Главная » Навыки ребенка

Навыки самообслуживания у умственно отсталых детей

Ни один вид детского труда не осуществляется вне речевого общения детей, обобщения ими в виде речевых высказываний итогов своих действий, результатов труда. В процессе выполнения различных трудовых заданий и поручений, в ходе специальных занятий по ручному труду у умственно отсталых дошкольников возникает стремление рассказать о том, что ими сделано, обменяться друг с другом своими впечатлениями.

Несомненное влияние трудового воспитания на психическое развитие дошкольников-олигофренов заставляет нас с особым вниманием отнестись к вопросам его организации в специальных дошкольных учреждениях.

В настоящей главе мы попытались рассмотреть конкретно те направления работы, которые важны и ценны с точки зрения коррекционно-воспитательных задач, стоящих перед специальными дошкольными учреждениями.

Содержание и методы трудового воспитания умственно отсталых дошкольников на первоначальном этапе

Трудовое воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста начинается с воспитания у них навыков самообслуживания. Данное направление работы выбрано отнюдь не случайно. Опыт показывает, что при поступлении в специальное дошкольное учреждение дошкольники-олигофрены обнаруживают порой полную беспомощность в самообслуживании, весьма слабо владеют культурно-гигиеническими навыками. Не приученные ранее к элементарному уходу за собой, они требуют от воспитателя большого терпения и внимания. Важно не просто научить их самостоятельно и аккуратно есть, умываться, одеваться и раздеваться, но и вселить в них уверенность в том, что они могут делать все это хорошо, заслуживая одобрение взрослых.

Для того, чтобы труд по самообслуживанию понравился умственно отсталому ребенку, доставлял ему радость, воспитатель должен обязательно учитывать его индивидуальные особенности и возможности. Не следует торопить его, досадовать на его медлительность или, напротив, излишнюю поспешность. Зачастую эти особенности поведения объясняются именно структурой дефекта при олигофрении. Нарекания воспитателя приведут лишь к тому, что у ребенка появится негативное отношение к трудовому заданию, возникнет стремление уклониться от него. Навыки и умения, сноровка и аккуратность придут к умственно отсталым детям постепенно. На первых же порах необходимо прежде всего вызвать стойкий интерес к деятельности, настойчиво и терпеливо добиваться поставленной цели, и тогда умственно отсталые дошкольники вполне овладевают разнообразными формами труда по самообслуживанию.

Как воспитывать и обучать в домашних условиях умственно-отсталого ребенка?

Из-за поражения центральной нервной системы такие дети трудно осмысливают окружающую жизнь, часто не понимают требований взрослых. Поэтому советы и требования родителей должны быть немногословны. Занятия нужно строить в игровой форме, при этом выбирать игры, которые расширяют кругозор ребенка, развивают его речь. Давая задания, нужно обязательно показывать, как их выполнять.

Особое значение приобретает обучение умственно отсталого ребенка навыкам самообслуживания, что помогает в развитии речи и мышления. В формировании привычек важно соблюдать последовательность. Так, ребенка 4–6 лет следует учить убирать в определенное место игрушки, книги. Разговаривать с умственно отсталым ребенком следует спокойным, доброжелательным тоном, не скупиться на похвалу даже за незначительные успехи.

У таких детей наблюдается недоразвитие моторики. Они не умеют бегать, прыгать, направленно бросать мяч. Их не привлекают предметы сами по себе, поэтому для занятий следует выбирать яркие предметы, например красочные игрушки.
Научить такого ребенка элементарным движениям можно только после показа, например, как садиться на стул, сгибая ноги в коленях. Для тренировки равновесия ребенка можно предложить ходить между натянутыми веревками или между стульями. Прежде всего, необходимо научить захвату предметов, которые отличаются по величине, форме, цвету, перекладыванию их с одного места на другое.

Когда ребенок станет постарше, нужно научить его пользоваться ключом, открывать двери с различными ручками, научить есть, одеваться, раздеваться, пользоваться расческой, мылом, зубной щеткой, туалетной бумагой, оправлять физиологические нужды.

Многие из этих детей начинают произносить отдельные слова только в 5–6 лет. Они понимают других, но сами говорить затрудняются. Речь таких детей с большими дефектами, что является результатом недоразвитости связок, неправильного расположения зубов, недоразвитости языка. Здесь необходима помощь логопеда, но кое-что можно делать и в домашних условиях, например, тренировать дыхание — научить ребенка сдувать ватку с книги, дуть на кораблик в тазу с водой и др.
Важно для умственно отсталых детей и воспитание дисциплины. Они очень внушаемы, любят подражать окружающим. Поэтому не представляет труда научить их здороваться, вставать, подавать руку, мальчику, входя в помещение, снимать головной убор, уступать место взрослым, поднимать упавший предмет, материал.

