Главная » Личность ребенка

Влияние родительских отношений на становление личности ребенка

Центр развития

Влияние родительских отношений на формирование адекватной самооценки детей

Достаточно часто, приходя на прием к психологу, родители озвучивают проблему так: У моего ребенка низкая самооценка. Что-нибудь сделайте! . Если ребенку 7–9 лет, сделать что-то могут только родители. Почему?

Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения и личностное отношение ребенка к миру, другим людям и себе.

Один из первых этапов социализации ребенка – адаптация к требованиям начальной школы. В этот период и педагоги, и родители начинают обращать внимание на некоторые неадаптивные формы поведения ребенка или особенности его личности.

Важнейшим фактором развития личности ребенка является формирование адекватной самооценки. В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств .

Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценок со стороны окружающих прежде всего – ближайших взрослых и сверстников, в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов.

Адекватная самооценка лежит в основе формирования у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, выступает основанием для развития личной полноценности и компетентности. Неадекватная самооценка (как заниженная, так и завышенная), напротив, препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребенка.

Таким образом, переживание ребенком отношения к нему значимых взрослых постепенно становится его собственным самовосприятием, отражающимся в самооценке. Прослеживается связь между социальной ситуацией развития и самооценкой младшего школьника.

Задавшись вопросом, какие аспекты отношений родителей наиболее важны для формирования самооценки ребенка, я провела исследование учеников 2 класса гимназии и их родителей. В результате мною были выявлены наиболее значимые для формирования адекватной самооценки родительские отношения, которые условно разделены на 3 группы.

I группа – отношения, характеризующие личность родителя.

Низкая тревожность за ребенка является важным фактором предупреждения невротических реакций у детей, стабилизация их поведения, повышение их доверия к миру и родителям, принятие себя как личности, формирования адекватной самооценки.

II группа – отношения, характеризующие взаимодействие между родителями.

Отсутствие воспитательной конфронтации в семье. Высокая сплоченность и отсутствие разногласий членов семьи по вопросам воспитания приводят к последовательности и формированию стиля сотрудничества в семье. Слаженное взаимодействие родителей создает у ребенка ощущение прочности окружающего мира, способствует развитию доверия к родителям и миру, что естественно оказывает благотворное влияние на процесс формирования адекватной самооценки.

III группа – отношения, характеризующие взаимодействие родитель – ребенок .

Базовое принятие ребенка. его личностных качеств и поведенческих проявлений. Принятие ребенка как личности является важным условием его благоприятного развития и самовосприятия.

Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше влияет на характер взаимодействия. Сотрудничество – следствие включенности ребенка во взаимодействие, признание его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях детей и родителей.

Последовательность является очень важным параметром взаимодействия, отражающим то, насколько последователен и постоянен родитель в установленных им требованиях, в отношении к своему ребенку, в применении наказаний и поощрений. Ребенок легко ориентируется в предсказуемой среде, может просчитать для себя последствия и осуществить выбор. Последовательность является следствием уверенности родителя как воспитателя и принимающего отношения к ребенку.

То есть, уважаемые родители, если вы хотите, чтобы у ребенка была адекватная самооценка, пожалуйста:

  • Разберитесь с собственной тревожностью. Не пугайте ребенка чрезмерно, дайте ему возможность исследовать мир и действовать в нем. Запрещайте только то, что действительно опасно для жизни, учите действовать правильно (опасно переходить дорогу на красный свет – научите ребенка переходить дорогу на зеленый сигнал светофора!).
  • Разберитесь со своими запретами в семье – нельзя, чтобы один родитель разрешал то, что запрещает другой. Папа считает, что мальчик должен ломать игрушки, ведь «он же мальчик!», а мама наказывает ребенка за сломанные игрушки. При этом запрещает папе покупать новые игрушки – а папа – покупает! Угадайте, как себя чувствует ребенок? Что с ним происходит? В каких «ножницах» оценок самых близких людей он живет? И как формируется его самооценка?
  • Включайте ребенка (посильно!) в трудовые поручения, учите его доводить начатое дело до конца – а для этого ему нужна ваша помощь! Вместе мойте посуду, наводите порядок, полите грядки и мойте машину. Цените вклад ребенка, будьте терпеливы, хвалите (даже авансом), благодарите, поддерживайте желание помочь!
  • Будьте последовательны! Не запрещайте назавтра то, что разрешали сегодня. Не делайте вид, что сегодня не заметили плохого поведения ребенка – реагируйте сразу. Иначе вы «взорветесь» через неделю, день или месяц – но ребенок даже не поймет, чем вызван ваш гнев! Думайте, прежде чем наказать. Объявив, что больше «никогда никуда не пойдете вместе», вы обречены нарушить свое слово. Ваша непоследовательность приводит к недоверию со стороны ребенка и росту его неуверенности в непредсказуемой среде.
  • Базовое принятие – самое сложное. Оно не означает вседозволенности, либеральности и безнаказанности. Принимая ребенка в целом, как неповторимую личность, мы можем быть недовольными его поступками и мы имеем право его воспитывать. Это наш долг перед ребенком, в первую очередь. Затем мы и нужны нашим детям!

