Главная » Личность ребенка

Личность ребенка как системное явление

Личность и его психика

Категория личности в современных научных исследованиях, социального прогресса и общественном сознании занимает одно из центральных мест. ее раскрытия дает возможности для целостного подхода к выяснению сущностных сил и потенциала человека, системного анализа и синтеза его психических функций, процессов, состояний, свойств. Однако в психологической науке не существует единого, общепринятого взгляда на природу личности.

Человек как много системное явление

Чтобы понять сущность личности, следует выяснить соотношение этого понятия с такими понятиями, как индивид , человек , индивидуальность , объект , субъект и др. (рис. 4.1).

Человеческое дитя рождается на свет с генетически заложенными в нем возможностями стать человеком. Младенцу присущи анатомические и физиологические свойства тела и мозга, принадлежащих только человеку. Они обеспечивают в перспективе овладения прямохождением, орудиями труда и языком, а также развитие мышления, сознания, самосознания и тому подобное. Но система биологических, генетических, анатомических, физиологических факторов предусматривает становление человека лишь в определенных социальных, культурно-исторических условиях цивилизации. Биологически обусловленную принадлежность новорожденного ребенка и взрослого человека именно к человеческому роду и ее отличие от животных зафиксировано в понятии индивид .

Индивид - это то человеческое биологическое основание, которое обеспечивает развитие личности в социальных условиях. Факты из жизни детей, с детства попали к животным (волчьих) стай и которые не удалось вернуть на путь человеческого развития, показывают, что человеком можно стать только в социальном окружении, проходя определенный последовательный путь социализации индивида, созидания личности. Человека как индивида характеризует ее возраст, профессия, пол, внешность, образование, привычки, увлечения.

Но, появившись на свет как индивид, человек приобретает особые социальных свойств, он становится личностью. И это приобретение возможно только в социуме. Поэтому можно утверждать, что личность - это социальное явление, продукт развития общества, объект и субъект исторического процесса и общественных отношений (взаимодействия с другими субъектами жизнедеятельности и общения).

Рис.4.1.Людина в разных измерениях.

Понятие личность относится соответствующих свойств индивида, причем речь идет о своеобразии, неповторимость, уникальность индивида, т.е. индивидуальность. Однако понятие индивид, личность и индивидуальность не являются тождественными: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека.

Личность можно понять только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из ее участников, то есть личность предстает как реальность для других.

Человек как социальное и биологическое существо является носителем личности. Понятие человека значительно шире понятия личности, ибо охватывает большой круг социальных и биологических признаков - антропологических, этнографических, национальных, культурных и др.

Человек как личность добровольно приобретает той или иной социальной роли, осознает возможные последствия своих действий после их выполнения и понимает всю полноту ответственности за их результаты.

Но процесс выполнения социальной роли, социальный статус и ранг личности, ее позиция в жизни и на службе, способность действовать добровольно, самостоятельно и ответственно отражаются в тех индивидах (их сознания), которые ее окружают, работают с ними.

Личность - это образ жизни, образ социального бытия. Она может утверждать себя и на негативных нормах и ценностях, которые есть в человеческой культуре. Поэтому личность нельзя рассматривать только с положительным знаком. Особенно ярко это проявляется в так называемых исторических личностях, среди которых немало героев и прогрессивных деятелей, но есть и немало тиранов, человеконенавистников. Личность - это внешнее и внутреннее психическое.

Личность определяется через зал ученость человека к конкретным общественных, национальных, культурных и исторических отношений, которые требуют сознательной продуктивной деятельности и общения. В философско-психологическом аспекте личность - это объект и субъект исторического процесса и собственной жизни. Она - продукт эпохи, жизни своей страны, нации, своей семьи и одновременно - очевидец и участник общественного движения, творец собственной и общей истории.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Системный подход к моделированию индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями зрения SYSTEMATIC APPROACH TO THE MODELLING OF INDIVIDUALIZATION OF MEDICAL, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT OF PRESCHOOLERS WITH VISUAL IMPAIRMENT Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ,
  • ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ,
  • КЛИНИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ,
  • INDIVIDUALIZATION OF MEDICAL ,
  • PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT ,
  • VISUALLY IMPAIRED CHILDREN ,
  • CLINICAL ,
  • PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Дружинина Лилия Александровна

В статье рассматривается системный подход к моделированию индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения. Показана взаимосвязь клинико-психолого-педагогической характеристики состояний ребенка с принципами планирования процесса индивидуализации на основе разработки оригинальных путей и программ индивидуального обучения и воспитания, которые вносят новое видение поэтапного, пошагового, перманентного расширения образовательного маршрута на основе учета «зоны актуального развития» для разработки «зоны ближайшего развития».