Ваше мнение важно для нас!

2013–2016 Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Кумертау Республики Башкортостан

Разработка сайта — компания «Техинформ »

Социальная адаптация наших воспитанников

Для обеспечения коррекционно-реабилитационных мероприятий созданы 4 отделения. По социальной адаптации воспитанников работы ведется в двух отделениях, общее число воспитанников которых 104. Работа ведется по трем образовательным программам:

1. «Особый ребенок» - социально-реабилитационная и воспитательная работа по формированию навыков адаптивного поведения воспитанников.

2. «Солнышко» - oбучаются воспитанники c сочетанными нарушениями (c интеллектуальной недостаточностью и нарушениями опорно-двигательного аппарата).

З. Программа социально-реабилитационной и воспитательной работы по формированию навыков адаптивного поведения воспитанников. Основанием для перехода на разные программы послужило введение государственных стандартов качества социальных услуг.

Критериями готовности нашего воспитанника к интеграции в социуме является следующее:

• Понимание социальных правил и норм жизни в обществе;

• Способность вступать в отношения социального партнерства и сотрудничества;

• Формирование умения заботится o своей физической форме, внешнем виде, нормальном питании, избегать излишних фактов риска;

• Принятие своих индивидуальных отличий от других;

• Способность устанавливать и поддерживать дружеские отношения, умение показывать свои чувства и понимать, как другие реагируют на них;

• Способность к доступному самоконтролю, саморегуляции;

• Сформированное умениеб создавать свое жизненное пространство, вести домашнее хозяйство, обеспечивать себя необходимыми для самостоятельной жизни и другое.

Направления работы по социальной адаптации детей-инвалидов многообразны, но для нас важно, чтобы дети овладели основными формами социального поведения.

Во-первых, достаточными для конкретного воспитанника навыками самообслуживания: самостоятельно одеваться и раздеваться, соблюдать правила личной гигиены, ориентироваться в детском доме и его окрестностях, в хозяйственно-бытовом труде последовательно выполнять и завершать работу, соблюдать правила безопасности. Самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему важно воспитывать y детей полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Для формирования привычки следить за чистотой рук, лица, тела наиболее эффективными являются различные игровые приемы, кукольный театр, использование потешек, привлечение детей к контролю и самопроверке. Опыт работы c глубоко умственно отсталыми детьми позволяет сделать вывод, что овладение навыками самообслуживания, культурно-гигиеническим навыками имеют значение не только для культуры поведения, но и для укрепления здоровья физического и психологического, обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.

Во-вторых, навыками социального взаимодействия c окружающими, которые предполагают наличие умений вступить в беседу и закончить ее, высказать просьбу, оказать помощь окружающим, пригласить в гости и т.д. Поскольку по достижению 18 лет воспитанники в большинстве своем будут жить во взрослом интернате, то важно, чтобы они умели жить в коллективе, участвовали в коллективных видах труда и других мероприятиях, узнавали и различали собственные вещи, вещи друзей, воспитателя, чувствовали настроение собеседника. Немало усилий мы прилагаем для того, чтобы сформировать y воспитанника представление o себе. Это заключается не только в том, чтобы он мог назвать свое имя, но и иметь представлением o себе в целом, чтоб умел решать проблемы, возникающие в знакомой или незнакомой ситуации, искать и находить помощь, умел соотносить свои интересы и действия, организовывать досуг в соответствии c личными предпочтениями. B реальной жизни все эти направления тесно переплетаются, создавая систему модели поведения детей в разных ситуациях. При организации педагогических реабилитационных мероприятий мы обязательно учитываем как медицинский диагноз, так и особенности ребенка-инвалида.

Источники: http://pedlib.ru/Books/4/0357/4_0357-69.shtml, http://rrckumertau.mintrudrb.ru/question_rubrics/9/questions/69%3Fprint%3D1, http://rddi.ru/o-nas/sotsialnaya-adaptatsiya.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Вязание крючком повязок голову детей

Вяжем крючком повязку на голову Пока ваша далее...

Памятка нравственное воспитание дошкольников

Материал по теме: далее...

Почему новорожденный часто потягивается

Основные причины почему далее...

Аллергия на кошку у ребенка форум

Здравствуйте, у меня такая ситуация, что даже далее...

Популярные статьи

Интересно