Главная » Личность ребенка

Влияние сказки на развитие личности ребенка педагогика

Статья по теме:
Влияние сказки на развитие личности ребенка дошкольного возраста

Предварительный просмотр:

Влияние сказки на развитие личности

ребенка дошкольного возраста

Сказки являются эстетическим творчеством, как для детей, так и для взрослых. Это необходимое средство в постижении ребёнком мира, как внешнего, так и внутреннего. Сказка позволяет сделать процесс эмоционально-нравственного развития ребёнка контролируемым и целенаправленным. Основой любой сказки, как правило, становится фантазия и воображение ребенка. Сказочный мир открывает для детей те или иные чувства, и в этом тайна живучести в нашей душе сказочных образов и тайны их влияния на детскую душу. Задача сказки – дать образы, в которых выражаются, которыми питаются чувства. Она допускает значительные отступления от буквальной передачи реальности, открывая простор для творческого воображения.

Благодаря сказкам ребенок может выражать свои чувства и их влияние на ребенка, как на личность, достаточно большое. Между играми и сказками, всегда существовала большая связь. Всякая сказка в своей сущности – фабула игры, независимо от того, была ли эта игра сыграна, или нет. Говоря о сказке вообще, нельзя не вспомнить о первых сказках, в которых происходит тесное переплетение действительного и чудесного. В этих сказках невольно повествуется о том, что переживает дитя – они как бы воплощают в образе то, что есть в душе ребёнка. По сути игры являются инсценированными сказками. Всегда стоит помнить о том, что ребенок воспринимает сказки не как выдумку. Для него это реальность мира чувств, раздвигающая рамки обычной жизни, позволяющая на доступном для детей уровне познать сложнейшие явления, это символический банк жизненных ситуаций. Сказочные уроки – это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких. Для детей – это ни с чем несравнимые уроки нравственности, для взрослых – это уроки, в которых сказка обнаруживает своё воздействие на ребёнка. Сказка – это важнейший проводник эстетической жизни ребёнка.

Все виды сказок можно будет разделить на два вида: народные и авторские, которые в свою очередь можно разделить на три подгруппы: страшные, про животных и бытовые.

К народным сказкам можно будет отнести те, которые заключаются в окружении животного мира, где любой зверек может в любое время говорить с вашим ребенком. Это важно для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами. Поэтому важно будет выбирать правильные сказки. Еще к народным сказкам можно отнести борьбу зла и добра. Такие сказки важны для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему, т.е. для морально-нравственное развития. Они научат вашего ребенка распознавать зло и развить стремление сделать мир лучше.

Многие дети, зачастую, ассоциируют себя с различными животными. Поэтому читать сказки нужно о тех животных, которые будут оказывать положительное влияние на вашего ребенка. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Это очень важно для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру. Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны.

К бытовым сказкам можно будет отнести те сказки, где будет идти речь о семейной жизни, а так же разрешения конфликтных ситуаций. Благодаря таким сказкам ребенок научится преодолевать трудности, которые могут появиться на его пути. Именно такие сказки являются незаменимыми для развития личности ребенка.

А вот страшные сказки помогут ребенку освобождаться от трудностей, напряжения и собственно страхов. Чаще всего в таких сказках всегда присутствует борьбы добра и зла. Ребенок должен самостоятельно выбрать персонажа, за которого он будет переживать, а задачей родителей и педагогов направить эти переживания в правильное русло.

А вот авторские сказки более трепетные, более образные, нежели народные. Существуют дидактические авторские сказки, которые создают педагоги, чтобы «упаковать» соответствующий учебный материал. Наряду с этим отвлеченные символы (арифметические действия, буквы, цифры) становятся одушевленными, и создается портрет сказочного мира. В таких сказках раскрывается важность конкретных знаний и смысл.

Еще один вид авторских сказок – психокоррекционные сказки. Их создают, чтобы более мягко влиять на поступки ребенка. Под исправлением здесь понимается смена непродуктивного стиля поведения на более эффективный. А также преследуется цель более доступного объяснения ребенку смысла всего происходящего. Использование таких сказок имеет ограничение по проблематике (ненормальное, непродуктивное поведение) и по возрасту (до 11-13 лет).