Abstract 2012 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Druzhinina Liliya Aleksandrovna

The article dwells upon systematic approach to the modelling of individualization of medical, psychological and pedagogical accompaniment of preschoolers with visual impartment. The author shows interrelation of clinical, psychological and pedagogical characteristics of a child’s state and principles of planning the process of individualization on grounds of development of special ways and programs for individual education and upbringing that add a new vision of a phased and permanent expanding of educational route based on including «actual progress zone» for the development of «proximate progress zone».

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Известия Самарского научного центра Российской академии наук , Дружинина Лилия Александровна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Дружинина Лилия Александровна Системный подход к моделированию индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями зрения // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. №2-3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-k-modelirovaniyu-individualizatsii-mediko-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-doshkolnikov-s-narusheniyami (дата обращения: 15.09).

Дружинина Лилия Александровна Системный подход к моделированию индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями зрения Известия Самарского научного центра Российской академии наук 14 (2012). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-k-modelirovaniyu-individualizatsii-mediko-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-doshkolnikov-s-narusheniyami (дата обращения: 15.09).

Дружинина Лилия Александровна (2012). Системный подход к моделированию индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями зрения. Известия Самарского научного центра Российской академии наук URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-k-modelirovaniyu-individualizatsii-mediko-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-doshkolnikov-s-narusheniyami (дата обращения: 15.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Дружинина Лилия Александровна Системный подход к моделированию индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями зрения // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. №2-3 С.660-666.

Дружинина Лилия Александровна Системный подход к моделированию индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями зрения Известия Самарского научного центра Российской академии наук 14 (2012).

Дружинина Лилия Александровна (2012). Системный подход к моделированию индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями зрения. Известия Самарского научного центра Российской академии наук

  1. 1 Депривация, депривационные феномены, виды депривации
  2. 2 Депривация как причина и как следствие нарушенного развития
  3. 3 Влияние депривации на процесс формирования личности
  4. 4 Влияние первичного нарушения на ход формирования личности
  5. 5 Характерологическая специфичность разных форм дизонтогенеза
Депривация, депривационные феномены, виды депривации
Термин «депривация». активно вошедший в психологический словарь в середине 80-х годов XX столетия, в буквальном смысле означает «лишение». По своей сути
  • депривационные феномены представляют собой
  • многообразные измененные состояния сознания и
  • различные варианты нарушений нормального хода
    возрастного психического развития, вследствие
    более или менее длительного блокирования
    значимых психофизиологических потребностей
    .
В настоящее время не существует ни единой теории депривационных явлений, ни общей их классификации. Наиболее распространенная эмпирическая классификация базируется на выделении нескольких ее видов в зависимости от характера блокируемой потребности. Так, принято говорить о депривации:
    • сенсорно-перцептивной,
    • коммуникативной,
    • кинестетической,
    • эмоциональной.
    Хорошо известно, что разные люди весьма индивидуально реагируют на депривационные ситуации. Человек может находиться достаточно долго в ситуации депривации, но при этом не проявлять никаких выраженных признаков депривационных феноменов, и наоборот. Для профессионалов в области специальной психологии особый интерес представляют такие формы депривации, как:
      • коммуникативная
      • эмоциональная.
      Депривация как причина и как следствие нарушенного развития

      Недостаточность общения и эмоционального тепла. особенно в первые годы жизни, может весьма пагубно сказаться на психическом развитии ребенка. Указанные обстоятельства говорят о том, что депривационные ситуации могут стать серьезной причиной выраженных отклонений в развитии ребенка .

      Некоторые варианты нарушенного развития сами являются причиной возникновения депривационных явлений. что дополнительно отягощает процесс развития.

      Сказанное позволяет утверждать, что
      • депривация может выступать одновременно
      • и как причина нарушенного развития,
      • и как следствие нарушенного развития.
      Помимо этого, для большинства детей с проблемами в развитии. особенно в дошкольном возрасте, характерна ситуация коммуникативной депривации .
      Влияние депривации на процесс формирования личности

      Все вышеизложенное делает проблему профилактики депривационных ситуаций в развитии проблемных детей чрезвычайно актуальной, как в практическом, так и в теоретическом отношении. Наиболее деформирующее влияние депривация оказывает на процесс формирования личности .

