Главная » Личность ребенка

Влияние становление личности ребенка

Влияние природы на формирование личности ребенка

Все чаще мелькает в печати выражение «хищническое, жестокое отношение к природе». Почему же человек – венец всего живого, приобретя силу и власть над миром природы, все меньше ценит ее?

Воспитание злобы или добра начинается в раннем детстве, задолго до того, как малыш скажет «мама» или начнет ходить. Его погремушки изображают рыбку, птичку, на его чашечке и распашонке нарисованы цыплята, мишки и зайчики. Малыш замечает, что первое существо, которое не похоже ни на маму, ни на папу, это кошка, собака или птица.

В мире природы ребенок начинает свое путешествие и познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию. Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы, любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.

Формирование представлений о природе в нашей жизни осуществляется с младшего возраста на материале разделов программы М.А.Васильевой «Ознакомление с природой», а также по «Программе экологического воспитания дошкольников», разработанной С.Н.Николаевой.

Экологическое воспитание детей старшей группы осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх, в беседах с детьми, в рассматривании картин и иллюстраций).
На занятиях дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, растущих в группе. Дети знают их названия, характерные особенности, что они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: всем растениям нужна земля, вода, свет, тепло, воздух. Без этих условий они не могут оставаться живыми. На практических занятиях дети научились ухаживать за растениями.

На прогулках знакомим детей с деревьями и кустарниками. Особое внимание обращаем на то, что каждое дерево имеет свою судьбу и свой характер. И однажды предложила ребятам выбрать среди них друзей и дать им имена (березка-подружка, елка-колючий ежик, дуб-добрый дедушка и т.д.). Необходимо постоянно подчеркивать, что растения – равноправные с нами жители планеты. Не надо бояться присваивать им человеческие черты и чувства. Можно вспомнить сказки, как растения помогали людям, например, сказку «Гуси-лебеди». Мы рассказывали детям, что растения «чувствуют» добрых и злых людей, добрые и злые мысли. (В доме доброго человека комнатные растения всегда лучше растут и чаще цветут).

Не надо стесняться говорить с растениями, отвечать за них. Необходимо дать полную свободу детской фантазии. Чем раскованнее, эмоциональнее будут прогулки, тем интереснее будет детям, тем легче они запомнят названия растений и их основные физиологические свойства. Не забываем мы и о травах. Они тоже достойны внимания, и среди них можно найти себе добрых друзей. Рассказываем ребятам о самых простых и распространенных лекарственных растениях, таких как череда, мать-и-мачеха, крапива, ромашка. И когда дети научатся чувствовать природу, все животные и растения превратятся в их добрых знакомых. Выйдя на улицу, они уже не будут одиноки, их окружают друзья, которым можно сказать: «Привет! Как поживаешь?» Вырастает уважение к окружающему миру, дети утратят дурную привычку ломать ветки, рвать цветы, исчезнет желание схватить, присвоить, подчинить.

На занятиях и в беседах постоянно объясняем детям, что все в природе взаимосвязано: одно событие связано с другим, одно звено цепляется за другое. Можно построить свой рассказ по принципу – «друзья-враги», например, воробей дружит с колючим боярышником, там он укрывается от врагов – кошек и ворон. Осока и камыш дружат с водой, которой постоянно питаются. Для снятия напряжения и закрепления знаний можно использовать подвижные игры («Воробьи и кот»).

И конечно, не надо бояться привлекать внимание детей к экологическим проблемам. Наши дети знают, что хорошо, а что плохо. Системно ведем беседы и рассказы на тему, что нельзя мыть в речках и озерах машины, от этого гибнет рыба, необходимо беречь природу. Также большое внимание уделяем ознакомлению детей с птицами. В большинстве случаев занятия проводим на природе. Например, зимой можно увидеть красногрудых снегирей на кроне ясеня, который густо усыпан семенами-крылатками. Понаблюдав за этой птицей, ведем вкратце беседу о ней. При этом большое внимание уделяется эмоциональной стороне этой встречи, создаем атмосферу радости, счастья от увиденного. В теплый весенний день непременно слушаем звонкую песню синичек. И активизируем каждого ребенка в рассказе, о чем поет эта птица (поет о том, что день стал длиннее, скоро придет весна и тогда надо будет свить гнездо и найти себе подругу, чтобы вместе вывести птенцов).

