Главная » Развитие ребенка

Личностное развитие ребенка процессе игры

Методы личностного развития дошкольников.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

  • развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
  • создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
  • формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
  • воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
  • приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
  • развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
  • создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
  • формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Основная цель педагогов– помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:

  • сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
  • перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;
  • систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;
  • коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из педагогов, педагога-психолога, музыкальных руководителей. Педагог формирует у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием музыки. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

В целях обеспечения социального партнёрства ОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой ОУ используются родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники.

Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования.

Социализация через игру

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Дело в том, что до 7 лет игра остается ведущей деятельностью детей. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в дочки-матери

При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, примеряет на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

Другие социальные факторы развития ребенка

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать.

Педагог должен помочь ребенку усвоить сложившиеся этические нормы и правила поведения, сформировать гуманное отношение к окружающим людям, к природе.

Страницы сайта

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста

Развитие малыша в социуме – это значит, что он понимает традиции, ценности и культуру того общества, в котором воспитывается. Первые навыки социального развития ребенок получает при общении со своими родителями и близкими родственниками, потом от общения со сверстниками и взрослыми. Он постоянно развивается как личность, узнает, что можно делать, а что нельзя, учитывать свои личные интересы и интересы окружающих, как нужно себя вести в том или в этом месте и окружении.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста -Особенности

Социальное развитие детей дошкольного возраста играет значимую роль в становлении личности. Помогает ребенку стать полноценным человеком со своими интересами, принципами, устоями и желаниями, которые не должны игнорироваться его окружением. Чтобы социальное развитие происходило равномерно и правильно, каждому малышу необходимо общение, любовь, доверие и внимание, прежде всего, родителей. Именно мама и папа могут дать своему малышу опыт, знания, семейные ценности, обучают умению приспосабливаться в жизни к любым условиям.

С первых дней новорожденные детки учатся общению со своей мамой: улавливать ее голос, настроение, мимику, некоторые движения, а также пытаются показать, чего они хотят в определенный момент времени. С 6 месяцев и примерно до 2х лет малыш уже может общаться с родителями более осознанно, может просить помощи или делать что-то вместе с ними. Необходимость находиться в окружении сверстников возникает примерно к 3м годам. Дети учатся взаимодействовать и общаться уже друг с другом.

Развитие детей в социуме от 3х до 5 лет. Это возраст «почемучек». Именно потому, что появляется множество вопросов о том, что окружает ребенка, почему происходит именно так, зачем это происходит и что произойдет, если… Дети начинают старательно изучать мир вокруг себя и что в нем происходит. Изучение происходит не только путем осматривания, ощупывания, пробы на вкус, но и речи. Именно с ее помощью ребенок может получает интересную ему информацию и делиться ею с окружающими его детьми и взрослыми.

Дети дошкольного возраста, 6-7 лет, когда общение носит личностный характер. Ребенка начинает интересовать сущность человека. В этом возрасте детям нужно всегда давать ответы на их вопросы, они нуждаются в поддержке и понимании родителей. Потому что близкие люди являются для них главным примером для подражания.

Социальное-личностное развитие

Социально-личностное развитие детей происходит в нескольких направлениях:

  • получение социальных навыков;
  • общение с детьми одинакового возраста;
  • обучение ребенка хорошему отношению к самому себе;
  • развитие в процессе игры.

Для того чтобы ребенок хорошо относился к самому себе, нужно создавать определенные условия, помогающие ему понять свою значимость и ценность для окружающих. Детям важно оказываться в ситуациях, где они будут центром внимания, они всегда к этому стремятся сами. Также каждому ребенку необходима похвала за их действия. Например, собирать все рисунки, сделанные детьми в саду или дома, а потом на семейных праздниках показывать гостям или другим детям. В день рождения ребенка все внимание должно быть обращено к имениннику.

Родители должны всегда видеть переживания своего малыша, уметь посочувствовать ему, порадоваться или огорчиться вместе, оказать необходимую помощь при затруднениях.

Социальные факторы в развитии личности ребенка

На развитие детей в социуме воздействуют некоторые аспекты, играющие значимую роль в формировании полноценной личности. Социальные факторы развития ребенка делятся на несколько видов:

  • микрофакторы – это семья, близкое окружение, школы, сады, сверстники. То, что наиболее часто окружает ребенка в повседневной жизни, где он развивается и общается. Такую среду еще называют микросоциумом;
  • мезофакторы – это место и условия проживания ребенка, регион, тип поселения, способы общения окружающих людей;
  • макрофакторы – это влияние страны, государства, общества, политических, экономических, демографических и экологических процессов в целом на ребенка.

Влияние игровых технологий на социально-личностное развитие дошкольника

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что социально-личностное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими -со взрослыми и сверстниками.

Социальное развитие -это формирование отношения ребёнка к себе и окружающему, а также социальных мотивов, потребностей. Процесс социализации начинается в детстве и продолжается всю жизнь.

Социальное развитие дошкольников -это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребёнок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определённым правилам и нормам поведения.

Одна из главных задач социально-личностного развития ребенка -это умение педагога организовывать и создавать различные ситуации, использовать жизненные обстоятельства. Ситуации строятся педагогом в виде игры. Необходимо, чтобы смысл игровых ситуаций был понятен каждому ребёнку, вызывал интерес и побуждал к решению данной ситуации.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра -это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и ребёнка, которые происходят через реализацию определённого сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции, как:

  • развлекательную (это основная функция игры -развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативную: освоение диалектики общения;
  • самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

Понятие игровые педагогические технологии включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком -чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника -в игре. Все психологические новообразования, которые необходимы ребёнку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут своё начало в детской игре. Не случайно педагоги давно отметили, что, каков ребёнок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими -со взрослыми и сверстниками.

Именно поэтому важным является социально-личностное развитие дошкольников через развитие игровых действий и умений.

  1. Игры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения: Жизнь в лесу , Добрые эльфы , Птенцы , Муравьи , Театр теней , Ожившие игрушки .
  2. Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста: Назови себя , Позови ласково , Волшебный стул , Передача чувств , Перевоплощение , Моя любимая игрушка , Подарок другу , Скульптор , Волшебный цветок , Разноцветный букет , Свеча , Солнечный зайчик .
  3. Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. Развиваем умение сотрудничать: учим слышать, понимать и подчиняться правилам: Зайчики и лиса, Совушка -сова, Менялки, Игра в тарелочку
  4. Игры на преодоление негативных эмоций, гнева: Ругаемся овощами , Изобрази животное , Собака-поводырь , Не поделили игрушку , Уходи, злость, уходи , Клеевой дождик .

Источники: http://10detsadik.ru/metodiki/lichnostnye.html, http://razvitiedetei.info/psixicheskoe-razvitie/socialno-lichnostnoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html, http://samopoznanie.ru/articles/vliyanie_igrovyh_tehnologiy_na_socialno-lichnostnoe_razvitie/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Увеличены шейные лимфоузлы у ребенка форум

Здоровье и питание малыша → Воспаление лимфоузлов. О далее...

Вермокс суспензия для детей инструкция

Вермокс – описание препарата, инструкция по далее...

Капли в нос при аденоидах у детей

Софрадекс при аденоидах Иван Васильевич, здравствуйте! Ребенку почти далее...

Причины насморка у детей

Психологические причины детских болезней или далее...

Популярные статьи

Интересно