Главная » Навыки ребенка

Навыки самообслуживания детей 5 6 лет

Тема: «Самообслуживание — вид трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста»

Ирина Юдина
Тема: «Самообслуживание — вид трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста»

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых .

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

В дошкольном возрасте. как на первом этапе трудового воспитания. происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.

Одним из важных видов труда дошкольников является самообслуживание .

На современном этапе складывается тенденция в семьях замещать действия ребенка по самообслуживанию одним из родителей или другими членами семьи. Подходя к возрасту. когда можно посещать детский сад, проступает неготовность малыша к самообслуживанию без помощи родителей и взрослых людей.

Это показывает актуальность данной темы.

Самообслуживание – это труд ребёнка. направленный на обслуживание самого себя (умение одеваться, раздеваться, принимать пищу, осуществлять санитарно-гигиенические процедуры).

Самообслуживание формируется под воздействием воспитания, при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания. то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе.

Работая с детьми раннего возраста и младшей группы детского сада, я заметила, что у детей. вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены. дети не умеют самостоятельно умываться. одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.

Таким образом, проблема воспитания навыков самообслуживания стоит достаточно остро.

Работу по данной теме я начала с детьми раннего возраста и продолжаю до настоящего времени с детьми младшего дошкольного возраста. Была проведена диагностика.

Результаты диагностики на начальном этапе :

Исходя из этого, я поставила перед собой цель :

Цель. Формировать навыки самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста .

Поставленная мною цель привела к решению следующих задач.

-Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.

-Формировать навыки поведения за столом. пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.

-Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.

-Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

-Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.

-Обогатить предметно-развивающую среду группы.

Опыт моей работы показывает, что при систематическом. целенаправленном, грамотном педагогическом руководстве становление самостоятельности в процессе формирования навыков самообслуживания дети достигают хороших результатов. В дальнейшем, при переходе в старшие группы дети быстрее осваивают любую другую деятельность. так как у них уже заложены основы самостоятельности .

Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность. он делает вместе с взрослым, потом он начинает сам выполнять отдельные действия и наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых. Наблюдается положительная динамика. увеличение количества детей с высоким уровнем навыков самообслуживания .

Результаты промежуточного мониторинга в декабре 2014 года подтвердили эффективность проделанной работы.

Я уверена. труд должен приносить ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде следующий раз. Опыт придет постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.

Публикации по теме:

Способы формирования культурно-гигиенических навыков Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не.

Дошкольный возраст от 5 до 7 лет

В 5 лет ребенок переходит в старший дошкольный возраст. Такой возраст является базовым, так как именно в этот период ребенок приобретает около девяноста процентов основ личности взрослого человека. Ребенок отходит от принятия мнения взрослых, у него активно продолжаются процессы самоидентификации, которые начались в три года. Кроха уже формирует свое мнение и свои взгляды на мир. Взрослым в такой период просто необходимо найти подход к малышу, для сохранения с ним эмоциональной связи и в дальнейшем, что бы помочь на первых этапах к взрослению.

Нормы развития ребенка пяти – шести лет

  • Навыки самообслуживания: умет сам мыть руки, чистить зубы, одеваться и раздеваться, спокойно сидеть за столом, складывать свою одежду;
  • Физическое развитие: умеет ходить на носочках и на пятках, меняет направление и скорость бега и ходьбы, высоко поднимать колени, умеет ходить приставным шагом. Совершает различные манипуляции с мячом: подбрасывает, ловит, забрасывает, хорошо умеет прыгать на двух ногах и даже через препятствия. Может спрыгнуть с небольшой высоты, соблюдая правила, играет в спортивные игры;
  • Развит интеллектуально: знает фигуры, геометрические формы, цвета. Есть способности к целенаправленному запоминанию, может проследить причинно-следственные и пространственно-временные связи, анализирует, обобщает, группирует, умеет считать минимум до десяти и хорошо знает цифры, может решать простые задачи на вычитание и сложение, знает месяцы и дни недели;
  • Развита речь: знает антонимы и синонимы, оперирует всеми частями речи, может присоединять к словам суффиксы, от существительных может образовать прилагательное, может подобрать однокоренные слова, разделяет слова на слоги, придумывает небольшой рассказ, четко произносит все звуки.
  • Навыки общения: Умеет благодарить и просить прощения, здороваться и прощаться, хорошо взаимодействует с людьми, понимает инструкции и в соответствии с ними действует, активно включается в познавательную и игровую деятельность.