Ребенку следует читать все виды сказок, главное, чтобы он выбирал правильного героя, на которого бы ему хотелось равняться. Благодаря сказкам ребенок научиться понимать то, что вокруг него существует, не только добро, но и зло, с которым необходимо уметь бороться.

Таким образом, устное народное творчество оказывает огромное влияние на развитие личности. Возможности использования сказок в психокоррекционной работе значительно расширились, что в последнее время позволяет выделить отдельный вид психотерапии – сказкотерапию.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, процесс объективации проблемных ситуаций, процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур – все это «упаковано» в сказочную форму, в форму метафоры, позволяющей ребенку воспринимать свои трудности и бороться с ними действенным способом, открывающей способность к изменениям и росту.

Сказка как средство развития личности ребенка

Подобные документы

Процесс развития человека: понятие, результат, противоречия и условия. Роль наследственности и среды в развитии личности ребенка. Воспитание и его влияние на формирование детской личности. Деятельность как важный фактор совершенствования личности ребенка.

презентация, добавлен 08.08

Теоретическая основа влияния отцовства на психологическое развитие личности ребенка. Основные подходы к изучению отцовства. Роль отца в формировании личности ребенка. Полная семья как условие гармоничного развития личности. Факторы развития личности.

дипломная работа, добавлен 10.06

Развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности ребенка как главная цель дошкольной подготовки. Пути овладения приемами умственной деятельности. Развивающие игры как средство умственного и всестороннего развития детей.

статья, добавлен 12.12

Определение понятия одаренности, ее основные компоненты и методы измерения. Взгляды ученых на проблему развития личности одаренного ребенка. Влияние условий воспитания в семье и школе. Характерные черты одаренных детей, особенности их эмоциональной сферы.

курсовая работа, добавлен 05.03

Клубные формирования для детей. Воспитание ребёнка в творческом коллективе. Развивающие игры как фактор развития личности. Формы и методы культурно-досуговой деятельности для детей. Анализ конкурсно-игровой программы. Влияние игры на развитие ребенка.

курсовая работа, добавлен 12.09

Семья как социальный институт формирования личности ребенка. Роль семьи в воспитании ребенка. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка. Психолого-педагогическая работа по изучению и коррекции детско-родительских отношений.

курсовая работа, добавлен 14.12.2006

Понятие и особенности литературной сказки. Влияние сказки на формировании личности и логическое мышление ребенка. Понятие дошкольного возраста по В. Мухиной. Основные цели сказки П. Соболева. Сказка как средство развития детской игры, метод сказкотерапии.

курсовая работа, добавлен 18.06

Основные периоды развития семьи и функции ее членов. Влияние родительской любви, психологического контакта и семейных проблем на формирование личности ребенка. Направления взаимодействия школы и семьи в воспитании детей, организация культурного досуга.

курсовая работа, добавлен 04.02

Исследование психологических особенностей дошкольников с речевыми нарушениями и личности ребенка с нормальным развитием речи. Характеристика нарушений в применении языковых средств общения в речевой деятельности. Анализ комплекса коррекционных занятий.

курсовая работа, добавлен 28.09

Личность как одно из наиболее сложных психологических образований. Причины и условия деформации личностного развития ребенка. Источники и механизмы развития личности ребенка. Лабильность нервной системы. Интроверты и экстраверты.

лекция, добавлен 05.06

Воспитание современной личности. Индивидуальный подход к личности ребенка в воспитательной работе. Проблемы развития и воспитания в коллективах. Система воспитания как условие развития личности. Роль активности самой личности в собственном развитии.

курсовая работа, добавлен 03.05

Методы психолого-педагогического исследования личности. Применение методик Несуществующее животное , Сравнительное исследование непосредственного и опосредованного запоминания отвлеченных понятий для изучения индивидуальных особенностей ребенка.

курсовая работа, добавлен 23.10

Значение игры для всестороннего развития личности ребенка. Умственное воспитание детей в игровой среде. Понятие умственной отсталости. Особенности игровой деятельности ребенка с интеллектуальным дефектом в условиях специального обучения и воспитания.

реферат, добавлен 21.08

Труд и всестороннее развитие личности. Психологический аспект трудового воспитания школьников. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду. Знакомство ребенка с работой взрослых как средство формирования нравственных основ его личности.

