Главная » Личность ребенка

Личность ребенка субъекта образовательного процесса

Особенности диагностики воспитательного процесса в образовательном комплексе Начальная школа – детский сад

Воспитание является важнейшей функцией общества. Без него не возможно развитие общества, существование человеческой цивилизации. Однако, в условиях политической и экономической нестабильности в стране, утраты духовности и основных ценностных ориентиров в постсоветский период, воспитание подрастающего поколения остается одной из самых острых проблем образования. Современное складывающееся постиндустриальное общество требует от личности социальной мобильности, креативности, стремления к достижению успеха. Формированию такой личности может способствовать только системный воспитательный процесс.

Именно поэтому в муниципальном образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста “Начальная школа – детский сад № 1” города Ангарска Иркутской области, сконструирована и реализуется воспитательная система, созданная педагогическим коллективом в период с 2000 по 2003 год.

Основной целью воспитательной системы комплекса является – актуализация и обогащение индивидуального опыта, личностных качеств, субъектности, способностей и интересов детей с 3 до 10 лет в условиях непрерывного преемственного воспитания и развития.

Модель воспитательной системы состоит из 3-х взаимосвязанных компонентов:

1. Событийное окружение личности – компонент является системнообразующим комплекса.

Его содержание составляет авторская программа “Открытие мира ребенком”, созданная и апробированная педагогическим коллективом.

Основная методика организации – коллективная творческая деятельность. Каждый учащийся и воспитанник является субъектом этих событий. Его участие в них пропорционально его жизненному опыту, возможностям, способностям и интересам.

2. Предметно-пространственное окружение – компонент включает в себя как помещение комплекса, насыщенное предметно – развивающей средой, так и пространство его социального окружения.

Предметно-пространственная среда создается по принципу зонирования и побуждает детей к самостоятельному творчеству, поиску информации, стимулирует на познавательную и исследовательскую деятельность.

3. Личностно-ориентированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса – компонент осуществляется за счет взаимодействия по направлениям: ребенок – ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель, учитель – родитель, учитель – учитель, родитель – родитель.

Основной стиль взаимодействий – субъект-субъектные отношения.

Самым сложным в конструировании воспитательной системы стало определение ее эффективности, то есть соотношение поставленной цели и полученных результатов.

Каковы могут быть результаты воспитания? Как определить сформированность того или иного интегративного качества личности у ребенка? Как измерить его индивидуальный опыт, его способности и интересы?

В современной педагогической литературе встречается достаточно много определений понятия “уровень воспитанности” и методов его определения. Но отвечают ли они цели воспитания, поставленной в комплексе? Соответствуют ли признаки воспитанности личности в разных методиках модели выпускника образовательного учреждения?

Все эти вопросы подтолкнули нас к определению собственных критериев и показателей эффективности воспитательной системы, которые позволили бы рассматривать личность ребенка как цель, субъект и результат воспитательного процесса:

Возникла ошибка при обработке запроса

Личность ребенка как субъект и объект воспитания

Воспитание — целенаправленный и сознательно контролируемый процесс социализации личности, взаимодействия детей с окружающей естественно-социальной средой (прежде всего с взрослыми), результатом которого считается утверждение конкретных сторон и свойств личности.

Субъектом воспитательного процесса считается индивид с развивающимся самосознанием, стабильной системой мотивов (убеждений, потребностей, идеалов, интересов), активно участвующий в сознательной деятельности.

Субъект — это всегда сознательно действующее лицо и никак иначе, ведь в своих действиях, в актах собственной творческой деятельности он обнаруживается и проявляется, учреждается и определяется. Тем, что он делает, можно определить, кем он является; по направлению его деятельности можно определить и формировать его самого. Можно сказать, что быть личностью - это значит быть создателем себя самого и окружающего мира, быть субъектом общения, деятельности, самосознания и созидания.

Однако ребенок является не только субъектом, но ещё и объектом воспитания. Объект воспитательного процесса — это индивид, который не выходит за рамки уже реализованных способностей и ролевых предписаний. Он не ставит перед собой цель расширить среду деятельности, преумножить, разнообразить её. Ему достаточно того, что уже было накоплено в результате предыдущего опыта.

Ребёнок как объект воспитания

Образ ребенка, образ человека — данные понятия пока отсутствуют в российской педагогике. Поэтому мы чаще имеем желаемый идеал школьника, а никак не настоящий образ.

Любой учитель видит образ ребенка лишь через его отношение к учению, т. е. образ ребенка-воспитанника. Зачастую учителя видят в ребенке не субъект воспитания, а объект, что в корне неправильно.

Необходимо видеть личность, субъект воспитания, который невозможен в отсутствии описанных выше шести свойств личности. Данная проблема настолько принципиальна, что в западных странах появилось своеобразное движение антипедагогов, которые желают защитить ребенка от любых воспитательных действий.

По их мнению, учитель обязан дружить с детьми, а не воспитывать. У них имеется антипедагогический образ ребенка и антипедагогическая модель человека.

По их мнению, ребенок сам чувствует, что ему необходимо. Они не признают ребёнка только объектом воспитательного действия.

Например, одна из таких антипедагогических ассоциаций в Австрии называется «Дружба с детьми». Невзирая притягательность наименования, почти все в ее деятельности представляется сомнительным.

С точки зрения данной ассоциации, воспитание — это целенаправленное принуждение, разрушающее личность ребенка. Нашим же педагогам ближе всего идея воспитания как действия взрослых на детей, совместной работы. Но воспитание — это жизнетворчество, процесс осознания, идентификации личности.

Если придерживаться такой позиции, то не появится практически никаких несогласий. Однако не следует забывать, что не может существовать единых рецептов воспитания.