Развитие ребенка 5 - 6 лет

Принципы развития ребенка для преодоления сложностей развития данного возраста

1. Начало подготовки ребенка к обучению. Пятилетний ребенок хочет и может систематически обучаться. Что бы ребенку легче было в будущем адаптироваться к школе, необходимо постараться организовать регулярные занятия для крохи. Это могут быть занятия с педагогом с обучением основ математики и грамоты, но так же занятия могут быть организованы и в домашних условиях совместно с родителями. К занятиям не стоит относиться как в школе, обучение должно проходить в более игривой и легкой форме, что сформирует привычку регулярного получения, а так же усвоения знаний.

2. Формирование навыка концентрации внимания.

Дети такого возраста нуждаются в играх, они еще не умеют в необходимой мере контролировать свое внимание и отвлекаются на внешние раздражители. Родителям следует постепенно, в форме игры, помочь ребенку сформировать навык удерживания внимания на одной поставленной задаче с целью ее завершения.

3. Кругозор ребенка.

Ребенок в пятилетнем возрасте способен запомнить максимальный объем информации. В этот период он активно начинает интересоваться окружающим миром. Родителям следует поощрять такой интерес, можно с крохой посещать выставки и музеи, читать с крохой энциклопедии об окружающем мире, чаще рассказывать о том, что сами знаете.

4. Память нужно тренировать.

Пока у ребенка функционирует непроизвольная память, он способен запоминать только интересные ему факты. Поэтому следует тренировать и произвольную память, пересказывать рассказы, учить стихотворения, играть на запоминание.

5. Развиваем речь.

Родители должны обращать внимание на четкое произнесение ребенком звуков, четкость выражения мыслей и насколько связна его речь. При возникновении проблем следует обратиться к логопеду, ведь сейчас самое время для коррекции всех речевых нарушений. Все проблемы лучше устранить до школы, что бы, не возникли трудности в обучении и общений.

6. Начинайте читать.

Большинство детей, с которыми занимались чтением, сами начинают проявлять интерес к грамоте. Ребенку необходимо больше читать, лучше выбирать интересные и яркие книги. Во время чтения, посадите ребенка так, чтобы он мог видеть текст, используйте закладку или водите пальцем по строкам. Таким способом закладывается связь между написанием слов и их звучанием.

7. Сюжетно-ролевые игры.

В таком возрасте ребенок придает большое значение правилам игры и старается их всячески соблюдать. К тому же у крохи развивается бурная фантазия. Поэтому главное – это осмысленная игровая деятельность. В том случае, если ваш малыш по каким-то причинам не ходит в детский сад, то ему просто необходимо проводить время со своими сверстниками, так как сейчас ему нужно общество детей с которыми он мог бы играть в свободные игры.

8. Таланты ребенка следует развивать.

Старший дошкольник – это такой возраст, когда с успехом пойдут занятия рисованием, конструированием, музыкой. Если вы не сделали этого раньше, то настало то самое время, когда пора выбрать кружок по интересам. Конечно, хорошо, если родители смогут найти время для домашних занятий, ведь ребенок уже может самостоятельно делать аппликации, вырезать ножницами, лепить, рисовать.

9. Трудовая деятельность ребенка.

С пятилетнего возраста, кроха уже готов к осмысленной трудовой деятельности. Необходимо постепенно приучать малыша к домашнему труду, пускай у него будут свои домашние обязанности.

10. У детей должен быть хороший пример.

Главным авторитетом для ребенка по прежнему остаются его родители. Постепенно он начинает оценивать и анализировать их поведение, замечать особенности взаимоотношений между ними. Именно поэтому грамотное поведение взрослых, а так же позитивное отношение в семье, становятся залогом полноценного развития и психологического здоровья ребенка.

