Главная » Личность ребенка

Роль взрослого становлении личности ребенка

Роль взрослого в становлении общения детей раннего возраста со сверстниками (Материал к консультаци

Автор: Григорьева Елена Юрьевна Обновлено: 01.04 07:39 06.03 16:43

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости . Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряжённость и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и естественно не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем, опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдалённые последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребёнку преодолеть их — важнейшая задача педагога и психолога.

Для развития полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе опыт посещения детского сада или яслей не даёт существенной прибавки к социальному развитию детей. Так, было обнаружено, что у детей из детского дома, имеющих неограниченные возможности общения друг с другом, но воспитывающихся в дефиците общения со взрослыми, контакты со сверстниками бедны, примитивны и однообразны. Эти дети не способны к сопереживанию, к взаимопомощи, к самостоятельной организации содержательного общения. Для возникновения этих важнейших способностей необходима правильная, целенаправленная организация детского общения, которую может осуществить воспитатель.

Однако, какое именно влияние должен оказывать взрослый для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно? Здесь возможны два пути:

во-первых, это организация совместной предметной деятельности детей;

во-вторых, это формирование их субъектного взаимодействия.

Психологические исследования показывают, что для младших дошкольников предметное взаимодействие оказывается мало эффективным. Дети сосредотачиваются на своих игрушках и занимаются в основном индивидуальной игрой. Их инициативные обращения друг к другу сводятся к попыткам отобрать привлекательные предметы у сверстника. На просьбы и обращения ровесников они либо отвечают отказом, либо не отвечают вовсе. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребёнку увидеть сверстника. Игрушка как бы закрывает человеческие качества другого ребёнка.

Значительно более эффективным является второй путь, при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к субъектным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнёра, предлагает повторить его действия т. д. При таких воздействиях взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику, возникает эмоционально-практическое взаимодействие, основные особенности которого описаны выше.

Таким образом, переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Именно взрослый помогает ребёнку открыть сверстника и увидеть в нём такое же существо, как он сам.

Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей в условиях детского сада являются совместные игры для малышей, в которых они действуют одновременно и одинаково. Отсутствие предметов и соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства со сверстниками и близости детей, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений детей.

Организованная совместная игра детей может способствовать не только развитию содержательного общения сверстников, но и адаптации дошкольников к детскому саду. Принято считать, что для успешного привыкания ребенка к ежедневному посещению детского сада лучше предоставить ему по возможности больше свободы, чтобы тем самым приблизить условия жизни в группе к привычным домашним условиям. Поэтому при подготовке к приему детей все усилия педагогов сосредоточены главным образом на создании уютного интерьера и на подборе достаточного количества привлекательных игрушек. Большие надежды возлагаются при этом на то, что игрушки будут радовать детей, а воспитательнице помогут занять и организовать их.

Однако очень часто вместо радости игрушки приносят малышам большие огорчения и даже слезы. Многие дети отбирают их друг у друга, дерутся из-за них, вырывают их из рук того, кому тоже не терпится получить привлекательную куклу или машинку. Здесь мало помогают уговоры и объяснения взрослого о том, что игрушки общие, что ими надо пользоваться сообща или по очереди, уступая друг другу. Слабая эффективность таких советов и указаний объясняется тем, что они вступают в явное противоречие с привычным для детей опытом игры у себя дома, где они являются полновластными обладателями своих игрушек и могут играть с ними сколько и как пожелают. Отсутствие у ребенка опыта игрового общения и совместной игры со сверстником приводит к тому, что в другом ребенке он видит главным образом претендента на привлекательную игрушку, а не доброго и желательного партнера.

Вот почему с первых дней посещения детского сада неоценимое значение для жизнерадостного настроения малышей и их хорошего отношения друг к другу имеют совместные игры. В этом разделе пособия описаны простые и доступные даже младшим дошкольникам игры, которые заслужили популярность у многих поколений малышей, возвращали им привычную жизнерадостность и спокойствие. Проводить такие игры можно и нужно с первых дней прихода детей в группу. Они помогут воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных совместных игр не только обогатит детей новыми впечатлениями, но и даст им новый социальный опыт, который так важен для развития личности ребенка.

В первые 3-5 лет жизни формируется личность ребенка, т.е. идет формирование базовых личностных новообразований. Именно в период раннего детства ребенок особенно уязвим и несамостоятелен, он полностью зависим от семьи (и физически, и социально). Из этого следует, что от того, каково будет отношение к ребенку со стороны матери и отца, сестер и братьев – от этого будет зависеть и отношение ребенка к себе. Мера самоуважения и самопринятия находится в тесной связи с самооценкой.

Одни из факторов формирования ребенка – любовь матери и врожденные особенности темперамента ребенка. Не было получено данных, подтверждающих, что при кормлении грудью ребенок больше получает любви, заботы и внимания. Оказывается, что для формирования у ребенка положительного самовосприятия важен не способ кормления сам по себе, а важна уверенность матери в избранном способе кормления. Негативный тонус восприятия формируется у малыша только в том случае, если у матери возникает чувство неловкости или вины. Изучение связи темперамента ребенка с особенностями его личности выделили несколько параметров, оказывающих существенное влияние на будущее развитие ребенка:

1. тип реакции ребенка на новые для него стимулы (еда, игрушки, новый человек), когда одни дети удаляются, замыкаются в себе, а другие идут навстречу новому;

2. скорость и легкость, с которой ребенок видоизменяет свое поведение в ответ на изменение окружающей среды;

3. количество энергии, используемой ребенком при выражении своих эмоций;

4. качество настроения: веселый, приятный, радостный, дружелюбный по контрасту с неприятным, крикливым, неприятным, недоброжелательным.

Ребенок с высокой степенью реактивности (1), склонный замыкаться при изменении ситуации (2), с трудом приспосабливающийся к новой ситуации (3), или ребенок, у которого обычно плохое настроение (4) – все эти дети крайне подвержены стрессам и, к сожалению, именно этим детям достается меньше любви и привязанности со стороны родителей и взрослых.

Решающее влияние имеет фактор той или иной родительской позиции на становление личности ребенка, содержание его «Я». О.Коннер систематизировал возможные позиции родителей и их влияние на ребенка.

Типология родительских позиций

Тип позиции родителей

Источники: http://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie/rol-vzroslogo-v-stanovlenii-obshcheniia-detei-rannego-vozrasta-so-sverstnikami-material-k-konsultatci.html, http://agespsyh.ru/detskaya-psikhologiya/90-rol-ocenki-povedenija-rebenka-vzroslymi-v-razvitii.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Эмоксипин капли глазные детям

Реальные отзывы о лечении каплями эмоксипин далее...

Сиропы от кашля для детей список

Список детских сиропов от кашля Когда у далее...

Цефодокс суспензия для детей цена

Цефодокс суспензия для детей – инструкция, показания и далее...

Какой крем помогает ребенку от аллергии

Очень часто меня спрашивают: Как и чем лечить аллергию далее...

Популярные статьи

Интересно