Главная » Личность ребенка

Социализация личности ребенка дошкольника

Воздействие институтов социализации выступает внешним фактором, задающим содержание и формы социализации ребенка, направления формирования его социальной ком петентности. К специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся дошкольные учебные заведения, школа, профессиональные учебные заведения, детские и молодежные организации и объединения, семья. К внутренним факторам социализации можно отнести возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, воплощающиеся в субъективной системе переживаний социальных отношений и формирующейся картине мира.

Понятие социализация при широком толковании представляет собой процесс вхождения в социальную действительность через развитие психики и личности ребенка.

Социализация как процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта, неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Воспитание, обучение, развитие относят к формам социализации личности, как управляемые и целенаправленные процессы социализации.

Задачей целенаправленной работы по социализации считается формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности, способной к самореализации, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе.

Тенденция роста деструктивных явлений (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, тревожность) имеет свои истоки в дошкольном детстве.

Несформированная в старшем дошкольном возрасте социализация ведет к аутизму, низкой успеваемости, агрессивности, применению физической силы.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Частные модели социализации строятся с ориентацией на формирование идентичности, представляя собой исследования в развитии полоролевой, профессиональной, этнической, политической и других типов социалиации. П. Бергер, Т. Лукман в своих работах по проблеме социализации отмечают первичную и вторичную социализацию.

В вопросе о генезисе социализации, А. Мудрик выделяет ряд последовательных этапов, отражающих проблемы возрастной периодизации: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, средний, позднюю зрелость, пожилой возраст, старость, долгожительство. В качестве агентов социализации А.В. Мудрик рассматривает окружающих и входящих в круг общения ребенка людей.

В структуру социализации входит: стихийная социализация, воспитание сознательное самоизменение человека. Взаимообусловленность трех явлений социального воспитания (социализация, воспитание и развитие) обеспечивает становление социальности человека.

Одним из ведущих механизмов социализации личности является социальная адаптация. В работе Т.П. Авдулова и Г.Р. Хузеева отмечены особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста и их влияние на успешность социальной адаптации.

Возрастные особенности развития определяют магистральную линию социализации дошкольников. К ним относится игровая деятельность, через которую ребенок воспроизводит систему социальных отношений в обществе. С точки зрения Д.Б. Эльконина, игра - это способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребенка с обществом. Кроме того, игра является средством освоения социальных ценностей, ролей и моделей поведения. Высокий уровень развития игры влияет на уровень популярности ребенка.

По мнению Е.О. Смирновой фактором популярности детей-дошкольников являются игровые, познавательные, коммуникативные способности ребенка, нравственные качества.

В дошкольном детстве закладываются основы индивидуального стиля социализации (Т.Д. Марцинковская).

В концепции социального воспитания ребенка под руководством М.И.Рожковой и И.И. Фришман определены критерии социализации: социальная адаптированность, социальная автономизация, социальная активность.

Условием социализации становится развитие созидательного потенциала личности, а ее практическими критериями - активность, эмоциональное благополучие и социальная компетентность

Конечным эффектом социализации в виде личности и в виде субъекта деятельности является образование индивидуальности.

Протекание процесса социализации детей старшего дошкольного возраста раскрывается через показатели: полоролевое поведение; способность разрешения конфликтов; самосознание; самооценка; усвоение социальной информации.

ОБСУЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ ДОСТУПНО НА ФОРУМЕ САЙТА «УЧЕНЫЕ РОССИИ» WWW.RUSSIAN-SCIENTISTS.RU

Подробнее об обсуждении студенческих работ

Авторы 3 работ (по каждой секции), получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов и вопросов на форуме, будут награждены дипломами РАЕ. Авторам этих работ будет предложена возможность бесплатно опубликовать дополнительную статью в одном из журналов РАЕ. Авторы также будут приглашены (вместе с научными руководителями) на конференцию РАЕ (Москва, май, 2010 г.) с докладом без оплаты организационного взноса. Дипломы РАЕ будут вручаться руководителям студенческих научных работ, получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов на форуме.

Для участия в форуме необходимо корректно зарегистрироваться в социальной сети «УЧЕНЫЕ РОССИИ» www.russian-scientists.ru и создать тему, посвященную обсуждению данной работы в форуме Ребенок в окружающем мире .

Участники студенческого научного форума могут также разместить дополнительные материалы (НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ, ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ) для обсуждения на блогах социальной сети www.russian-scientists.ru. Наличие дополнительных материалов также будет учитываться при определении победителей конкурса.

