Главная » Личность ребенка

Личность ребенка воспитательном процессе

Дети как объект и субъект воспитания

Поделиться Дети как объект и субъект воспитания

Статья была Вам полезна?
Поделитесь с друзьями!

Воспитание – воздействие в целях формирования характера, привычек, поведения. Этот процесс представляет собой отношения, в которых есть как объекты, так и субъекты. В качестве участников выступают, с одной стороны, родители или педагоги, с другой – дети. Они обладают определенными полномочиями и правами.

Объектом воспитательных отношений является дитя, как единица, на которую направлена активность воспитательного процесса. Другими словами, это тот, кого конкретно воспитывают. Личность ребенка очень важна для семьи и общества.

Субъект воспитания

Воспитанник выступает активно участвующим в процессе индивидом, имеющим специфичное сознание происходящего, свои интересы и убеждения. Воспитатель, которым, как правило, является родитель или педагог, имеет определенный перечень полномочий, направленных на обучение и развитие малыша:

Партнерство. Здесь очень важно обеспечить равенство сторон в достижении единой цели: формирование уверенного в себе и успешного члена общества.

Сотрудничество подразумевает признание воспитателем прав и свобод подопечного. Это возможно только при создании дружеской атмосферы, располагающей к доверию и контакту.

Наставничество подразумевает собой прямое или косвенное вмешательство воспитателя в жизнь своего подопечного. Главной задачей является вовлечение в воспитательный процесс и ненавязчивое направление в нужную сторону.

Дети могут проявлять себя в различных аспектах:

  • принимать воспитателя как наставника, иметь уважение к нему;
  • быть активным;
  • проявлять самостоятельность;
  • выражать и отстаивать свое мнение;
  • проявлять себя как личность и выражать достоинство.

Степень проявления себя как активного участника воспитательного процесса зависит от возраста.

Дети в качестве объекта

Выступая объектом в осуществлении воспитательских целей, дети: груднички, дошкольники и школьники подвергаются воздействию родителей или педагогов, от которых они получают определенную информацию, необходимую им в процессе развития. Личность чада рассматривается в различных аспектах в зависимости от его возраста. Этот фактор влияет на выбор методов в зависимости от психофизиологического развития и состояния воспитанника.

Являясь объектом воспитания, малыш не должны становиться предметом осуществления полномочий взрослых. Нужно помнить о том, что каждый имеет, в свою очередь, права, которые может и должен реализовывать. При неукоснительном подчинении и безынициативном участии в воспитательном процессе малыш становится замкнутым, скрытным, неспособным самостоятельно мыслить, выражать и проявлять себя как полноправный член общества.

Соотношение личности и воспитания

Несмотря на то, что каждый ребенок индивидуален, есть некоторые границы их возможностей в определенном возрасте: умение понимать слова, интонацию, просьбы, читать и писать. Ориентация в этих закономерностях помогает соотносить возможные меры воздействия со способностями.

Последствия влияния родителей и педагогов могут проявляться в ускорении или торможении развития.

Результат влияния зависит от выбранного подхода. Если он определен неправильно, то развитие может остановиться, находясь на одном уровне с ходом воспитания. При неправомерном и необоснованно завышенном уровне воздействия активность снижается до уровня безынициативности и замкнутости.

Чем ответственнее родитель и талантливее педагог, и чем глубже они заинтересованы в результате, тем более дети наделены субъективной значимостью. Если подрастающее поколение для них -не только часть воспитательного процесса, но и отдельный полноправный субъект с ярко выраженной личностью и правом выражать инициативу в любых ее проявлениях – тем лучше будет результат. Полноценная человеческая личность должна быть целью для воспитателя.

Совершенствуясь с нравственной и творческой сторон, дитя становится индивидуальностью. Воспитывать – значит, воздействовать на подсознание и координировать поведение методами запретов и дозволений. Как объект и субъект маленький человек выступает в зависимости от занятых им позиций во взаимоотношениях со взрослыми (педагогами или родителями).

