зрелую, социально-компетентную личность.

1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. п особие. – СПб. Речь, 2004. – 244 с.

2. Глоссарий психологических терминов / Под. р ед. Н. В. Губина. – М. Наука, 1999. – 512 с.

3. Социология: Энциклопедия. / Сост. А. А. Грицанов. В. Л. Абушенко. Г. М. Велькин. Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. – Минск. Книжный Дом, 2003. – 1312 с.

4. Словарь психолога-практика. / Сост. С. Ю. Головин. – М. Аст. 2005. – 236 с.

Поступила в редакцию 28.01 г.

Роль семьи в социализации

Большинство отечественных исследователей отмечают, что семья – это микросреда, являющаяся для ребенка источником чувственного опыта. Душевное состояние ребенка определяется своим собственным отношением к родителям и тем, чувствует ли он любовь со стороны родных и близких, свою значимость для родителей.

Ребенок реагирует на происходящее в зависимости от того, как он осмысливает, осознает себя в семье, а это, в сущности, является фундаментом для отношений с людьми, которые он строит в данный момент или которые ему предстоит построить.

Руководствуясь этими своеобразными сценариями, подросток формирует представления о поступках окружающих по отношению к нему и чувствах, которые они испытывают к нему или будут испытывать. Причем эти сценарии характеризуются стабильностью, часто они проходят с человеком через всю жизнь. Психологи и педагоги, работающие с «трудными» подростками, не понаслышке знают, как нелегко переубедить их в том, что они никому не нужны, что взрослые хотят для них только зла.

Основываясь на своем жизненном опыте и обобщая его средствами, доступными в данный момент интеллекту, подросток часто формирует различные внутренние позиции. Они являются обобщенным отражением того, как ребенком воспринимается отношение к нему родителей и каково его собственное отношение к себе.

Например, результаты исследований, направленных на изучение взаимоотношений в семьях, говорят о том, что подростки-девианты озвучивают важность понимания и согласия в семье в два раза чаще, чем благополучные учащиеся. Вместе с этим они до конца не уверены в ключевой роли семьи для развития личности. Лишь немногие подростки с девиантным поведением считают, что счастье в семье определяется заботой и любовью родителей, а также дружественными взаимоотношениями. Половина респондентов – подростков с отклоняющимся поведением, уверены, что родители обязаны уважать права ребенка и считаться с его мнением. Такие подростки имеют несколько искаженное понятие об идеальной семье – оно заключается в том, что семья должна жить без скандалов, конфликтов и драк.

Значительно отличаются результаты опроса относительно степени вторжения родителей в личное пространство подростка. Только 12% девиантов отметили вмешательство родителей в свою личную жизнь как нежелательное, в то время как половина подростков из социально благополучных семей полностью отрицают подобное вмешательство.

Это обусловлено тем обстоятельством, что в отношении асоциальных подростков родители придерживаются воспитательной стратегии дистантного, агармоничного характера с издержками формализма во взаимоотношениях, безынициативностью в решении детских проблем, полной или частичной утратой ответственности за будущее своего чада. Это доказано исследованиями, по результатам которых подростки с адаптивным поведением в три раза чаще, чем девиантные одногодки, отмечают, что в семьях к ним проявляют заботу и любовь.

Подростки с делинквентным поведением намного реже чувствуют в отношениях с родителями проявление теплоты и открытости, будучи неудовлетворенными в общении. Чаще всего отношение родителей проявляется в грубости, враждебности и отстраненности, постоянном вмешательстве в личную жизнь ребенка. Они в пять раз чаще, чем адаптивные подростки, говорят о чувстве беспокойства и опасности.

Подростки с девиантным поведением воспринимают семью как препятствие для удовлетворения базовых потребностей. Таким образом в системе взаимоотношений семьи подростку не удается найти своего места, и он в процессе общения с родителями чувствует неудовлетворенность, напряжение. Формами проявления этих отрицательных эмоциональных переживаний являются агрессия или уход от травмирующей ситуации, что проявляется в бродяжничестве, алкоголизме. наркомании и т.д.