Большое внимание уделяем ознакомлению детей с насекомыми. На поверхности и в верхнем слое почвы жизнь бьет ключом! Там работают невидимые «фабрики» по переработке отмерших частей растений и по созданию плодородного слоя почвы. Поэтому никогда не нужно поджигать весной сухую траву. Огонь губит не только нежные ростки трав, но и уничтожает миллиарды живых существ, так необходимых для сохранения плодородия. Это и бактерии, и черви, и различные личинки насекомых.

Подводя итог, мы понимаем, что в природе нет мелочей. И важно, чтобы дети научились не только оберегать и любить все живое, но и прослеживать последствия действий человека. Наша цель – вырастить молодое поколение ответственным, мудрым, экологически мыслящим. Вся надежда на наших детей, им предстоит исправлять ошибки прошлых поколений и спасать такую маленькую, хрупкую и такую большую нашу планету. И, кто знает, может быть, через пятьдесят или сто лет человечество обретет «потерянный рай», научится жить в гармонии и дружбе со всеми живыми существами. Давайте надеяться.

Т. И. Зенина
воспитатель МДОУ
детский сад № 156. г. Уфы.

По материалам журнала «Табигат» № 7, 2010.

Студент Белорусского государственного педагогического университета им.
Максима Танка (г Минск)
Научный руководитель - А. П. Лобанов

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ НА РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

В культурной среде происходит становление личности, которая развивается, а затем, передает свою культуру последующему поколению. Так, по своим законам и с учетом своих культурных ценностей живут все этнические группы на нашей планете, создавая государства, конституции и многие другие документы. Культуру других народов необходимо знать и учитывать. Тогда будет меньше непонимания, войн и конфликтов между этносами.

В данной работе мы сделали акцент на влияние культурной среды на становление и развитие личности ребенка до 9 лет. В детстве происходит освоение языка, норм и ценностей культуры. На этом этапе ребенок впитывает в себя культуру, наблюдает за ней. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, ограничивают его право выбора и оценки[3].

Культура оказывает глубокое влияние на поведение, определяя социализацию детей; как одевают и обучают детей, какое поведение считается разумным. Возможности и формирование поведения ребенка определяется культурой, даже если это поведение рассматривается как детерминированное биологическими факторами[2].

На физический, интеллектуальный, эмоциональный и социальный рост индивида культура, в которой он развивается и живет, влияет в разной степени. Есть множество свидетельств того, что рефлексы новорожденного не зависят от культуры и формы организации общества. Не зависит от культуры и способность детей на ранних стадиях младенчества имитировать поведение
5) Формирование знаний, умений и навыков по проведению мониторинга
окружающей среды, предупреждению и оценки ЧС техногенного и экологичес-
кого характера.

своих родителей. Новорожденные в США, Швейцарии, Непале и других странах в ответ на мимику взрослых двигают головой, открывают и закрывают рот, высовывают язык, подражают движениям пальцев.

Однако в более старшем возрасте на моторное развитие ребенка (ползание, хождение) оказывает влияние культура. Исследователями обнаружено немало культурных обычаев, ускоряющих (или замедляющих) моторное развитие детей. Так, Э. Эриксон описывает обычай индейцев юрок стимулировать раннее ползание младенца: с рождения ноги малыша в колыбели остаются открытыми, а, начиная с двенадцатого дня жизни, бабушка их массирует. Младенцы из некоторых африканских племен раньше, чем их ровесники из других культур (на срок до пяти недель), самостоятельно принимают сидячую позу, чему способствуют специальные упражнения, проделываемые взрослыми.

Культура влияет и на эмоциональное развитие ребенка. Многие исследователи (М. Мид, А. Кардинер, И. Эйбл-Эйбесфельд) пришли к выводу, что в тех культурах, где преобладает любовь к ребенку, когда он растет в обстановке доброжелательной и вседозволенной формируется личность добродушного, кроткого и восприимчивого взрослого.