Поделиться Дети как объект и субъект воспитания

Статья была Вам полезна?
Поделитесь с друзьями!

Полезный материал Родители грудничков, прекрасно знают как сложно порой померить температуру ребенку в необходимый момент времени. Умный термометр прекрасно справляется с этой задачей. Подробнее можно прочесть здесь

Педагогика

Воспитательный процесс

Страница 1 из 5

Объективный воспитательный процесс практически реализует такое общественное явление, как воспитание в его движении и развитии. В нем выявляются его структурные составляющие и та основная «клетка», в которой или благодаря которой осуществляются воспитательные изменения в человеке, происходит формирование его личности. А. С. Макаренко дал следующее определение объективного воспитательного процесса: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей деятельности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им—задача воспитателя».

Объективный воспитательный процесс представляет собою широкое, многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, прежде всего взрослыми людьми. В этом взаимодействии дети являются одновременно субъектом самоизменения и объектом воздействия, благодаря чему они созревают как члены общества, человеческие личности, индивидуальности и приспосабливаются к условиям социальной жизни и производства.

Этот процесс в широком смысле является процессом социализации человека. Главными, основными ею участниками являются дети, взрослые люди и воспитательный коллектив, обеспечивающие формирование личности и подготовку детей к жизни. Ребенок, взрослый человек, коллектив представляют собой в воспитательном процессе как его субъект, так и объект воздействии и взаимодействия.

Ребенок как объект процесса воспитания подвергается воздействию со стороны взрослых, общественных отношений и форм сознания, явлений окружающей социальной и природной среды, усваивает необходимый ему социальный опыт и информацию, обеспечивающие процесс жизни и подготовку к ней. Как участник объективного воспитательного процесса ребенок входит, «вводится» в реально существующую систему социальных зависимостей.

В процессе жизненного взаимодействия, под влиянием социальных зависимостей, различных воздействий у детей складывается представление о мире, формируются навыки, привычки деятельности и поведения, системы привычного сознания, происходит развитие всех психических свойств их личности и мышления. В результате ребенок становится подготовленным участником общественной жизни и производства.

Бесконечное множество отношении и взаимодействий, в которые вступает ребенок, не усваиваются им пассивно и механически. Одни из них оказывают на нею огромное влияние, формируют мотивы поведения, стимулируют деятельность; другие — оказываются нейтральными; третьи — встречаются настороженно, враждебно, вызываю! сопротивление, стремление к их преодолению. Огромное значение для становления личности имеет и спонтанное проявление природных сущностных сил. Все это делает ребенка не только объектом, но и субъектом воспитательного процесса.

Роль воспитателя в развитии личности ребенка

Подобные документы

Сущность методов воспитания как модель организации деятельности педагога и ребенка. Формирование ценностного отношения к миру и самому себе у детей. Роль социального фактора в личностном воспитании. Определение форм и средств воспитательного процесса.

реферат, добавлен 28.09

Своеобразие педагогического процесса в старшей группе. Изучение особенностей воспитания интереса к школе у старших дошкольников. Организация, цели, задачи и содержание работы педагога-воспитателя по воспитанию у старших дошкольников интереса к школе.

курсовая работа, добавлен 22.08

Изучение понятия познавательной деятельности: ее характеристики, компонентов, значения целостного воспитательного процесса. Характеристика роли педагога-воспитателя в правильной организации познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.

контрольная работа, добавлен 21.04

Роль игры в развитии личности ребенка. Категории игр: сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, музыкально-дидактические, их использование в практике детского сада. Работа воспитателя по организации самостоятельной и игровой деятельности детей.

курсовая работа, добавлен 28.01

Особенности личности педагога в общеобразовательном учреждении. Профессиональная деятельность преподавателя: понятие и характеристики. Личностные качества педагога и их роль в воспитании учащихся. Факторы эффективности учебно-воспитательного процесса.

курсовая работа, добавлен 11.04

Роль семьи в нравственном воспитании ребёнка. Влияние педагога-воспитателя на формирование нравственного пространства. Игра как средство всестороннего воспитания личности ребенка и форма организации жизни детей, средство формирования детского общества.

