Главная » Личность ребенка

Кризисы развития личности ребенка

Личностные кризисы и развитие личности

Личностный рост и развитие, даже сопровождающийся трансформацией, кризисом является не всегда. Личностное развитие, как разновидность развития вообще, может происходить в результате самых разнообразных процессов.

Развивающееся производство временно остановилось в связи с необходимостью перестройки технологического процесса. Это - кризис? Не обязательно. Если это плановый процесс и условие дальнейшего роста, то такой штатный момент развития предприятия кризисом никто не назовет, все в порядке и все довольны.

Гусеница застывает в куколку - у нее нормальный этап трансформации, естественный момент ее роста. Она выпорхнула бабочкой - кризисом происшедшее назвать трудно, никто ни с кем не сталкивался, никаких острых стадий нигде не было.

Мнение, что личностные кризисы обязательно сопровождают рост и развитие личности, не более чем миф. Можно ли в принципе говорить о личностных кризисах маленького ребенка - вопрос отдельный и не простой. Л.С. Выготский писал о кризисах развития: до определенного возраста каждый переход на новую ступень развития личности как правило является одновременно и личностным кризисом. Кризис трех лет - это ступень развития ребенка, часто сопровождаемая еще и болезненными процессами, личностным нездоровьем маленького человечка. Ребенок буянит, протестует, устраивает истерики.

Когда ребенок готов к новым отношениям, а родители тормозят, дело завершится кризисом. Если взрослые не замечают, что ребенок - уже не малыш, что сюсюканье ему уже не нравится, что он хочет иметь свой угол, свое мнение и в принципе свои права, то рано или поздно ребенок начинает об этом заявлять родителям в конфликтной форме. Проблемное поведение ребенка в периоды так называемых возрастных кризисов связано не столько с ростом и развитием ребенка, сколько с некомпетентностью его родителей.

Наблюдения свидетельствуют, что развитие ребенка от этапа к этапу может не сопровождаться кризисными явлениями, в любом случае очень многое зависит от атмосферы семьи, где растет и развивается ребенок.

Что касается жизни взрослого человека, то процесс его роста и развития может идти вполне здоровым путем, планово, личностными кризисами не сопровождаясь. Нет никаких данных, свидетельствующих о том, что личностные кризисы - обязательная составляющая жизни и личностного развития каждого взрослого человека. Будут ли те или иные ступени развития уже взрослой личности сопровождаться личностными кризисами - депрессиями, алкоголизацией, проблемным уходом из семьи - зависит от степени готовности человека к этим новым этапам в его жизни. Личностный кризис - показатель не взросления, а неготовности человека к изменениям.

Возрастные кризисы детей вспыхивают, когда ребенок уже изменился, готов к новым отношениям - а родители тормозят. У взрослого человека возникает возрастные кризисы, когда меняется его жизнь, возникают новые обстоятельства, а человек - тормозит, к новым жизненным вызовам не готов. При этом фактом является то, что большое число взрослых людей живет с вполне инфантильным мировоззрением и готовить себя к будущему нужным не считают. Естественно, в этом случае закономерным образом личностные кризисы их ждут, становясь возрастными кризисами.

Гейл Шихи выдвинула предположение, что возрастные кризисы посещают современного человека каждые семь лет. В сильно упрощенном виде: 16 лет Я не маленький! , 23 года - Я полноценный взрослый , 30 лет - Мечты юности несостоятельны , 37 лет - кризис середины жизны, замаячила Смерть, и так далее. Смотри →

Личностные кризисы можно рассматривать как определенный этап в развитии личности, однако исследования показывают, что позитивная оценка результатов кризиса для личности (переосмысление жизни, открытие новых горизонтов) - вещь достаточно редкая, не более 5%. Более эффективно взрослый человек развивается не через кризисы, а здоровым, плановым путем. Более предпочтительно вырабатывать не позитивное отношение к личностным кризисам, а ориентировать людей на позитивную мотивацию в своем личностном росте и развитии. См.→

Личностные кризисы можно рассматривать как определенный этап в развитии личности, однако исследования показывают, что позитивная оценка результатов кризиса для личности (переосмысление жизни, открытие новых горизонтов) - вещь достаточно редкая, не более 5%. Более эффективно взрослый человек ра.