МБДОУ ДС № 353
г. Челябинска

Педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации личности ребенка дошкольного возраста

Домбровская Татьяна Владимировна

воспитатель высшей категории

МБДОУ ДС № 353, г. Челябинск

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Я веду специальную работу в нашем детском саду по образовательной области «социально-коммуникативное развитие». Основой своей работы я считаю организацию социального взаимодействия, которое является источником развития ребенка.

Проблема индивидуальности, уникальности психологического облика человека является одной из центральных в организации педагогической деятельности в нашем детском саду. Я считаю, что для решения этой проблемы недостаточно знать и выстраивать свою работу только на основе знания о сущности ребенка (его возрастные особенности, психические процессы, речь, физические возможности), но и необходимо учитывать его существование, т.е. конкретно-индивидуальные проявления.

Еще до прихода ребенка ко мне в группу я должна иметь конкретную информацию о нем от родителей: я предлагаю ряд анкет, заполняя которые, родители объективно описывают все проявления и особенности ребенка, особое внимание – интересам, привычкам, темпераменту.

Уменьшение числа детей в семье и рост однодетных семей означает обеднение социально-коммуникативных связей ребенка. В такой семье ребенок не имеет братьев и сестер, а следовательно, и партнеров по играм, благодаря которым осваиваются модели разнообразных отношений и социальных ролей.

Моя задача: при организации жизни группы так комплектовать микрогруппки детей для какой-либо деятельности, чтобы взаимовлияние детей друг на друга было наиболее эффективным. Например, Никита умеет конструировать корабль и может научить этому Владика – для Владика польза очевидна, а для Никиты? Никита – флегматик, а Владик – холерик, и польза для Никиты будет в том, что темперамент Владика заставляет Никиту работать в ускоренном темпе, что положительно скажется на обучении Никиты в школе. Кроме того, очень важен сам момент обучения одного ребенка другим.

Бесценным даром наградила природа все живое – это дар подражания. И именно подражание лежит в основе развития ребенка. Педагогика и психология с удивительной легкостью проходят мимо этого уникального явления. Подражание – это закон природы. И как любой закон его невозможно отменить, его можно только познать и использовать во благо растущему ребенку.

Очень важно, кому подражает ребенок. Для ребенка более значимым образцом для подражания является другой ребенок – чаще всего это лидер. Моя задача – выявление и использование влияние положительного лидера – чаще всего им оказывается более активный ребенок, более умный, более умелый и т.д. Мой девиз: «Искусство воспитания ребенка – есть искусство создания образцов для подражания».

В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

1. Не ограничивать свободы поведения, а изменить среду, окружающую ребенка так, чтобы она в максимальной степени обеспечивала его развитие на основе свободного проявления активности. Не ребенка переделывать под среду на основе запретов, а среду переделывать в соответствии с необходимостью обеспечить полноценное развитие.

2. Права и свободы одного человека (ребенка) не должны ущемлять права и свободы других людей. Пожалуй, это одно условие, при котором свобода личности может быть ограничена.

3. Стараться объяснять, а не запрещать. Запретительная педагогика неэффективна по своей сути, т.к. мы стремимся исправить не первоисточник, а следствие. Желания ребенка не возникают из ничего – он усваивает их от взрослых, из тех социальных отношений, которые есть в действительности.

Наиболее актуальной проблемой в настоящее время является проблема социализации.

В социальном взаимодействии должен иметь место конфликт (морально-психическая напряженность) и варианты его разрешения. Любую нравственную категорию (добро и зло, жадность – щедрость, смелость – трусость и т.д.) я предлагаю детям не как декларативную теоретическую проповедь-разъяснение, а создаю проблемную или конфликтную ситуацию, в которой должен принять участие каждый ребенок. Например, «жадность-щедрость» - предлагаю детям для угощения разрезанное на неравные дольки яблоко, при этом одной дольки не хватает – как поступят дети? Кроме того читается произведение, поднимающее ту же проблему, например, «Два жадных медвежонка», и тогда понимание и анализ произведения детьми проходит на более глубоком проблемно-личностном уровне.

Охватить ребенка системой социально-нравственных связей – это одна сторона воспитания, а другая – научить делать собственный выбор на основе нравственных принципов или норм жизни. На это рассчитана моя методика нравственного развития. Поскольку она обращена конкретно к каждому ребенку и направлена на социальное развитие личности, то она является по своей природе личностно-ориентированной на ребенка.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] / http://www.firo.ru/?page_id=11003

Региональный круглый стол

«Роль детской поэзии в социализации личности ребенка»

26 апреля 2011 года на педагогическом факультете состоялся региональный круглый стол «Роль детской поэзии в социализации личности ребенка (к 130-летию К.И.Чуковского)». Мероприятие проводилось в рамках плана региональной программы поддержки талантливой молодежи, поэтому основная цель его заключалась в поддержке молодых ученых и их приобщении к научной жизни. При организации круглого стола перед преподавателями кафедр педагогического факультета среди приоритетных задач стояли следующие:

  • систематизировать научный поиск по изучению творческого наследия К.И.Чуковского и его влияния на развитие русской литературы XX века;
  • выявить педагогические и психологические особенности текстов произведений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые имеют перспективные тенденции развития в современном литературном процессе.