Формирование ребенка как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сформировавшихся форм. Такая практика преобразования сформировавшихся форм воспитания немыслима в отсутствии опоры на научно-теоретическое психологическое познание закономерностей становления ребенка в процессе онтогенеза, потому что без опоры на это познание существует угроза возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его настоящей человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Таким образом, сущность по-настоящему гуманистического подхода к воспитанию ребенка можно выразить в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса обучения. Личная активность ребенка – неотъемлемая часть воспитательного процесса, однако сама активность, формы её проявления и степень воплощения, обязаны быть созданы у ребенка на базе исторически сформировавшихся образцов.

Однако это не означает их слепого воссоздания. Необходимо научиться творчески их использовать, привносить что-то новое, свежее. Следовательно, важно строить педагогический процесс так, чтоб педагог руководил деятельностью малыша, организуя его функциональное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных действий. Преподаватель-педагог может и должен помочь растущему поколению пройти этот независимый и всегда неповторимый путь морально-нравственного и социального становления.

Задачи воспитания

С философской точки зрения, воспитание есть аспект взаимодействия людей, с той особенностью, что перед участниками взаимодействия ставятся особые — воспитательные — задачи, что приводит к изменению психологических черт личности.

Главная задача воспитания — осуществить взаимодействие, которое обладало бы наибольшим воспитательным потенциалом. Предпосылкой деятельности педагога считается осознание событий, ситуаций, условий, которые он хотел бы включить в воспитательский процесс, прежде всего со стороны их гуманитарных характеристик, т. е. характеристик наиболее важных взаимоотношений между людьми.

Значение воспитания заключается, прежде всего, в решение гуманитарных задач. Воспитание обязано приобщать личность к языку человеческой культуры, обязано помочь осмыслить реальность как человеческий мир, как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность итогов.

Оно обязано приучить ребенка видеть сквозь призму собственного выбора и собственных действий отношение к другим людям.

Воспитание - процесс формирования личности как создателя собственной жизни и собственной судьбы. Воспитание готовит человека к субъектной деятельности, вырабатывает ее психологические предпосылки.

Гуманитарные задачи - это, в конечном итоге, нравственные задачи. И воспитание во всех своих проявлениях служит формированию нравственности.

В механизмах гуманистического воспитания личность выступает в качестве эффективной силы, и провоцировать ее энергичность есть главная цель гуманистического воспитания.

Формирование целостной, многосторонне образованной личности — главная цель воспитания. При описательном подходе к исследованию личности она характеризуется как совокупность конкретных свойств: доброты, ответственности, деловой активности, воспитанности, порядочности, честности.

Разные авторы выделяют различные свойства, и у разных людей ядро личности получается разным. Некоторые педагоги и психологи на разных этапах становления ребенка выделяют разные ядра личности. Но необходимо выделять не свойства, а процессы, которые протекают в личности:

  • самовыражение,
  • самопознание,
  • самоопределение,
  • самореализация,
  • самоутверждение,
  • саморегуляция

Опытно-экспериментальная работа 2014 - 2016 Организация интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса (педагоги - учащиеся - родители) с помощью информационных и телекоммуникационных технологий

Решением Совета по развитию образования Невского района Санкт-Петербурга от 19.12 ГБОУ лицей № 329 с 01.01 по 31.12 переведён в режим экспериментальной площадки районного уровня.

Тема экспериментальной работы Организация интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса (педагоги - учащиеся - родители) с помощью информационных и телекоммуникационных технологий .

Социально-культурное развитие современного школьника зависит не только от усилий педагогов, но и от образовательного уровня родителей и их участия в жизни школы и общества.

Взаимодействие между субъектами образовательного процесса (педагоги - учащиеся - родители) значительно обогащает и расширяет воспитательную среду, вскрывает потенциальные резервы целенаправленного формирования личности в том случае, если взаимодействие протекает в целесообразных формах:

если формы взаимодействия интерактивны,

соответствуют современным технологиям ( информационным и телекоммуникационным);

подвижны (т.е. зависят от потребностей участников взаимодействия и содержательной стороны контактов между школой и семьей).

Цель экспериментальной работы. Разработать и внедрить в практику работы школы формы и методы интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса (педагоги - учащиеся - родители) для развития личности ребенка.

Задачи экспериментальной работы

Определить основные проблемы во взаимодействии семьи и школы.

Сформировать у педагогического коллектива представление о путях развития сотрудничества с родителями.

Разработать правила педагогической этики работы с родителями.

Определить направления развития и использования ИКТ в работе учителя, образовательного учреждения в процессе взаимодействия с родительской общественностью.

Создать как для педагогов, так и для обучающихся и их родителей благоприятные условия, обеспечивающие:

развитие информационной культуры человека;

свободный доступ к учебной и научной информации;

развитие умений творчески применять знания в практических ситуациях;

развитие ключевых социокультурных компетентностей участников образовательного процесса.

C материалами по данной теме можно ознакомиться здесь

Источники: http://festival.1september.ru/articles/312414/, http://author24.ru/spravochniki/pedagogika/obschie_osnovy_pedagogiki/lichnost_rebenka_kak_subekt_i_obekt_vospitaniya/, http://school329.spb.ru/pages/oer2016.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Амизончик сироп для детей инструкция

Противопростудное средство Амизончик - отзывы Не ошибусь если скажу, что далее...

Нервно психическое развитие детей 1 3 лет

Нервно-психическое развитие детей до года Всесторонний, внимательный, глубокий анализ психического далее...

Требования ребенку детском саду

Когда цветут детсады Понятно, что главная проблема для предпринимателей, которые далее...

Пероральный дерматит у ребенка

Пероральный дерматит: этиология, симптомы, лечение Заболевание кожи лица далее...

Популярные статьи

Интересно