    Чеканина Вера Павловна
    педагог-психолог МОУК ОУ Гимназии «АРТ-ЭТЮД»
    г. Екатеринбург

    Статья по теме:
    Проблемы влияния детско-родительских отношений на формирование личности ребёнка

    Предварительный просмотр:

    ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная», г. Нефтеюганск, Россия

    Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

    Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

    Казалось бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.

    Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление: до 10% жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

    В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, 1988; Гарбузов, 1990; Захаров, 1995; Эйнсуорт, 1963; и др.).

    В них описываются качества матери, способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», рассматриваются различные модели родительского поведения.

    Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации (И. Ландгмеер, З. Матейчик, 1985; Е. Т. Соколова, 1981; Д. Боулби 1953; М. Д. Эйнсуорт, 1964).

    В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др. В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития (А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980).

    Из обзора литературы хорошо видно, что к нарушению темпа психического развития ребенка приводит сочетание неоднородных факторов. Эти факторы часто находятся в различном сочетании друг с другом, с преобладанием того или иного вида дефицитарности и психогенных влияний. Выделение роли каждого из них представляет практический интерес, так как позволяет найти более точные диагностические критерии для диагноза психического развития ребенка.

    Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

    Главные черты этого стиля определяются основными положениями гуманистической психологии. К. Роджерс назвал его «Личностно центрированным», то есть, ставящий в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

    Стиль родительского взаимоотношения непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, как правило, бессознательно. На стиль же воспитания, оказывают влияние личностные качества родителей.

    Став взрослым, человек воспроизводит стиль воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания. Отсюда следует вывод, что родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми, корректируя личностные качества родителей, относящейся главным образом к сфере «Я».

    Таким образом, создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях возраста, о формах и методах детского воспитания, способствует значительному улучшению детско-родительских отношений и развитию здоровой личности ребёнка.

    Все работы. Психология. Влияние детско-родительских отношений на становление Я-образа ребенка (Курсовая)

    Курсовая Влияние детско-родительских отношений на становление Я-образа ребенка

    Оглавление
    Введение. 3
    1. Межличностные отношения в семье. 5
    1.1 Структура детско-родительских отношений по Столину. 5
    2. Становление Я-образа личности ребенка. 8
    2.1 Особенности становления Я-образа в процессе индивидуального развития ребенка и детско-родительских отношений. 8
    3. Методы изучения детско-родительских отношений. 18
    3.1 Основные методики, используемые при изучении детско-родительских отношений 18
    3.2 Особенности проводимого исследования и его результаты. 24
    Заключение. 28
    Список используемой литературы. 30
    Приложение 1. 31
    Приложение 2. 32


    Чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми привлекает внимание многих психологов различных школ и направлений. В этой области научная психология значительно отстаёт от практики, особенно заметен данный разрыв в отечественной психологии. Подчёркивая решающую роль отношений с близким взрослым для развития ребёнка, сами эти отношения не являются предметом исследования ни в деятельностном, ни в культурно - историческом подходе. Наряду с этим, клиническими психологами, психотерапевтами накоплен огромный опыт работы в сфере детско - родительских отношений (А.Я.Варга, А.И.Захаров, А.С.Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер). Значимость для ребёнка детско - родительских отношений в сложный для него период начала школьного обучения подчёркивается многими авторами (К.В.Бардин, Л.И.Божович, Л.А.Венгер, В.С.Мухина, Г.А.Цукерман), однако, исследования психологических механизмов влияния родителей на эффективность адаптации ребёнка к ситуации школьного обучения немногочислены и в большинстве своём имеют теоретический описательный характер (Т.А.Гусева, В.К.Лосева, А.И.Луньков). Основным механизмом адаптации человека к изменившимся социальным условиям является его совладание с новыми трудными ситуациями, которые требуют от человека особых усилий и заставляют его проявить, обнаружить незаметные в обычных условиях качества. Психологическое совладание взрослых и детей в трудных жизненных ситуациях во многом определяет эффективность их социально - психологической адаптации к изменившимся условиям жизни.
    Все это демонстрирует актуальность темы курсового исследования: Влияние детско-родительских отношений на становление Я-образа ребенка
    Цель исследования - исследование детско - родительских отношений как одного из основополагающих факторов становления (социализации) образа ребенка.
    Объект исследования - детско - родительские отношения.
    Предмет исследования - влияние особенностей детско - родительских отношений.
    Гипотеза: у социально адаптированных родителей в процессе воспитания вырастают социально адаптированные дети.


    Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа «Я», то есть целостного представления в самом себе. Образ «Я» (иногда его называют также «понятие «Я или «Я – концепция») – сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. Вопрос «кто я такой?» подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и еще могу сделать в жизни?». На этот вопрос трудно ответить «объективно», потому что каждый человек, в зависимости от контекста и ситуации «видит», точнее, «конструирует» себя по-разному.
    Изучение механизмов и закономерностей развития личности невозможно без учета особенностей психологического пространства семьи, в котором начинает формироваться личность ребенка. Понимание психологических механизмов формирования личности достигается лишь тогда, когда она рассматривается не изолированно, а в целостности ее социальных связей и межличностных взаимодействий, в частности, в системе сложившихся семейных взаимоотношений.
    Формирование личности ребенка и будет определяться соотношением между тем местом, которое он занимает в системе человеческих отношений, и психологическими особенностями, которые у ребенка уже сформировались. Из этого соотношения возникает внутренняя позиция ребенка, то есть система его потребностей и стремлений, субъективно представленных в соответствующих переживаниях, которые, преломляя воздействия среды, становятся движущей силой развития психических свойств.
    Таким образом, на лицо явная корреляция у социально адаптированных родителей в процессе воспитания вырастают социально адаптированные дети.


    1. Бодалев В.В. «В мире подростка», М. 1982.
    2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психол. труды. М. 1996.
    3. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия // Основные направления современной психотерапии. М. Когито-Центр, 2000.
    4. Запорожец А.В. Избр. психолог. Труды: В 2 т. М. 1986. Т. 1. С. 134
    5. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. СПб. 1998. с. 38
    6. Лисина М.И. Общение в дошкольном возрасте. М. 1974, С.31
    7. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. -#8209; М. Российское педагогическое агентство. 1996, -#8209; 374 с.
    8. Прихожан A.M. Толстых Н. Н. Выделение категорий трудных детей. В кн. Рабочая книга школьного психолога.- М. 1991.
    9. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. – М. Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Т.1, C. 144-152
    10. Смирнова Е.О. Детско-родительские отношения. М. 2000
    11. Соколова Т.В. Чеснокова И.И. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей // Вопр. психол. 1996. № 2.
    12. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дис. д-ра психол. наук. М. 1985. 420 с.
    13. Торохтий В.С. Методика оценки психологического здоровья семьи. -М. 1996.
    14. Фидгор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. М. 1995.
    15. Чеснова И.Г. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоционально-ценностного самоотношения подростка: Дис. канд. психол. наук. М. 1987. 224 с.
    16. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М. 1997.
    17. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М. 2000. С. 328

  • Источники: http://www.rastem-vmeste.com/child_science/424/, http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/02/01/problemy-vliyaniya-detsko-roditelskikh-otnosheniy-na-formirovanie, http://referater.ru/works/70/6886.html

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения

    Избранные статьи

    У ребенка облезает кожа на ладонях

    Главная Здоровый малыш далее...

    Ребенок 5 месяцев понос со слизью

    Понос со слизью и прожилками крови Нужно далее...

    Социально коммуникативных навыков детей

    Что такое социально-коммуникативные навыки и почему их необходимо далее...

    Грибковое поражение кожи детей

    Лечение грибковых заболеваний кожи Грибковые заболевания далее...

    Популярные статьи

    Интересно