В работе круглого стола приняли участие представители разных регионов Московской области: из городов Ногинск, Электросталь, Балашиха, Павловский Посад, Орехово-Зуево, из Орехово-Зуевского района (Дрезна, Демихово, Давыдово, Куровское, Кабаново, Анциферово, Мисцево, Ликино-Дулево) и др. Всего – около 70 человек.

Гостей и участников мероприятия приветствовал проректор по научной работе доцент Яковлева Э.Н. Она пожелала всем плодотворной работы и успехов в научно-исследовательской деятельности.

Свои первые научные исследования в различных областях педагогики, психологии, литературоведения и методик начального образования представили студенты педагогического факультета (1, 2, 3 и 4 курсов), студентки 1 курса филологического факультета, молодые исследователи-студенты 4 курса факультета социальной педагогики и психологии, аспиранты, молодые учителя начальных классов школ города и района, преподаватели кафедр педагогики начального образования, теории и методики начального образования, общей и социальной психологии, методисты и воспитатели, библиотекари и музыкальные работники МДОУ городов Московской области. Докладчики и гости, участвующие в работе круглого стола, получили Сертификат участника. В числе докладчиков были отмечены: студентка 4 курса факультета социальной педагогики и психологии Пярина Дарья, студентка 2 курса педагогического факультета Яковлева Дарья, студентка 3 курса педагогического факультета Российская Алена, студентка 4 курса педагогического факультета Красильщикова Ольга, студентки 1 курса филологического факультета Никитина О. Королева Ю. Чурсалова К.

Студенты показали себя вдумчивыми исследователями, серьезно занимающимися проблемами изучения педагогики, психологии, литературы и методик, на высоком уровне владеющими ИКТ (доклады были продуманы с точки зрения содержания и оформления, ко всем докладам были представлены презентации, они строго соответствовали направленностям сообщений). Активное участие в работе круглого стола приняли учителя-практики и воспитатели дошкольных учреждений города, района и Московской области. Большинство из них в разные годы закончили педагогический факультет МГОГИ в настоящее время плодотворно сотрудничают со студентами и преподавателями факультета. Особый интерес вызвало выступление сотрудников МДОУ ЦРР детский сад №24 «Теремок» д.Демихово: Глазневой Т.А. Илюхиной И.Ю. Уткиной Л.И. Их сообщение наглядно продемонстрировало практические возможности включения текстов детской поэзии в процесс социализации дошкольников. Брин Г.А. музыкальный работник МДОУ ЦРР детский сад №3 «Солнышко» г.Дрезна, увлеченно рассказала о возможностях использования текстов произведений К.И.Чуковского в музыкально- театральной деятельности на базе дошкольного учреждения. Все докладчики предложили свои практические наработки для взаимообмена присутствующим гостям и студентам.

Работа круглого стола шла по следующим направлениям:

  1. Роль литературы в социализации личности ребенка.
  2. Особенности творчества Чуковского и его влияние на социально-нравственное развитие дошкольников и младших школьников.
  3. Использование текстов произведений К.И.Чуковского в обучении младших школьников.
  4. Произведения К.И.Чуковского как средство развития творческих способностей младших школьников.
  5. Театральная деятельность, как средство формирования интереса к художественной литературе.

Проблематика докладов и выступлений позволила всем участникам принять участие в обсуждении вопросов, связанных с темой мероприятия.

Каждое выступление отличалось глубиной разработки материала по заявленной теме, использованием ИКТ, широким научным и методическим кругозором и высоким уровнем речевого мастерства докладчика. Все молодые ученые получили приглашение принять участие в ежегодном Дне науке на базе нашего института.

Источники: http://www.rae.ru/forum2010/23/180, http://ds353.ru/node/1124, http://ggtu.ru/meropriyatiya-na-baze-vuza/rol-detskoy-poezii-v-sotsializatsii-lichnosti-rebenka

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Сыпь на ножках у новорожденного

«Мам, что это?» Причины сыпи далее...

Кормление ребенка силиконовой грудью

Можно ли кормить силиконовой грудью? Об далее...

Простуда лечение быстро детей

Семь народных средств от простуды Насморк, кашель, температуру далее...

Ребенка месяц температура 38

Что делать, если у ребенка повысилась температура. далее...

Популярные статьи

Интересно