Главная » Развитие ребенка

Детей лучше развита память

Как развивать память у детей

Развитие способности к запоминанию у детей нужно начинать еще в самом раннем возрасте. Их мозг еще полностью способен к восприятию больших объемов новой информации, он не удивляется самым несовместимым вещам и верит даже самым невероятным сказкам. Именно в этом периоде лучше всего оживить его умение сочинять, прививая практические навыки запоминания.

Мы знаем, что память может быть классифицирована по нескольким видам и по типам информации. Но принцип ее развития всегда имеет общие принципы – информация должна чем-либо выделяться. Именно яркие образы запоминаются лучше всего. Чтобы научить ребенка запоминать информацию, ее необходимо сделать привлекательной для его сознания, искусственно раскрасить ее тем, к чему вы заметили у ребенка лучшие способности.

Здесь следует проявить особую наблюдательность родителям малыша. Вам нужно установить, к какому виду запоминания ребенок проявляет больший интерес. Если у него лучше развита зрительная память – уделяйте больше внимания созданию и играм, предлагающим зрительные образы. Если больше развита слуховая память – уделяйте время чтению своему малышу книг, организации прослушивания им аудиоспектаклей и других звуковых материалов. При более развитой осязательной памяти нужно больше внимания уделять изготовлению поделок. Так вы сможете помочь своему ребенку научиться пользоваться теми способами запоминания, которые заложены в него природой.

Но здесь есть и обратная сторона. Ни в коем случае нельзя акцентировать все внимание на упражнениях, которые даются малышу легче всего. И даже наоборот – вам нужно помочь ребенку научиться запоминать ту информацию, к которой он менее всего восприимчив и сделать это для него яркой игрой, включив в ней самое главное достоинство деток – умение воображать.

Старайтесь развивать память комплексно

Лучше всего в раннем возрасте для этого использовать игры, а точнее их комбинации. Очень полезны упражнения, которые в одном целом объединяют разные способы восприятия информационного объема – осязательные, зрительные и слуховые образы. Нужно учитывать, что такие игры не должны быть статическими и законченными в своем сюжете. Они должны раздвигать границы воображения по проблемным направлениям памяти, и учить именно по ним создавать более яркий образ. Такие предложения к ребенку, например, как нарисовать мамины духи или дотронуться до радуги и рассказать о своих чувствах – совершенно не абсурдны для детей. Это мы, взрослые, в своей излишней рациональности потеряли умение воображать и просто многое забыли. Малыш такое упражнение воспримет нормально и обязательно нарисует запах духов или расскажет, какая она мягкая – радуга.

Обратите внимание, что здесь в одном простеньком, казалось бы упражнении, ребенок учиться задействовать и использовать различные каналы памяти и источники информации. Рисуя запах духов ему необходимо одновременно включить свою зрительную память, вспомнить и перебрать в сознании целую галерею визуальных образов. При этом работают также участки тактильной, осязательной памяти. Малыш проводит сравнения запаха маминых духов с другими, известными ему. Когда рисунок будет готов, попросите ребенка рассказать, почему он нарисовал именно этот образ. Так вы поможете его слуховой памяти.

Различные упражнения на комплексное развитие детской памяти предлагаются многими известными методиками раннего развития ребенка. Вам остается только сделать выбор с учетом особенностей запоминания именно вашего малыша, и направить его способности в нужном направлении, своевременно корректируя баланс между развитием различных видов памяти.

Поделиться в соц. сетях

Такая удивительная память

Память – это способность запомнить, сохранить и в нужный момент восстановить то, что мы раньше видели, слышали, переживали. Благодаря памяти связывается прошлое и настоящее время. Память дана человеку с рождения, но совершенствовать ее можно всю жизнь.

Мозг, как фильтр, просеивает информацию и выбирает, что заложить на хранение. Все помнить невозможно, память сама регулирует нагрузку, освобождается для принятия новой информации. Старая информация переходит из активной памяти в пассивную, которую при необходимости можно активизировать. Это качество очень важно, когда нужно срочно вспомнить что-то давно забытое.

