Главная » Развитие ребенка

Игровые технологии развития детей

Игровая технология в обучении и развитии детей в условиях предшкольной подготовки

“Игра – один из видов деятельности, значимость, которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений…и служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей”.
Г.М. Коджаспирова

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей, творческого отношения к жизни каждого ребенка, внедрение инновационных программ, реализацию принципа здоровьесберегающего гуманного подхода к детям.

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры делает учебный процесс эмоционально окрашенным, а эмоциональность игрового действия активизирует все психологические процессы и функции ребенка.

Понятие “игровые педагогические технологии” включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуется учебно-познавательной направленностью.

В программе обучения и развития детей 5,5–6 лет. “Предшкольная пора” Н.Ф.Виноградовой четко определен спектр целевых ориентаций педагогических игр:
  • дидактические – расширение кругозора, познавательная деятельность, развитие общеучебных умений и навыков;
  • воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
  • развивающие – сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, подвижные.

Одним из приоритетных направлений в деятельности по реализации программы “Предшкольная пора” Н.Ф.Виноградовой стала подготовка к здоровому образу жизни на основе применения игровой технологий.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов.

Место и роль игровых технологий в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции и классификации педагогических игр.

Функции игры как педагогического феномена:
  • Развлекательная: Основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес.
  • Коммуникативная: игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения.
  • Самореализация: игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации.
  • Игротерапевтическая: игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении.
  • Диагностическая: игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Игра – это особое “поле самовыражения”.
  • Коррекционная: при соблюдении учащимися правил сюжета игры, знаний своей роли и ролей партнера психологическая коррекция в игре происходит естественно. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.
  • Межнациональная коммуникация: Игры – национальны и в то же время интернациональны, межнациональны. Они дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, способствуют усвоению единых для всех социально-культурных ценностей.
  • Социализация: эта функция заключается в синтезе усвоения богатства культуры, потенции воспитания и формирования личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

Технология проведения игры:

1. Подготовка игры:
  • Тема.
  • Учебные цели.
  • Предложение основы для составления модели.
  • Определение состава участников игры, распределение ролей.
  • Проработка сценария, подбор наглядного материала, размещения участников в аудитории, определение временных границ проведения игры.
2. Проведение игры:
  • Разыгрывание учебной ситуации (действия участников направлены на взаимодействие в изучении и обсуждении проблемной информации, в принятии решений).
3. Подведение итогов игры:
  • Время.
  • Общая оценка учителем работы учащихся в целом и некоторых в отдельности.
  • Рефлексия (сами участники игры формулируют предложения по совершенствованию игровой деятельности).

Взрослые должны знать, что активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мыщечной, сердечнососудистой и дыхательной систем, благодаря чему улучшается обмен веществ в организме и происходит соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

Очень важна роль подвижных игр в повседневной деятельности детей. Особое значение они имеют для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Опыт последних лет подсказывает, что традиционная система занятий с детьми, имеющими отклонение в состоянии здоровья, недостаточна для реабилитации. Поэтому разумно включать в учебные занятия профилактические и коррекционные оздоровительные игры в зависимости от вида заболевания.

Следует учитывать, что дети в возрасте 5,6–6 лет в силу своих психофизических особенностей правила игры не воспринимают как закон, поэтому для них особенно важно проводить сюжетные игры и физические упражнения (согласно программы “Предшкольная пора” Н.Ф.Виноградовой).

Действуя согласно сюжету игры, дети учатся своевременно реагировать на определенные сигналы – звуковые и словесные. Эти ориентиры помогают ребенку выполнять игровую задачу, своевременно переключаться с одного действия на другое.

Оздоровительные игровые занятия, предложенные в пособии, рекомендуется использовать не только в процессе предшкольной подготовки, но и в старших группах детского сада, начальной школе для организации различных форм физического и психологического развития личности.

Приложение 2. “Вкусные и полезные продукты или Новые приключения Колобка”

Понятие игры как технологии условно и вызвано необходимостью научного уточнения параметров рассматриваемого явления. Рассмотрим два подхода к определению понятия игровые технологии .

По определению Г. К. Селевко, игровая технология – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [4; 50].

В рамках подхода Т. М. Михайленко понятие игровые технологии трактуется как достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью [3; 143].

В данной статье мы разделяем мнение Т. М. Михайленко и под игровыми технологиями понимаем обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта [3; 143].

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. У детей формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Игровые технологии должны отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в детском саду: игровая ситуация должна создавать ребёнку возможность принятия на себяроли действующего в игровой ситуации персонажа.

Л. В. Загрекова выделяет следующие компоненты игровых технологий:

- мотивационный (связан с отношением детей к содержанию, процессу игровой деятельности, включает мотивы, интересы и потребности в игре);

- ориентационно-целевой (связан с принятием детьми целей игровой деятельности, нравственных установок, ценностей);

- содержательно-операционный (предполагает овладение детьми содержанием игры, их способность опираться на имеющиеся знания и способы игровой деятельности);

- ценностно-волевой (обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, придаёт эмоциональную окрашенность игре в виде переживаний);

- оценочный (обеспечивает сличение результатов игровой деятельности с целью игры) [2; 104].