  • Личностные кризисы - среднесрочное (от недели до года). без явных внешних причин периодически возникающее временное личностное нездоровье, которое объясняют особенностями внутренней динамики личностного развития человека. Напомним, личностное нездоровье - это проблемное состояние невозможност.

  • Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В разви.

  • Некоторые деятельные, ответственные и оптимистичные женщины считают, что плохие семьи бывают только у плохих жен , и верят, что если она всегда будет безукоризненно хорошей женой, ее не ждут неожиданные неприятности. К сожалению, это не всегда бывает так. На ее семью (точнее, на ее мужа) могу.

  • Возрастные кризисы - психологически трудные моменты в жизни человека, личностные кризисы, связанные с его возрастом.

    Самые популярные материалы

    • Первое свидание - событие, где люди могут понять, насколько они интересны друг другу, есть ли у них.

    • Для того, чтобы успевать «всё», для начала нужно сделать несколько простых шагов. Определить, для че.

    • Мужчина хочет, чтобы любовь женщины выражалась так, как он хочет, при этом языки любви у мужчин обыч.

      11. Кризисные периоды развития личности.

      Можно выделить следующие кризисы.1) кризис новорожденного – это переход от одной формы существ-я к др..2) кр. 1 года жизни – желания не совпадают с возможностями, хочет но не может,3) кр. 3хлет –н астаивает на своем мнении, Я-сам,4) кр. 7 лет – внутреннее переживание, эффект горькой конфеты – ему плохо он скрывает,5) кр. 13 лет – (подростковый возраст), переждать это время до 14 лет. Бунтуют против отношения к ним взрослых. Появляется чувство взрослости. Кризис рождения Я социального,6) кр. 17 лет – плавно переходит из подростка. Самоопределение в растущем самосознании, саморазвитииа ) учебно- проф -я деят-ть,б ) общение со сверстниками и родственниками .М ного планов но не может их решить. Выход из кризиса, если свершилось самоопределения,7) кр. 21-23 года – в псих-и кризис молодого специалиста. Теряет чувство психол -й защищенности. Повышенный уровень тревожности, восприятие стресса ослабевает. Совершает ошибки молодого спец- та .а ) не умеет применить и преломить знания,б ) все время работал маленький отрезок. А при работе 11 мес. – отпуск .Н е умеет рассчитать свои силы.Усталость. апппатия к работе,в ) трудность и проблема возникает когда у него некомпетентный первый шеф,г ) конфликт поколений, свойственен для всех стран. Молодежь счиает себя прогрессивной, др. считают неопытной, самонадеянной ,д ) проблема: отсутсвие четких критериев качества оценки деят-ти мол- го спец- та,е ) может быть перекрыта инф-я о работе мол- го сп -та. Этот кр. Совпадает с семейными, личными проблемами. Начало семейной жизни. В 25 лет 60% мужчин не собираются жениться. Трудные 5 лет семейного существования совпадают с кризисом мол- го сп -та. В этот период закладываются эконом-е. нравственные, психолог-е основы семейной жизни.50 % браков распадаются. Психолог-я некомпетентность (муж. и жен. не знают др. др.) Сексуальная, педагогическая (разные точки зрения на воспитание детей ) накомп-ть. Большой стресс появление реб-ка.8)кризис 30 лет – кризис несоответствия возможностей и удовлетворения потребностей. Кр. Первоначального переосмысления и дальнейшее планирование жизни. Раньше проявляется у женщин (называют кухонным бунтом). Задумывается о возможности самореализации. Просыпается чувственность. Повышают квалификацию, меняют профессию. Выход из кризиса 33 года, приводит к стабильной жизни. К 30-35 годам наступает чувство полноты жизни. Более счастливы чем в подрост-м возрасте.9) кр. 40 лет – кризис «середины жизни». Остро ощущают мужчины. Внешние признаки старения(лысеют, седеют, морщины)У мужчин психол -я менопауза( псевдоимпотенция ).Формируется реалистич -я самооценка основанная на реальных достижениях .К арьерный рост, руководят общ-м. Муж. становится объектом привлекат-ти для мол. девушек .Б олезненно относятся к скрытым стрессамПотеря родителей. Роль старшего в семье. Осознает, что высокое положение ч-ка не всегда обозначает счастливую жизнь. 10) кр. 50 лет – особый рубеж, кр. Филосовского переосмысления жизни. Предстарческий возраст. Изменение в здоровье обусловленное возрастными особен -ми. (дальнозоркость, хр. Болезни обостряются, утрачивают мышечную силу )С нижение физической активности. Подготовка к выходу на пенсию. Генеративность – стремление иметь учеников.11) кр. выхода на пенсию – кр. и стресс очень тяжелый. Значимы его проф -е успехи. Когда встает. о прекращении его проф -й деят-ти. возникает тяжелое стрессовое состояние. Особенно если по неволе. Чем он будет заниматься на пенсии? Миф о старости. с возрастом умственные способности снижаются, потеря интереса к сексу, миф о том, что старики это потребители, миф об одиночестве пожилых людей, страх перед смертью (откладывают на смерть ). Этот кризис выхода на пенсию можно решить: найти новый ведущий соц-й план жизни, осознать факт ухудшения здоровья, без ужаса принять мысль о смерти. Заняться творчеством, путешествовать и т.д.