Особый интерес исследователей вызывает эмоциональное развитие младенца, прежде всего формирование у него чувства привязанности к взрослому, так как возникновение привязанности свидетельствует о том, что процесс социализации набрал полную силу. Впрочем, культуры различаются и в понимании того, что считать идеальной привязанностью. Например, немецкие матери высоко оценивают и поощряют раннюю независимость. Японские матери редко оставляют ребенка одного или поручают заботам другого человека и формируют у детей сильное чувство зависимости.

Можно сделать вывод, что привязанность это динамическое явление, изучение которого возможно лишь при учете социокультурного контекста[3].

Большое влияние культура оказывает на социальное развитие. С первого взгляда легко может показаться, что младенец исключительно асоциальное существо. Он лишен человеческой речи. Его жизнедеятельность исчерпывается в значительной степени удовлетворением простейших жизненных потребностей. Он в гораздо большей степени является объектом, чем субъектом, т. е. активным участником социальных отношений. При полной биологической беспомощности младенец не в состоянии сам удовлетворить ни одной жизненной потребности. Самые элементарные и основные жизненные потребности младенца могут быть удовлетворены не иначе, чем с помощью взрослых. Питание и перемещение младенца, даже переворачивание его с боку на бок осуществляются не иначе, как в сотрудничестве со взрослыми. Решительно все в поведении младенца пронизано социальным. Именно благодаря незрелости биологических функций все то, что впоследствии будет относиться к сфере индивидуальных приспособлений ребенка и выполняется им самостоятельно, сейчас может быть выполнено не иначе, как через других, не иначе, как в ситуации сотрудничества. Таким образом, первый контакт ребенка с действительностью оказывается целиком и полностью социально опосредованным^].
Необходимость учета влияния культуры совершенно очевидна и при изучении интеллектуального развития ребенка. Например, в исследованиях П. Дейсена, проведенном в разных культурах, половина канадских эскимосов решала задачу на пространственные навыки в возрасте 7 лет, половина австралийских аборигенов племени аранда в 9 лет. Напротив, при решении задачи на сохранение объема жидкости в сосудах результаты кардинальным образом изменились. Половина африканских детей решила эту задачу в 8 лет, половина эскимосов в 9 лет. Полученные данные подтвердили гипотезу П. Дейсена о связи между значимыми с точки зрения той или иной культуры бытовыми условиями и познавательными навыками ее членов. Именно навыки, используемые детьми из разных культур в повседневной жизни, повлияли на то, в каком возрасте они начинали использовать конкретные операции при решении задач разного типа[3].

Таким образом, культура играет решающую роль в развитии личности ребенка. Культурная среда формирует мировоззрение, интеллект, физическое, нравственное и духовное развитие. Ребенок учится быть членом общества, благодаря любви он идентифицирует себя с членами своей группы и, таким образом, готовится принять правила поведения и законы своего сооб-щества[2].

  1. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка Л. С. Выготский. - М. Эксмо, 2005. - 507 с.
  2. Психология и культура Под общей редакцией Дэвида Мацумото. - СПб. Питер, 2003. - 717 с.
  3. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология Т. Г. Стефаненко. - М. Аспект Пресс,
    2004. - 367 с.

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП Паркус плюс ), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.

Последние новости


Warning. Creating default object from empty value in /var/www/pws/data/www/pws-conf.ru/modules/mod_latestnews/helper.php on line 109

Источники: http://www.ecorb.ru/592, http://www.pws-conf.ru/nauchnaya/lss-2007/360-edagogicheskoe-soprovojdenie-socializacii-lichnosti/8022-vliyanie-kultury-na-rannee-razvitie-lichnosti-rebenka.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Пятна теле ребенка 3 лет

Главная » Родинки » Почему далее...

Аллергический дерматит у новорожденных

Аллергический дерматит у детей и взрослых: далее...

Ребенка 2 лет рвота после еды

Рвота у ребенка, далее...

Мраморная кожа у ребенка 6 лет

Мраморная кожа у ребенка: причины Нежно-розовая, бархатная, далее...

Популярные статьи

Интересно