Главная » Личность ребенка

Влияние сказок на формирование личности ребенка

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала - колыбельными, затем - пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории из жизни ? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.

Реальность сказочной жизни

По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.

У доброты есть лицо

Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое хорошо и что такое плохо . Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно . Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.

Воспитание чувств

В наше время, когда в престижные школы и детские сады надо сдавать экзамены, большее внимание уделяется развитию одной сферы - интеллектуальному развитию ребенка. Родители очень рано начинают обучать малыша, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он, часто, не готов ни физически, ни морально. Тогда как для полноценного психического развития дошколёнка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств. Детская сказка - одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные, знания не должны опережать нравственного развития ребенка!

Каждому возрасту - свою сказку

Выбирая детскую сказку для своего малыша, обязательно учтите особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна. В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как Репка , Теремок , Колобок . Подобная организация речи сказителя , помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и освоиться в нём. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол.

Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.

Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность. С пяти лет малыш уже должен уметь пересказывать известные сказки. Если у ребёнка имеются трудности с пересказом сказки, если он забывает сюжет многократно прочитанной ему сказочной истории, упрощённо понимает взаимоотношения персонажей или с большим трудом подбирает слова, то это может свидетельствовать о задержке психического развития ребёнка. Следует немедленно проконсультироваться с психологом и логопедом.

Даже если ребёнок уже научился читать, то не стоит прерывать традиции читать и рассказывать сказки вслух. В любое время семейные чтения сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, рассказанная именно малышу. В простой детской сказке содержится всё самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.

Главная Публикации Влияние сказок на развитие и воспитание ребенка

Влияние сказок на развитие и воспитание ребенка

Чтение — неотъемлемый этап в воспитании ребенка

Первые и самые главные воспитатели малыша — его родители. Важную роль в формировании личности маленького человечка играет чтение вслух, оно побуждает ребенка эмоционально реагировать на рассказ. Дело в том, что у крохи чувства и эмоции преобладают над разумом, а размышлять и оценивать повествование ребенок начнет лишь тогда, когда переживет и пропустит через себя прочитанное.

То, что литература влияет на воспитание ребенка бесспорно. Но какой же жанр действует сильнее? В раннем детском возрасте — это, несомненно, сказка, именно ее язык прост и легкодоступен для понимания малыша.

В сказочный мир ребенок погружается в самом раннем детстве. Именно сказка знакомит кроху с литературой. Сказка для ребенка — простой и лаконичный рассказ, который не требует анализа происходящего и глубокого осмысления повествования. Сказка не утруждает кроху серьезными логическими рассуждениями. Она лишь предлагает образы, которые ему интересны, в результате чего важная для малыша информация усваивается незаметно, сама по себе. При прочтении сказки ребенок переживает массу противоречивых эмоций: он искренне любит или не любит, жалеет или злиться на героев.

Самые первые и важные понятия в воспитании ребенка — это добро и зло . Легче всего это объяснить малышу именно через героев детских сказок, которые всегда либо хорошие , либо плохие . А это очень важно для четкого разграничения у ребенка этих нравственных понятий. Дети проецируют происходящее в сказке на реальную жизнь. И то, что добро побеждает зло , а злодей всегда будет наказан помогает им не быть злодеем, а подражать образам сильных, храбрых и добрых героев. Эта мысль хорошо отражена в песне сказочного героя кота Леопольда: Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот — трудно .

Воспитание сердца и души

Сказка учит ребенка сопереживать, жалеть, быть отзывчивым и чутким к окружающим с самого раннего возраста. Описанные в детской сказке ситуации и конфликты легко понятны детям, поэтому способны глубоко задеть их чувства: ребенок жалеет Золушку, которую злая мачеха заставляет работать без отдыха. Черпает свои первые представления о справедливости и несправедливости, когда старшие братья обижают младшего. Сопереживает и радуется за Зайца, который хитростью спасается от Волка. Дети не любят прямых нравоучений, а сказка ненавязчиво воспитывает чувства ребенка.