      • НА ГЛАВНУЮ
      • Здоровье — жизнь, спорт и красота.
      • ВВС РОССИИ, БУМАЖНЫЕ МОДЕЛИ САМОЛЁТОВ, АВИАНОВОСТИ
      • Кризисы возрастного развития

        Кризисы возрастного развития - Под кризисами имеются в виду переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знаменуют собой завершение одного этапа развития и начало другого. Такие периоды характеризуются отмиранием старого, когда ребенок теряет немалое из приобретенного прежде. Основной смысл переходного периода состоит в позитивных изменениях личности, которые дополняются отмиранием старого лишь настолько, насколько этого требует развитие новых свойств и черт.

        Центральное для определенного возраста новообразование, являющееся как бы обобщенным результатом, итогом всего психического развития ребенка, несет в себе побудительную силу и становится исходным для формирования личности ребенка следующего возраста. Это дает право рассматривать кризисы в качестве переломных этапов онтогенетического развития личности.

        Все возрастные кризисы характеризуются некоторыми общими чертами. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными; часто вступают в конфликт с окружающими взрослыми, особенно родителями и воспитателями; у них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства и негативизма. Такую реакцию на стыке двух возрастов дают дети, у которых не удовлетворяются или даже активно подавляются новые потребности, появляющиеся в конце каждого этапа психического развития вместе с центральным новообразованием соответствующего возраста.

        Итак, типологическое (возрастное) развитие детей характеризуется рядом общих, типичных черт. Каждый возрастной период связан с изменением социальной ситуации развития и приносит ребенку особое личностное новообразование.

        Как правило наиболее трудно дети, а поэтому их родители и учителя, переживают переходные периоды от одного возрастного этапа к другому. Возникающее к этому времени внутреннее противоречие между имеющимися у ребенка возможностями и новыми потребностями становится одной из основных движущих сил развития, так что к внутренним конфликтам на границах возрастов взрослым следует относиться спокойно. Они могут помочь ребенку в расширении его возможностей, в овладении средствами, необходимыми для удовлетворения новых потребностей, и освоения новых сфер жизни. Если же новая потребность подавляется внешними социальными требованиями, то кризис у него обостряется и затягивается. В переходные периоды особенно нужны терпение, тактичность. Жесткое давление на ребенка, не приносит ожидаемых результатов.

        Источники: http://www.psychologos.ru/articles/view/lichnostnye_krizisy_i_razvitie_lichnosti, http://psygos.ru/otvet/11.php, http://azps.ru/handbook/k/kriz39.html

        Комментариев пока нет!

        Ваше имя *
        Ваш Email *

        Сумма цифр внизу: код подтверждения

        Избранные статьи

        Проспан цена сироп для детей

        Проспан 20 мл - флаконы темного стекла далее...

        Роль средств в психическом развитии ребенка

        Игрушка является неизменным далее...

        Калина от кашля рецепт для детей

        Калина с медом от кашля Как приготовить народное средство далее...

        Сколько держится сыпь при аллергии у детей

        сколько дней может далее...

        Популярные статьи

        Интересно