У разных людей лучше развиты разные виды памяти. Кто-то лучше запоминает то, что увидел (зрительная память), а кому-то легче вспомнить то, что он слышал (слуховая память). Лучше всего запоминается то, что нас интересует.

Также очень важна мотивация процесса запоминания. Например, студент перед экзаменом за несколько дней запоминает огромный объем информации. Водитель, как правило, удерживает в памяти расположение многих улиц, поворотов, объездов. У артистов балета прекрасно развита двигательная память, которая помогает легко повторить сложный рисунок танца. От состояния памяти во многом зависит процесс мышления.

Способность к запоминанию зависит от возраста. Совсем маленькие дети не очень хорошо умеют пользоваться своей памятью, а с возрастом это качество развивается. Дети постепенно учатся результативнее запоминать новую информацию, а потом находить ее в памяти. Память дошкольника особенно богата образами конкретных предметов, а также носит характер фотографичности . Если взрослый, рассказывая сказку, немного отступает от прежнего текста, ребенок тут же поправляет, вспоминая нужные слова.

Дошкольный возраст – лучшее время для развития памяти. Именно в этом возрасте запоминание идет наиболее легко.
Новорожденный малыш узнает людей по запаху с первых дней жизни, потом различает голоса окружающих. Годовалый ребенок легко находит и приносит знакомые предметы по просьбе взрослого, в книжке показывает названные взрослым картинки.

В три года память еще непроизвольная, ребенок не может специально что-либо запоминать. Но в его памяти остается интересная, яркая, впечатляющая информация.

В 4-5 лет ребенок рассказывает о своем прошлом. Также он может абстрактно сравнивать предметы, не видя их перед собой. Легко запоминает стихи, тексты.

После 4 лет начинает формироваться произвольная память, и к 6-7 годам ребенок уже может сам поставить себе задачу что-либо запомнить или вспомнить. Объем детской памяти во многом зависит от того, насколько развито внимание, речь, мышление. Поэтому развитие ребенка должно быть всесторонним.

Виды памяти.
В зависимости от того, как долго сохраняется информация, память можно разделить на кратковременную и долговременную.

Кратковременная память – это когда информация запоминается быстро, но и забывается также очень быстро.
Долговременная память может сохранять большой объем информации неограниченное время.

Также различают память произвольную и непроизвольную. Непроизвольная память – это когда запоминание и вспоминание происходят автоматически, без усилий со стороны человека. Произвольная – требует сосредоточенности на процессе запоминания, сохранения и воссоздания нужной информации.

У маленьких детей работает непроизвольная память, с возрастом начинает развиваться и произвольная. Память способна сохранить все: зрительные и слуховые образы, движения, вкус, запах, чувства. Поэтому ее делят на словесно-логическую, эмоциональную, образную, двигательную. Двигательная память проявляется очень рано, без нее малыш не смог бы научиться сидеть, ходить, бегать, умываться и т. д. В 4-6 лет работа двигательной памяти усложняется.

Дошкольник занимается спортом, танцами, играет на музыкальных инструментах. Для этого нужна тренировка под руководством взрослого, который показывает последовательность движений.

Образная память – это запоминание той информации, которая поступает от органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.

Словесно-логическая память – это способность запоминать слова. Она развивается вместе с развитием речи. Чтобы ребенок вспомнил нужные слова, взрослые спрашивают: Кто это? , Какого цвета? , Как лает собака? и т. д. В младшем дошкольном возрасте ребенок легко запоминает ритмизованные тексты: стихи, потешки, песенки.

Эмоциональная память – сохраняет впечатления от общения с людьми и окружающим миром. Если ребенка поцарапала кошка, он в дальнейшем остерегается ее.

Существуют особенности развития памяти у девочек и у мальчиков. У девочек быстрее развиваются функции левого полушария мозга, отвечающего за словесно-логическую память, рациональное мышление. У мальчиков быстрее развивается правое полушарие, которое отвечает за образную память. Поэтому у девочек лучше развит вербальный интеллект (связанный с речью), а у мальчиков – зрительно-пространственный.
Речь девочек, как правило, развивается раньше и навыками чтения они овладевают быстрее.

