Главная » Личность ребенка

Социализация личности ребенка дошкольника

Воздействие институтов социализации выступает внешним фактором, задающим содержание и формы социализации ребенка, направления формирования его социальной ком петентности. К специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся дошкольные учебные заведения, школа, профессиональные учебные заведения, детские и молодежные организации и объединения, семья. К внутренним факторам социализации можно отнести возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, воплощающиеся в субъективной системе переживаний социальных отношений и формирующейся картине мира.

Понятие социализация при широком толковании представляет собой процесс вхождения в социальную действительность через развитие психики и личности ребенка.

Социализация как процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта, неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Воспитание, обучение, развитие относят к формам социализации личности, как управляемые и целенаправленные процессы социализации.

Задачей целенаправленной работы по социализации считается формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности, способной к самореализации, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе.

Тенденция роста деструктивных явлений (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, тревожность) имеет свои истоки в дошкольном детстве.

Несформированная в старшем дошкольном возрасте социализация ведет к аутизму, низкой успеваемости, агрессивности, применению физической силы.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Частные модели социализации строятся с ориентацией на формирование идентичности, представляя собой исследования в развитии полоролевой, профессиональной, этнической, политической и других типов социалиации. П. Бергер, Т. Лукман в своих работах по проблеме социализации отмечают первичную и вторичную социализацию.

В вопросе о генезисе социализации, А. Мудрик выделяет ряд последовательных этапов, отражающих проблемы возрастной периодизации: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, средний, позднюю зрелость, пожилой возраст, старость, долгожительство. В качестве агентов социализации А.В. Мудрик рассматривает окружающих и входящих в круг общения ребенка людей.

В структуру социализации входит: стихийная социализация, воспитание сознательное самоизменение человека. Взаимообусловленность трех явлений социального воспитания (социализация, воспитание и развитие) обеспечивает становление социальности человека.

Одним из ведущих механизмов социализации личности является социальная адаптация. В работе Т.П. Авдулова и Г.Р. Хузеева отмечены особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста и их влияние на успешность социальной адаптации.

Возрастные особенности развития определяют магистральную линию социализации дошкольников. К ним относится игровая деятельность, через которую ребенок воспроизводит систему социальных отношений в обществе. С точки зрения Д.Б. Эльконина, игра - это способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребенка с обществом. Кроме того, игра является средством освоения социальных ценностей, ролей и моделей поведения. Высокий уровень развития игры влияет на уровень популярности ребенка.

По мнению Е.О. Смирновой фактором популярности детей-дошкольников являются игровые, познавательные, коммуникативные способности ребенка, нравственные качества.

В дошкольном детстве закладываются основы индивидуального стиля социализации (Т.Д. Марцинковская).

В концепции социального воспитания ребенка под руководством М.И.Рожковой и И.И. Фришман определены критерии социализации: социальная адаптированность, социальная автономизация, социальная активность.

Условием социализации становится развитие созидательного потенциала личности, а ее практическими критериями - активность, эмоциональное благополучие и социальная компетентность

Конечным эффектом социализации в виде личности и в виде субъекта деятельности является образование индивидуальности.

Протекание процесса социализации детей старшего дошкольного возраста раскрывается через показатели: полоролевое поведение; способность разрешения конфликтов; самосознание; самооценка; усвоение социальной информации.

ОБСУЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ ДОСТУПНО НА ФОРУМЕ САЙТА «УЧЕНЫЕ РОССИИ» WWW.RUSSIAN-SCIENTISTS.RU

Подробнее об обсуждении студенческих работ

Авторы 3 работ (по каждой секции), получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов и вопросов на форуме, будут награждены дипломами РАЕ. Авторам этих работ будет предложена возможность бесплатно опубликовать дополнительную статью в одном из журналов РАЕ. Авторы также будут приглашены (вместе с научными руководителями) на конференцию РАЕ (Москва, май, 2010 г.) с докладом без оплаты организационного взноса. Дипломы РАЕ будут вручаться руководителям студенческих научных работ, получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов на форуме.

Для участия в форуме необходимо корректно зарегистрироваться в социальной сети «УЧЕНЫЕ РОССИИ» www.russian-scientists.ru и создать тему, посвященную обсуждению данной работы в форуме Ребенок в окружающем мире .

Участники студенческого научного форума могут также разместить дополнительные материалы (НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ, ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ) для обсуждения на блогах социальной сети www.russian-scientists.ru. Наличие дополнительных материалов также будет учитываться при определении победителей конкурса.