Л. С. Выготский говорил: Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не означает, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению . Предпосылки развития креативного мышления, творческого подхода, а так же умения абстрактно мыслить появляются еще в раннем детстве. Один из способов развития этих способностей — детская сказка. Она способствует формированию гармонично развитой личности, потому что воспитывает именно эмоциональную сферу ребенка, развивает его чувства и творческое начало. Сказка не перенасыщена действующими лицами, не перегружена лишними подробностями, именно поэтому у ребенка возникает масса ярких образов и картинок при прослушивании или прочтении сказки. Это дает волю детскому воображению и возможность фантазировать. Кроме того, малыш, погружаясь в сказочный мир, мысленно действует в воображаемых им обстоятельствах, а это умение является основой для творческой деятельности ребенка.

Задача родителей — ознакомить ребенка с многообразием детских сказок, не забывая о том, что каждому возрасту полезна своя сказка. Малыш, в свою очередь, обязательно почерпнет из них то, что необходимо для его развития и воспитания.

Влияние сказки на формирование личности

Влияние сказки на формирование личности

Важное значение для развития ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, имеет сказка. Сказка вбирает и хранит в себе народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы. Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил, - говорится в словаре С.И. Ожегова.

Существуют различные гипотезы происхождения сказки. Антропологический подход видит в сказке непосредственное отражение некогда живых представлений и обычаев, со временем забытых и сохранившихся в виде пережитков. Лингвистический подход анализирует эволюцию сказки как устной традиции народного творчества. Исходя из анализа формальной структуры сказки, универсальной для многих культур, лингвисты приходят к выводу о едином источнике возникновения сказки и ее распространении в разных культурах. Психоаналитический подход, возводя сказку к древним мифам, магии и снам, приписывает ей выражение подавляемых желаний и комплексов человека.

Возрастом сказок является дошкольный возраст. Сказки -наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка. Герои сказок просты и типичны, они лишены индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристики исчерпываются двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Выдающийся психоаналитик и психиатр Б. Бетелльхейм написал книгу Польза и значение волшебной сказки , где обобщил опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Он считал, что причиной нарушений в развитии ребенка является потеря смысла жизни и обрести его может помочь сказка. Она должна завладеть вниманием ребенка, возбудить его любопытство, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствовать повышению уверенности в себе и своем будущем.

Особенно важна народная сказка, передающаяся из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые народом. Над сказкой трудятся миллионы людей, отбрасывая ненужные детали, что делает ее сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Сказка является элементом культуры народа, отражая его жизненную философию. Исследователи .ru рус ских народных сказок отмечают их особенности: поэтичность, остроумие, задушевность, правдивость, сочетание детской наивности с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь. Авторская сказка в большей степени отражает индивидуально-психологические черты и проекции того, кто ее писал.

По мнению Д. Соколова, народные сказки характерны тем, что:

- время появления основных сюжетов сказки неустановимо. В масштабах человеческой культуры - очень давно;

- сказки передаются от старшего поколения к младшему в виде пакета с основными зафиксированными сюжетами;

- сказки являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации в культуре. Сказки живут в культуре. В отличие от мифов, которые также являются сгустком человеческого опыта, сказка понятна ребенку, ее герои досягаемы для него. Мифы часто пессимистичны, несправедливы (миф о Эдипе заканчивается гибелью двух главных героев, миф о Ниобее - смертью ни в чем неповинных ее детей);

- сказки могут служить матрицами и источником информации при образовании основных форм поведения и жизненных сценариев;

- сказки влияют на человека преимущественно на бессознательном уровне .

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Новости по теме:

Источники: http://www.bayushki.ru/tales_razvit.htm, http://www.fkids.ru/articles/article116.html, http://lifepsycho.ru/300-vliyanie-skazki-na-formirovanie-lichnosti.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Комплекс упражнений по стретчингу для детей

Стретчинг Стретчинг (stretch) - упражнения на растягивание полезны далее...

Кашель во сне у ребенка комаровский

Статьи До года Дисбактериоз Простуда Инфекции Затяжнойкашель Любая болезнь ребенка далее...

После пирантела у ребенка понос

Что происходит в организме после далее...

Развивающие мультики игры детей 4 лет

Для детей от 4-х лет При огромном желании далее...

Популярные статьи

Интересно