Все рассмотренные компоненты находятся в тесной взаимосвязи и включают ряд структурных элементов. В. В. Николина выделяет следующие структурные элементы:

- установочный элемент (предигровая ситуация, настройка, обеспечивающая предпосылки на восприятие игровых задач, создающая мотивацию, активизирующая мышление, воображение детей);

- игровые ситуации (могут быть в вымышленном пространстве, очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой);

- задачи игры (заинтересовывают детей, отсутствие игровой задачи превращает игру в обычное задание, упражнение);

- правила игры (организуют поведение детей, обеспечивают им равные условия);

- игровые действия (побуждаются игровыми мотивами, характеризуются сознательной целью и ориентировочной основой действия)

- игровое состояние (включает в себя наличие переживания, активизацию воображения детей, эмоциональное отношение к действительности);

- результат игры (достижение определённых целей, показатель уровня усвоения знаний и умений, норм поведения) [2; 105].

Рассмотренные структурные элементы тесно связаны между собой. Характер и игровые ситуации определяются возрастными особенностями детей, их интересами.

Остановимся на характеристике основных этапов игровых технологий, предложенных Л. В. Загрековой.

Этапы игровых технологий:

Первый этап. Подготовка к игре. Логика подготовки к игре связана с компонентами игры: мотивационным, ориентационным, содержательно-операционным, ценностно-волевым и оценочным.

Второй этап. Проведение игры. Необходимым элементом проведения игры является наличие эмоционального фона, заинтересованности. В процессе игровой деятельности должна разрешаться проблемная ситуация.

Третий этап. Подведение итогов игры. При подведении итогов следует исходить из конечного результата игры, то есть степени усвоения знаний, формирования убеждений, развития самостоятельного творческого мышления. [2; 113].

Доктор педагогических наук, профессор Людмила Николаевна Волошина в своей статье Игровые программы и технологии физического воспитания детей 5-7 лет говорит о том, что в последнее время изменилась действительность, окружающая детей, на смену коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Ему остаётся меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников. В связи с этим актуален поиск путей для оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению. Решение этой проблемы - игровые формы организации двигательной деятельности детей на свежем воздухе [1; 16].

Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений. Она является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния [1; 16].

В целях изменения данной ситуации в лучшую сторону была разработана программа Играйте на здоровье для детей 5-7 лет, которая в основе не меняет образовательных стандартов, направлена на гармоническое физическое развитие ребенка через приобщение к спортивным играм и упражнениям с учетом состояния здоровья, уровня физической подготовленности и развития. Программа предполагает использование спортивных игр и упражнений в комплексе с другими физкультурно-оздоровительными мероприятиями, ориентирована на формирование самостоятельности, самоконтроля, умения действовать в группе сверстников, заботиться о своем здоровье.

1. Волошина Л.Н. Игровые программы и технологии физического воспитания детей 5-7 лет // Физическая культура 2003. - №4. – С. 16.

2. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Загрекова Л. В. Николина В. В. – М. Высш. шк. 2004. – 157 с.

3. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко – М. Народное образование, 1998. – 256 с.

Перейти к обсуждению работы

Курсы повышения квалификации

Об авторе курса
Яковлева Светлана Владимировна

Логопед-дефектолог. В течение многих лет занимается проблемами развития детей раннего и дошкольного возраста. Автор и преподаватель учебного курса «Специальная психология» для студентов психологических факультетов. Светлана Владимировна разработала прописи по формированию каллиграфического письма для учащихся 1-х классов. Являлась старшим научным сотрудником научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области. Светлана Владимировна имеет большой практический опыт организации развивающих и коррекционных занятий с детьми.

Концепция

Предлагаемый учебный курс адресован, в первую очередь, педагогам дошкольных образовательных учреждений и педагогам дополнительного образования, которые заинтересованы в том, чтобы занятия с детьми раннего и дошкольного возраста были направлены на их развитие, а не на обучение их школьным навыкам. К сожалению, опыт показывает, что часто под развитием ребенка-дошкольника понимается именно обучение навыкам письма, чтения и счета, которое осуществляется без учета возрастных особенностей ребенка, его психофизиологического развития. Такое раннее «обучение» не только не способствует развитию личности ребенка, а, напротив, наносит вред, приводя впоследствии к серьезным проблемам и в здоровье школьников, и в школьном обучении.

Развитие дошкольников должно обязательно осуществляться с учетом психологических закономерностей их возраста, в той деятельности, которая является для них основной. Этим видом деятельности является игра. Именно в игре дошкольник познает окружающий мир, других людей и самого себя.

Данный учебный курс направлен на знакомство педагогов дошкольных образовательных учреждений с игровыми технологиями и спецификой их использования в работе с детьми разного возраста. В процессе изучения курса слушатели смогут получить знания о психологических особенностях развития детей раннего и дошкольного возраста; освоить закономерности формирования познавательных процессов.

Каждое занятие включает в себя теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть курса знакомит слушателей с достижениями современной нейропсихологии, дефектологии и логопедии в области исследований детской психики.

Практическая часть позволит слушателям овладеть приемами и методами использования игровых технологий в работе с детьми от 2 до 6 лет.

При выполнении практических упражнений слушатели познакомятся с различными видами игр и игровых приемов, методами развития познавательной сферы детей, приемами формирования навыков общения со сверстниками и произвольных форм поведения.

Данный учебный курс также может представлять интерес для педагогов, работающих в группах раннего развития детей, детских психологов и логопедов.

Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, 121165, «Первое сентября», Педагогический университет

Источники: http://festival.1september.ru/articles/591017/, http://www.scienceforum.ru/2013/10/3092, http://xn--b1agajc0ayikbb.xn--1-btbl6aqcj8hc.xn--p1ai/internal/5/8/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Психосоматика кашель у детей

Психосоматика кашля Заболев, человек начинает искать далее...

Гипертонус детей года лечение

У новорожденного ребенка гипертонус мышц, далее...

Ребенок засыпает время кормления что делать

Сколько должны спать новорожденные далее...

Отравление детей в детском саду

Стали известны первые далее...

Популярные статьи

Интересно