Для подростков родители -это некая микрогруппа, которая занимается подавлением их активности, ограничивает их самостоятельность, стремится к чрезмерному контролю их поведения, ущемляет их права. Подобное родительское отношение ребенок воспринимает как наставление, поучение, отвержение.

Постоянно чувствуя родительское раздражение, подросток, ощущает себя ненужным. Он теряет чувство значимости, что вызывает у подростка стремление изолировать себя от психотравмирующей ситуации. Результат – демонстративно негативное, противоправное, а порой и преступное поведение с целью оттолкнуть от себя взрослого.

Отсутствие полноценных отношений с родителями ведет за собой поиск новых форм и средств для обретения внимания, родительской любви, ощущения своей значимости в семье. Чувство отверженности заставляет ребенка бороться с не удовлетворяющей его ситуацией. Причем для него семья и есть первопричина такой ситуации, поэтому по отношению к ней ребенок настроен враждебно и осуществляет попытки восстановить эмоциональный контакт с родителями. А для этого в восприятии подростка нет ничего лучше, чем неадекватные формы поведения с целью воздействия на родителей.

Например, подросток привлекает внимание посредством действий, которые вызывают у родителей настороженность, обеспокоенность. В подсознании ребенка формируется вывод, что девиантное поведение является верным средством завоевания любви и заботы родителей для удержания их возле себя. Все это говорит о том, что определенная внутренняя позиция подростка детерминирована межличностными отношениями в семье.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

07/05/2012 в 19:28

Все верно, ребенок берет с собой в жизнь то, что видел дома, в семье. В жизни ребенка должен присутствовать значимый взрослый, если не родитель, то тренер, учитель, а часто получается, что это плохая компания. Родители, не кричите, что у вас плохие дети, начните себя! Все ли правильно вы делали?!

03/06/2012 в 14:42

Очень хорошая статья. Согласна со всем. Не раз замечала, что отношения в семье напрямую зависят от того каким будет человек взрослым и как будет в будущем строить уже свою семью. Практически 100%, что сценарий жизни родителей повториться в семье в следующем поколении, даже если человек и хочет, чтобы все было по-другому, на подсознании он поступает так, как его родители поступали с ним.

29/07/2012 в 12:16

К сожалению, очень многие родители полагают, что их роль заключается в том, чтобы обеспечить ребенка материально и заниматься с ребенком, к тому времени, пока эти функции не возьмет на себя государство. После этого родители не столько воспитывают ребенка, сколько ожидают (в худшем случае случае -требуют) от него положительных результатов: хорошо учись, хорошо занимайся Такой подход есть в корни неправильным и, как я считаю, есть прямым результатом той системы, в которой жили и воспитывались эти родители.

04/10/2012 в 20:30

семья -ячейка общества. воспитание детей и построение внутренних взаимоотношений в семье -дело не простое. в каком обществе мы хотим жить? какое отражение себя мы хотим увидеть в своем ребенке, когда он вырастит? если не понимаем всей важности роли родителей..

Добавить комментарий Отменить ответ

Воспитание в семье

Семейное воспитание (оно же воспитание детей в семье) — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь опережает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно четкую зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какова семья, таков и выросший в ней человек.

Эта зависимость давно используется на практике. Опытному педагогу достаточно пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга.

Подытоживая эти в общем-то хорошо известные воспитательные функции семьи, приходим к следующим выводам:

Влияние семьи на ребенка сильнее других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью.

В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут.

Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какова семья — таково общество.

Источники: http://jurnal.org/articles/2010/ped6.html, http://psychologyc.ru/rol-semyi-v-sotsializatsii-rebenka/, http://pedlib.ru/Books/1/0221/1_0221-345.shtml

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Эдас сироп детей отзывы

Гомеопатический препарат Эдас 306 – это прозрачный сироп с далее...

Анальгин свечи для детей цена

Анальгин от 6.00 руб. до 180.00 руб. Найти и купить препарат далее...

Ребенка бурлит животе рвота

Болезни, при которых бурлит в животе и понос Бурление в далее...

Развитие игровой деятельности детей 4 5 лет

Игра и её значение для развития ребёнка 4-5 далее...

Популярные статьи

Интересно