курсовая работа, добавлен 22.04

Роль семьи в развитии личности, цели и задачи воспитания. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей. Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей. Ошибки семейного воспитания.

курсовая работа, добавлен 12.12

Закономерности воспитания как части целостного педагогического процесса. Взаимосвязь мотивов и деятельности. Принципы эффективного воспитания личности ребенка в свете парадигм современного образования. Роль и особенности воспитательного воздействия.

реферат, добавлен 09.11

Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми в условиях реализации предшкольного образования. Учет индивидуально психологических особенностей ребенка, коррекция источников и причин отклонений в развитии. Содержание индивидуальных занятий с детьми.

контрольная работа, добавлен 16.03

Роль речевого общения в развитии речи детей, характеристика этапов потребности в общении ребенка со взрослым. Становление общения в период младенчества и детства, речь воспитателя и педагогические требования к ней. Пути совершенствования речи педагога.

контрольная работа, добавлен 21.11

Определение и анализ основных задач воспитателя. Исследование особенностей интереса старших дошкольников к будущему школьному обучению. Ознакомление с задачами развития и воспитания личностных качеств у детей. Характеристика игровой тактики педагога.

реферат, добавлен 15.01

Профессиональное становление современного педагога-воспитателя. Особенности педагогической профессии. Сущность и характеристика профессиональной позиции педагога-воспитателя. Самоанализ и диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя.

курсовая работа, добавлен 23.01

Целенаправленный характер воспитательного процесса. Умственное, нравственное, физическое, трудовое воспитание. Культура педагога - компонент культуры воспитательного процесса. Семья как носитель социально-культурной среды воспитания и развития личности.

реферат, добавлен 19.10

Роль коммуникативных способностей в социальном развитии ребенка-дошкольника. Направленность учебно-воспитательного процесса на творческое освоение норм и правил родного языка для успешной адаптации ребенка в современном социокультурном пространстве.

статья, добавлен 12.02

Понятие познавательный интерес . Уровни, критерии сформированности познавательного интереса. Изучение влияния семьи на формирование интереса к обучению у детей. Семья как институт социализации ребенка, роль семьи в развитии его интереса к обучению.

курсовая работа, добавлен 31.10

Содержание методической деятельности воспитателя. Источники, используемые в процессе самообразования. Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ. Рейтинговая оценка методической деятельности педагога. Задачи методической службы.

реферат, добавлен 21.10

Принципы воспитательного процесса и предъявляемые к ним требования: обязательность, комплексность, равнозначность. Создание положительного воспитательного фона. Принцип гуманизации и личностного подхода. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

реферат, добавлен 09.12

Роль былины в формировании личности ребенка. Организации работы над художественным миром былин с учётом психологических особенностей восприятия учащимися словесного искусства. Проблемы восприятия и понимания былин детьми старшего школьного возраста.

курсовая работа, добавлен 10.06

Удовлетворение педагога от работы, его главное предназначение. Причины плохого восприятия детьми информации на уроках. Создание условий для реализации индивидуальных способностей ребенка. Честность и искренность педагога. Нравственные ориентиры педагога.

эссе, добавлен 13.11

Психологическая структура личности, ее основные элементы и особенности внутреннего взаимодействия. Способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими, их развитие.

курсовая работа, добавлен 12.03

Источники: http://rearchildren.ru/stati/deti-kak-obekt-i-subekt-vospitanija/, http://trybovoz.su/vospitanie/3-vospit.html, http://allbest.ru/o-2c0a65625b3ac78b5d43b89521316d37.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Беседы трудовому воспитанию дошкольников

Консультация для родителей далее...

Развивающая игра детей каталог

Игры для девочек Наконец-то у маленьких посетительниц нашего сайта далее...

Таблетки от температуры список детям

Как выбрать таблетки от температуры Пополнить далее...

Таблетки от кашля детям недорогие эффективные

Рубрика: #8216;Таблетки от кашля#8217; Кашель далее...

Популярные статьи

Интересно