курсовая работа, добавлен 02.08

Формирование личности ребенка и развитие речи. Сущность и содержание понятия нравственных чувств. Формирование нравственных чувств у детей в онтогенезе с сохранным и нарушенным слухом. Чувашская народная сказка как средство воспитания нравственных чувств.

курсовая работа, добавлен 27.11

Изучение особенностей общения дошкольников со сверстниками и взрослыми. Развивающие занятия с детьми и их родителями, направленные на воспитание положительных качеств ребенка в процессе общения. Анализ основных задач нравственного воспитания дошкольников.

курсовая работа, добавлен 09.04

Теоретические предпосылки формирования личности с учетом принципа толерантности. Система работы по формированию личности ребенка в соответствии с принципом толерантности. Совершенствование знаний учащихся о принципе толерантности.

дипломная работа, добавлен 15.06.2003

Исследование необходимости творческого развития детей через музыкально-драматический спектакль. Изучение основных вопросов педагогики творчества. Методы формирования творческой личности ребенка в процессе постановки музыкально-драматических произведений.

курсовая работа, добавлен 26.05

Общая характеристика детей младшего школьного возраста. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. Психологическое изучение ребенка и индивидуальный подход к нему в процессе воспитания. Проблема развития мотивационной сферы ребенка.

учебное пособие, добавлен 18.05

Первоначальное формирование личности человека. Особенности развития и воспитания младших школьников. Особенности развития и воспитания, учащихся среднего школьного возраста. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания.

курсовая работа, добавлен 12.07

Влияние изучения фольклорных жанров на психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возрастов An impact of folklore genres study on mental development of children of pre-school and primary school age Текст научной статьи по специальности Психология

Аннотация
научной статьи по психологии, автор научной работы — Гоголева М. Т. Егорова В. Н.

Рассматривается влияние жанров якутского фольклора на психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возрастов в процессе изучения на уроках чтения и национальной культуры. Основная идея статьи заключается в раскрытии специфики влияния фольклорных жанров (чабыргах, сказки, пословицы, олонхо) на разных этапах развития личности учащегося.

Abstract 2007 year, VAK speciality — 19.00.00, author — Gogoleva M. T. Egorova V. N.

The authors study an influence of the Yakut folklore on mental development of pre-school and primary school children during the classes on Reading (Yakut literature) and National Culture. The main idea is to reveal principles of folklore genres (tongue twisters, fairy-tales, proverbs, olonkho epic story) influence at different stages of development of pupil personality.

Научная статья по специальности Психология из научного журнала Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова , Гоголева М. Т. Егорова В. Н.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Гоголева М. Т. Егорова В. Н. Влияние изучения фольклорных жанров на психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возрастов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2007. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-izucheniya-folklornyh-zhanrov-na-psihicheskoe-razvitie-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrastov (дата обращения: 15.09).

Гоголева М. Т. et al. Влияние изучения фольклорных жанров на психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возрастов Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова 4 (2007). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-izucheniya-folklornyh-zhanrov-na-psihicheskoe-razvitie-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrastov (дата обращения: 15.09).

Гоголева М. Т. Егорова В. Н. (2007). Влияние изучения фольклорных жанров на психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-izucheniya-folklornyh-zhanrov-na-psihicheskoe-razvitie-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrastov (дата обращения: 15.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Гоголева М. Т. Егорова В. Н. Влияние изучения фольклорных жанров на психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возрастов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2007. №2 С.100-105.

Гоголева М. Т. et al. Влияние изучения фольклорных жанров на психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возрастов Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова 4 (2007).

Гоголева М. Т. Егорова В. Н. (2007). Влияние изучения фольклорных жанров на психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/06/06/vliyanie-skazki-na-razvitie-lichnosti-rebenka-doshkolnogo-vozrasta, http://allbest.ru/k-2c0b65635b2bd68b4c53a88421316d26.html, http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-izucheniya-folklornyh-zhanrov-na-psihicheskoe-razvitie-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrastov

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Психолого педагогическое сопровождение ребенка в детском саду

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса Для родителей подготовительной группы: Для далее...

Пиковит сироп для детей от 1 года

СиропПиковитотзывы Гость 10 марта, далее...

Будить ли новорожденного для купания

Мамины вопросы: будить ли далее...

Метронидазол суспензия для детей

Метронидазол: показания к применению Метронидазол представляет собой лекарственный препарат, который далее...

Популярные статьи

Интересно