МБДОУ ДС № 353
г. Челябинска

Педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации личности ребенка дошкольного возраста

Домбровская Татьяна Владимировна

воспитатель высшей категории

МБДОУ ДС № 353, г. Челябинск

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Я веду специальную работу в нашем детском саду по образовательной области «социально-коммуникативное развитие». Основой своей работы я считаю организацию социального взаимодействия, которое является источником развития ребенка.

Проблема индивидуальности, уникальности психологического облика человека является одной из центральных в организации педагогической деятельности в нашем детском саду. Я считаю, что для решения этой проблемы недостаточно знать и выстраивать свою работу только на основе знания о сущности ребенка (его возрастные особенности, психические процессы, речь, физические возможности), но и необходимо учитывать его существование, т.е. конкретно-индивидуальные проявления.

Еще до прихода ребенка ко мне в группу я должна иметь конкретную информацию о нем от родителей: я предлагаю ряд анкет, заполняя которые, родители объективно описывают все проявления и особенности ребенка, особое внимание – интересам, привычкам, темпераменту.

Уменьшение числа детей в семье и рост однодетных семей означает обеднение социально-коммуникативных связей ребенка. В такой семье ребенок не имеет братьев и сестер, а следовательно, и партнеров по играм, благодаря которым осваиваются модели разнообразных отношений и социальных ролей.

Моя задача: при организации жизни группы так комплектовать микрогруппки детей для какой-либо деятельности, чтобы взаимовлияние детей друг на друга было наиболее эффективным. Например, Никита умеет конструировать корабль и может научить этому Владика – для Владика польза очевидна, а для Никиты? Никита – флегматик, а Владик – холерик, и польза для Никиты будет в том, что темперамент Владика заставляет Никиту работать в ускоренном темпе, что положительно скажется на обучении Никиты в школе. Кроме того, очень важен сам момент обучения одного ребенка другим.

Бесценным даром наградила природа все живое – это дар подражания. И именно подражание лежит в основе развития ребенка. Педагогика и психология с удивительной легкостью проходят мимо этого уникального явления. Подражание – это закон природы. И как любой закон его невозможно отменить, его можно только познать и использовать во благо растущему ребенку.

Очень важно, кому подражает ребенок. Для ребенка более значимым образцом для подражания является другой ребенок – чаще всего это лидер. Моя задача – выявление и использование влияние положительного лидера – чаще всего им оказывается более активный ребенок, более умный, более умелый и т.д. Мой девиз: «Искусство воспитания ребенка – есть искусство создания образцов для подражания».

В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

1. Не ограничивать свободы поведения, а изменить среду, окружающую ребенка так, чтобы она в максимальной степени обеспечивала его развитие на основе свободного проявления активности. Не ребенка переделывать под среду на основе запретов, а среду переделывать в соответствии с необходимостью обеспечить полноценное развитие.

2. Права и свободы одного человека (ребенка) не должны ущемлять права и свободы других людей. Пожалуй, это одно условие, при котором свобода личности может быть ограничена.

3. Стараться объяснять, а не запрещать. Запретительная педагогика неэффективна по своей сути, т.к. мы стремимся исправить не первоисточник, а следствие. Желания ребенка не возникают из ничего – он усваивает их от взрослых, из тех социальных отношений, которые есть в действительности.

Наиболее актуальной проблемой в настоящее время является проблема социализации.

В социальном взаимодействии должен иметь место конфликт (морально-психическая напряженность) и варианты его разрешения. Любую нравственную категорию (добро и зло, жадность – щедрость, смелость – трусость и т.д.) я предлагаю детям не как декларативную теоретическую проповедь-разъяснение, а создаю проблемную или конфликтную ситуацию, в которой должен принять участие каждый ребенок. Например, «жадность-щедрость» - предлагаю детям для угощения разрезанное на неравные дольки яблоко, при этом одной дольки не хватает – как поступят дети? Кроме того читается произведение, поднимающее ту же проблему, например, «Два жадных медвежонка», и тогда понимание и анализ произведения детьми проходит на более глубоком проблемно-личностном уровне.

Охватить ребенка системой социально-нравственных связей – это одна сторона воспитания, а другая – научить делать собственный выбор на основе нравственных принципов или норм жизни. На это рассчитана моя методика нравственного развития. Поскольку она обращена конкретно к каждому ребенку и направлена на социальное развитие личности, то она является по своей природе личностно-ориентированной на ребенка.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] / http://www.firo.ru/?page_id=11003

Региональный круглый стол

«Роль детской поэзии в социализации личности ребенка»

26 апреля 2011 года на педагогическом факультете состоялся региональный круглый стол «Роль детской поэзии в социализации личности ребенка (к 130-летию К.И.Чуковского)». Мероприятие проводилось в рамках плана региональной программы поддержки талантливой молодежи, поэтому основная цель его заключалась в поддержке молодых ученых и их приобщении к научной жизни. При организации круглого стола перед преподавателями кафедр педагогического факультета среди приоритетных задач стояли следующие:

  • систематизировать научный поиск по изучению творческого наследия К.И.Чуковского и его влияния на развитие русской литературы XX века;
  • выявить педагогические и психологические особенности текстов произведений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые имеют перспективные тенденции развития в современном литературном процессе.