Журнал → РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)

В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться и т. д. Почему это так важно? Дело в том, что самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. Вряд ли найдётся хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего ребёнка беспомощным, неуверенным в себе, не способным самостоятельно решать проблемы, нытиком, постоянно прибегающим к родителям, чтобы пожаловаться на неудачи и поплакаться в «жилетку», рассказывая о тщетных попытках добиться чего-либо. А ведь именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.
Давайте же разберёмся, с чего начать и как всё должно происходить для достижения нужного результата. Для начала ответим на вопрос: «Что включает в себя понятие «самообслуживание» для детей раннего возраста?». Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:
— приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки);
— раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);
— гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой);
— опрятности (пользоваться горшком).
Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психо-физических возможностей. К ним относятся:
— общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);
— мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);
— зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);
— мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т.е. подражать действиям взрослых).
Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них.
Как правило, к двум годам общая моторика у детей развита довольно хорошо, а вот развитие мелкой моторики сложный процесс, требующий поэтапного освоения.
На первом этапе ребёнок учиться выполнять сгибательные движения кисти и применять их в игре. Далее осваивает хватание (пространственная и сенсорная ориентация, зрительно-моторная координация, согласованная работа рук, различные типы захватывания: кулачком, щепотью (тремя пальцами), одной рукой, обеими; различные действия пальцами: расставлять, сжимать вместе, выделять один палец). Дальше происходит развитие соотносящих действий, когда ребёнок учится совмещать два предмета или части, собирать такие игрушки, как матрёшки, башенки, совершенствуется согласованность обеих рук, продолжает развиваться глазомер. На последнем этапе происходит развитие подражательных движений руками (пальчиковые игры, выполнение действий по показу).
Итак, для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.
Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома для развития ручек малыша.
Предложите ребёнку переложить из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или бусины сначала рукой (каждую отдельно), затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную), потом с помощью пинцета. Позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках. Давайте ему проталкивать предметы в отверстия (например, монеты в копилку), нанизывать предметы на шнурок (например, бусы из крупных макарон с отверстиями для мамы или бабушки), переливать воду пипеткой или спринцовкой (например, игрушка заболела, надо накапать ей лекарство), пускать кораблик в тазике с водой, или в ванной, создавать руками волну, прибивая кораблик то к одному краю, то к другому, ловить мыло в воде. Поиграйте с малышом в сюжетные игры «Кукла Маша идёт в магазин» (используйте кошельки и сумки с различными типами застёжек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках), «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками), «Зайчик просыпается, зайчик умывается» (одеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания).

Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше. В процессе прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребёнок смотрит на вас. При необходимости покажите это действие сами. Показ должен быть неторопливым, чётким и последовательным. После объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и проделайте вместе с ним нужное действие. Во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляйте его корректно, в позитивном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или что надо перестать делать, а говоря прямо, что необходимо делать именно сейчас. Например, нужно сказать: «Давай есть медленно», «Говори тихо», «Возьми одну» вместо: «Не торопись во время еды», «Не кричи громко», «Не бери много» и т. д.
Любое действие можно разделить на маленькие поддействия, выполняемые в определённом порядке. Обучая ребёнка новому навыку, составьте алгоритм и действуйте каждый раз согласно ему. Так например, процесс одевания штанишек может выглядеть так:
Сядь на стульчик
Возьми штанишки обеими руками за поясок
Подними одну ножку и вдень её в одну штанину
Поставь ножку на пол
Подними вторую ножку и вдень её в другую штанину
Встань и подтяни штанишки наверх обеими руками
На каждое поддействие можно зарисовать схематичные мнемо-таблицы, которые можно показывать малышу во время выполнения действия для облегчения запоминания последовательности его выполнения.
Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.
Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие самодельные подарки (из бумаги, ниток, солёного теста или пластилина, поделки из природного материала), а иногда и сладкое угощение. Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада!» и др.

05 Май 2014 в 22:22

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/tema-samobsluzhivanie-vid-trudovoi-dejatelnosti-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html, http://www.perfectmama.ru/doshkolnyij-vozrast-ot-5-do-7-let, http://m.baby.ru/blogs/post/279252780-102783426/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Цефалексин суспензия для детей инструкция

Цефалексин Цефалексин является полусинтетическим антибиотиком далее...

Отривин капли детей отзывы

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ._РЕКЛАМА. далее...

Интересов детей основные причины

Конфликты родителей и детей Данная разновидность конфликтов — далее...

История развития системы физического воспитания дошкольников реферат

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу далее...

Популярные статьи

Интересно