Возможности памяти у каждого человека свои. В среднем, взрослый может непосредственно запомнить 5-9 знаков (букв, цифр), расположенных не по порядку. Если же информация запоминается опосредованно, то есть осмысленно, эмоционально, то количество ее резко возрастает. Человек запоминает большие тексты, таблицы и так далее.

Нужно развивать память ребенка с самого рождения. Разговаривайте с малышом, рассказывайте стишки, потешки. Гимнастика и плавание развивают двигательную память. Под влиянием положительных эмоций, ярких впечатлений развивается эмоциональная память.

Ученые считают, что память у человека начинает развиваться, когда ему только 20 недель внутриутробного развития. После рождения очень скоро можно заметить, что малыш узнает маму. В возрасте 2 недель у младенца формируется единый образ голоса и лица мамы.

В 1-1,5 месяца у ребенка проявляется комплекс оживления . Когда он узнает своих близких, малыш оживляется, машет ручками, улыбается, гулит. Именно память позволяет ему выделять знакомых людей.

В первом полугодии ребенок может узнавать предметы, а во втором полугодии – уже ищет глазами тот предмет или человека, о котором его спросили. У полутора годам формируется долгосрочная память, которая отвечает за длительное хранение информации. В 2 года ребенок уже может узнать знакомые предметы или людей даже через несколько месяцев.

Учите ребенка запоминать информацию осмысленно. Пусть ребенок учится выделять связи между предметами, сравнивать их. Важно, чтобы он научился объединять предметы по общим признакам.

Очень полезно для запоминания информации пользоваться картинками, схемами. Желательно делать опору при запоминании на все органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Улучшение памяти происходит также при развитии внимания, интеллекта, воображения. Лучше запоминать информацию помогают положительные эмоции, но они должны быть умеренными. Чрезмерные эмоции производят некоторый хаос в процессах мышления и памяти. Для укрепления памяти необходимо включать в меню человека рыбу, морепродукты, растительное масло, злаки, овощи, небольшое количество шоколада. Не нужно забывать об интеллектуальной нагрузке. Как мышцы тела нуждаются в движении, так и память улучшается, если ее тренировать.

Память — это способность получать, сохранять и воспроизводить информацию. Память бывает кратковременной и долговременной. Обычно человек запоминает 3–5 последних единиц информации (цифр, слов, предметов и т.п.) Это и есть объем кратковременной памяти, который равен объему внимания. В кратковременной памяти информация хранится всего несколько минут, затем она забывается или переходит в долговременную память. Последняя не ограничена по объему и времени хранения информации.

В дошкольный период память у детей развивается очень интенсивно. Вспомните, сколько вопросов задает ребенок в этом возрасте и какой объем информации получает. Когда учителя говорят родителям, что у их ребенка плохая память, последние часто недоумевают, ведь их чадо прекрасно запоминает рекламу, сложные имена героев компьютерных игр, марки машин и т.п. Дело в том, что в школе чаще всего требуется произвольное запоминание, а в повседневной жизни преобладает непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в 4–5 лет. Наиболее благоприятные условия для развития произвольной памяти создаются в игре: так, количество слов, которое запоминает ребенок в роли покупателя, посланного в магазин за определенными товарами, больше, чем количество слов, запоминаемых по прямому указанию взрослого.

В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о зрительной, слуховой, двигательной и других видах памяти. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. У дошкольников иногда встречается так называемая эйдетическая память: вспоминая что-нибудь, воспринятое раньше, ребенок как будто снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях. Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение различных звуков, как речевых (слухоречевая память), так и других. Этот вид памяти имеет большое значение в развитии ребенка. В частности, в школе от него потребуется усваивать на слух до 70% информации. Наш сайт позволяет успешно тренировать эту способность.