В работе круглого стола приняли участие представители разных регионов Московской области: из городов Ногинск, Электросталь, Балашиха, Павловский Посад, Орехово-Зуево, из Орехово-Зуевского района (Дрезна, Демихово, Давыдово, Куровское, Кабаново, Анциферово, Мисцево, Ликино-Дулево) и др. Всего – около 70 человек.

Гостей и участников мероприятия приветствовал проректор по научной работе доцент Яковлева Э.Н. Она пожелала всем плодотворной работы и успехов в научно-исследовательской деятельности.

Свои первые научные исследования в различных областях педагогики, психологии, литературоведения и методик начального образования представили студенты педагогического факультета (1, 2, 3 и 4 курсов), студентки 1 курса филологического факультета, молодые исследователи-студенты 4 курса факультета социальной педагогики и психологии, аспиранты, молодые учителя начальных классов школ города и района, преподаватели кафедр педагогики начального образования, теории и методики начального образования, общей и социальной психологии, методисты и воспитатели, библиотекари и музыкальные работники МДОУ городов Московской области. Докладчики и гости, участвующие в работе круглого стола, получили Сертификат участника. В числе докладчиков были отмечены: студентка 4 курса факультета социальной педагогики и психологии Пярина Дарья, студентка 2 курса педагогического факультета Яковлева Дарья, студентка 3 курса педагогического факультета Российская Алена, студентка 4 курса педагогического факультета Красильщикова Ольга, студентки 1 курса филологического факультета Никитина О. Королева Ю. Чурсалова К.

Студенты показали себя вдумчивыми исследователями, серьезно занимающимися проблемами изучения педагогики, психологии, литературы и методик, на высоком уровне владеющими ИКТ (доклады были продуманы с точки зрения содержания и оформления, ко всем докладам были представлены презентации, они строго соответствовали направленностям сообщений). Активное участие в работе круглого стола приняли учителя-практики и воспитатели дошкольных учреждений города, района и Московской области. Большинство из них в разные годы закончили педагогический факультет МГОГИ в настоящее время плодотворно сотрудничают со студентами и преподавателями факультета. Особый интерес вызвало выступление сотрудников МДОУ ЦРР детский сад №24 «Теремок» д.Демихово: Глазневой Т.А. Илюхиной И.Ю. Уткиной Л.И. Их сообщение наглядно продемонстрировало практические возможности включения текстов детской поэзии в процесс социализации дошкольников. Брин Г.А. музыкальный работник МДОУ ЦРР детский сад №3 «Солнышко» г.Дрезна, увлеченно рассказала о возможностях использования текстов произведений К.И.Чуковского в музыкально- театральной деятельности на базе дошкольного учреждения. Все докладчики предложили свои практические наработки для взаимообмена присутствующим гостям и студентам.

Работа круглого стола шла по следующим направлениям:

  1. Роль литературы в социализации личности ребенка.
  2. Особенности творчества Чуковского и его влияние на социально-нравственное развитие дошкольников и младших школьников.
  3. Использование текстов произведений К.И.Чуковского в обучении младших школьников.
  4. Произведения К.И.Чуковского как средство развития творческих способностей младших школьников.
  5. Театральная деятельность, как средство формирования интереса к художественной литературе.

Проблематика докладов и выступлений позволила всем участникам принять участие в обсуждении вопросов, связанных с темой мероприятия.

Каждое выступление отличалось глубиной разработки материала по заявленной теме, использованием ИКТ, широким научным и методическим кругозором и высоким уровнем речевого мастерства докладчика. Все молодые ученые получили приглашение принять участие в ежегодном Дне науке на базе нашего института.

Источники: http://www.rae.ru/forum2010/23/180, http://ds353.ru/node/1124, http://ggtu.ru/meropriyatiya-na-baze-vuza/rol-detskoy-poezii-v-sotsializatsii-lichnosti-rebenka

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Рисовая каша на воде рецепт для детей

Рисовая каша на далее...

Бактрим сироп инструкция применению детей

Бактрим Бактрим – препарат, принадлежащий далее...

У ребенка под глазами красные пятна

Красные круги под глазами у далее...

Кесарево сечение кормление ребенка

Кормление после кесарева После естественных родов новорожденного далее...

Популярные статьи

Интересно