      С точки зрения современного системного подхода личность чаще всего рассматривается не как отдельный компонент психики, а как особое свойство психики, способ организации и саморегулирования .

      А. Н. Леонтьев характеризовал личность, как системное и сверхчувственное качество. указывая при этом на то, что носителем этого качества является телесный, чувственный индивид с присущими ему врожденными и приобретенными свойствами. Последние представляют собой лишь условия и предпосылки формирования личности человека, всецело не предопределяя ее сущности.

      Влияние первичного нарушения на ход формирования личности

      В специальной психологии долгое время основное внимание уделялось изучению преимущественно познавательных процессов. Но по мере возрастающего осознания значимости проблем трудовой адаптации и социальной интеграции инвалидов все больше актуализировался интерес к вопросам своеобразия формирования личности при различных отклонениях в развитии.

      Одновременно с этим развернулась весьма бурная дискуссия по вопросам о том — может или не может оказывать негативное влияние первичное нарушение на ход формирования личности. Высказывалось несколько точек зрения.
      1. Первая состояла в отрицании какого бы то ни было
        негативного влияния первичного нарушения
        на процесс формирования личности особого ребенка.
      2. Сторонники второго подхода
        отстаивали идею о дифференцированном влиянии
        основного патогенного фактора.
      3. Представители третьего направления постулировали идею,
        согласно которой развитие личности в целом
        должно с неизбежностью испытывать на себе
        негативное влияние основного нарушения.
      Упомянутая нами дискуссия остается актуальной и в настоящее время.


      Сегодня вряд ли может вызывать сомнения идея о негативном влиянии основного нарушения на процесс формирования личности особого ребенка. Системный характер строения человеческого сознания предполагает, что нарушения одного компонента или процесса его развития на определенном этапе с неизбежностью должно сказаться на прочих составляющих .

      Характерологическая специфичность разных форм дизонтогенеза

      Весьма важным и не до конца решенным является вопрос о характерологической специфичности разных форм дизонтогенеза. Проще говоря, вопрос о том, существуют ли типичные черты личности, свойственные только, скажем, для незрячих, неслышащих и т. д. Выделяемые в современных исследованиях характерологические профили весьма многообразны, но пока не существует веских оснований считать их узко специфичными, т. е. характерными для конкретной формы дизонтогенеза. Следует также особо подчеркнуть и то, что приводимый список негативных личностных характеристик может быть свойственен не только лицам с самыми разными формами нарушенного развития, но и лицам без таковых. Тем не менее, сказанное означает, что совершенно разные причины способны приводить к весьма сходному результату, т. е. к общему набору отрицательных характерологических свойств, что вероятнее всего свидетельствует о непрямом, а опосредованном влиянии изначально разных причин. Это дает основание отнести отрицательные свойства личности к разряду модально неспецифических закономерностей нарушенного развития. да и то как факультативных, т. е. необязательных, имеющих место быть далеко не всегда и не у всех.

      Личностные изменения возникают не прямо под влиянием нарушения какой-то конкретной функции, ибо сами функции безличны. Личность характеризуется внечувственностью, несводимостью к своим природным предпосылкам, в том числе и к отдельным функциям. Личность формируется в процессе включения человека в систему общественных отношений. Та или иная патология, прежде всего, затрудняет процесс врастания в эту систему, изменяет характер самих этих отношений как избирательных связей человека с миром и, прежде всего, с миром культуры. И только через нарушение этих связей, т. е. опосредованно, недостатки отдельной функции способны повлиять на процесс формирования личности.

      Источники: http://studbooks.net/1322/psihologiya/lichnost_psihika, http://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-k-modelirovaniyu-individualizatsii-mediko-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-doshkolnikov-s-narusheniyami, http://www.psi-sintez.org/Correctional/Sorokin-Kokorenko/11

      Комментариев пока нет!

      Ваше имя *
      Ваш Email *

      Сумма цифр внизу: код подтверждения

      Избранные статьи

      Антибиотик от ангины для детей суспензия

      Антибиотики для детей при ангине Известно, что антибиотик при далее...

      Санасол сироп для детей инструкция

      САНА-СОЛ ® - ПОЛИВИТАМИННЫЙ КОМПЛЕКС в далее...

      Личность ребенка воспитательном процессе

      Дети как объект и субъект воспитания ПоделитьсяДети как далее...

      Первая помощь ребенку рвоте поносе

      Рвота у ребенка далее...

      Популярные статьи

      Интересно