Память каждого человека имеет свои особенности. У одних лучше развита зрительная память (для лучшего запоминания им надо увидеть/прочитать), у других — слуховая (хорошо запоминают «с голоса»), у третьих — двигательная (необходимо записать, чтобы запомнить). Особенности памяти детей надо знать и учитывать при обучении. Но специально тренировать необходимо все виды памяти, так как память, данная от природы, не есть что-то постоянное — под влиянием внешних условий она развивается и изменяется. Развитие памяти у детей наиболее эффективно при соблюдении определенного порядка в работе. Вне зависимости от того, какой вид памяти вы развиваете, начинать надо с процессов узнавания, затем — воспроизведения, и наконец — избирательности памяти. Сначала предложите ребенку запомнить 3–7 изображений животных/растений, или движений, или звуков/слов, а затем предложите ему узнать эти стимулы среди 10–15 аналогичных. Вначале запоминаемый материал «прячется» среди резко отличающегося от него, затем — среди похожего. После того, как ребенок достигнет определенных успехов в узнавании разных стимулов — зрительных, слуховых, двигательных, тактильных и др. — можно просить его воспроизвести предъявленный для запоминания материал (нарисовать, проговорить, показать). И только потом переходить к упражнениям на избирательность памяти: например, покажите ребенку 5–7 игрушек в ряд, затем попросите его отвернуться и поменяйте некоторые предметы местами. Задача ребенка — восстановить первоначальный порядок.

Родители должны помнить, что без опоры на понимание никакое усвоение знаний невозможно. Зубрежка приводит к переутомлению, потере интереса к занятиям и другим негативным последствиям. Вот почему так важно обучать ребенка различным приемам запоминания. Например, если ребенок в задании припомнить продемонстрированные ранее предметы/картинки испытывает трудности, предложите ему посмотреть на них еще раз и представить, каковы эти предметы на ощупь, какие звуки они могут издавать, как они пахнут и т.п. Вы увидите, что результат станет гораздо лучше.

Игры на развитие памяти у детей очень разнообразны и многочисленны. Многие дети очень любят рисовать пиктограммы — картинки, позволяющие припомнить предложенные для запоминания слова через час и более после предъявления. Еще одна любимая детьми мнемотехника — составление рассказа по несвязанным между собой картинкам/словам. Разложите на столе картинки изображениями вниз. Ребенок берет одну из картинок и начинает рассказ. Затем вы берете следующую, кладете ее рядом с предыдущей и продолжаете рассказ с использованием предмета, изображенного на картинке. И так до того момента, пока картинки не закончатся. Начните с 5 картинок, от раза к разу увеличивая их число. Спустя 15–20 минут (можно и больше) попросите ребенка припомнить картинки в нужном порядке. Это задание требует определенной свободы мышления, так как иногда картинки не так-то просто связать по смыслу. Постарайтесь выйти за рамки привычных связей. Чем парадоксальнее и смешнее будет ваш рассказ, тем лучше запомнятся картинки. Ведь прочность запоминания очень часто основана на эмоциональной памяти: то, что вызывает у ребенка эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.

Заучивание стихов, изучение иностранных языков, кроссворды, счет в уме, решение логических задач, игры в шахматы и шашки — все это способствует улучшению памяти в любом возрасте. И не забывайте о физических нагрузках, которые увеличивают приток кислорода в мозг и активизируют все психические процессы.

Мы убеждены, что занятия на нашем сайте и выполнение этих рекомендаций значительно улучшат память вашего ребенка.

Веры в успех вам и вашему ребенку!

Источники: http://vihra.ru/kak-razvivat-pamjat-u-detejj/, http://ru.likar.info/zdorovye-vsey-semyi/article-56874-takaya-udivitelnaya-pamyat/, http://www.razumeykin.ru/training/block/14

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

История физического воспитания дошкольников

История развития проблемы далее...

Сыпь ребенка между ягодиц

22 фев 2011, далее...

Первое купание новорожденного после роддома видео

Купание ребенка С появлением в семье далее...

Самостоятельность трудовом воспитании дошкольников

Трудовое воспитание дошкольников Труд делает человека далее...

Популярные статьи

Интересно