Главная » Развитие ребенка

Мониторинг речевого развития детей с онр таблица

Мониторинг речевого развития выпускников на логопункте ДОУ.

774.24 КБ. 296616.pptx Автор: Думитраш Ирина Николаевна, 20 Мар 2015

Система мониторинга развития ребенка - дошкольника с речевыми нарушения предусматривает обеспечение комплексного подхода к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы и позволяет осу­ществлять оценку динамики достижений детей.

Мониторинг – это целенаправленная планомерная система, осознанная на всех этапах коррекционно - педагогического процесса. Учитель – логопед отслеживает динамику усвоения дошкольниками программного материала, подготовку детей к школе с целью выявления особенностей, изменений в речевом развитии ребенка для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса.

Мониторинг образовательного процесса на логопункте проводится 3 раза в год поэтапно:

  • Начальный этап - в начале учебного года (сентябрь)
  • Промежуточный - в середине учебного года (январь)
  • Итоговый - в конце года (май).

    В результате полученных итоговых данных мониторинга могут вноситься коррективы по коррекционно-образовательному процессу в индивидуальные планы работы с воспитанников.

    - определение основных показателей и технологий отслеживания, а не результатов;

    - определение зоны ближайшего развития ребёнка;

    - осуществление индивидуального подхода к содержанию и темпам речевого развития каждого ребёнка;

    - оценивание достижений ребёнка не с точки зрения положительного, максимально возможного эффекта речевого развития;

    - обнаружение и фиксирование не только прогнозируемых результатов, но и неожиданных, случайных, отрицательных, чтобы можно было видеть реальные процессы во всей их полноте.

    Этапы проведения мониторинга:

  • Определение объекта, целей, задач мониторинга.
  • Определение критериев, показателей оценивания.
  • Подбор методик обследования.
  • Количественная и качественная обработка результатов.
  • Выработка логопедического заключения.
  • Выработка и формулировка прогноза тенденции развития.
  • Разработка коррекционных мер воздействия.

    Форма проведения мониторинга:

  • Первоначальное обследование состояния речи в средней группе – выделение «группы риска», в случае необходимости, направления детей к специалистам (психоневрологу, ортодонту, стоматологу, сурдологу, отоларингологу).
  • Глубокое логопедическое обследование в старшей группе и заполнение речевых карт на зачисление на логопункт с параллельной формулировкой выводов и логопедического заключения.
  • Составление таблицы «Сводная таблица логопедического обследования».
  • Анализ речевого развития на конец учебного года с целью оценивания результативности работы и определение перспектив в работе на следующий день.
  • Родительские собрания, консультации – оповещение итогов диагностики, обсуждение направления коррекционной работы, рекомендации, демонстрация практических приёмов в виде круглых столов, практикумов, мастер-классов.
  • Ведение «Экрана звукопроизношения» наглядно показывает динамику совершенствования речевого развития каждого ребёнка.
  • Выполнение рекомендаций специалиста для закрепления ребёнком пройденного материала.
  • ПМПк, ПМПК являются одной из форм учёта информации об индивидуально-коррекционной работе с детьми и формой взаимодействия специалистов ДОУ.

    Результаты мониторингового отслеживания развития речи детей могут быть использованы:

  • При планировании коррекционно-развивающей работы с детьми;
  • Создание специально организованной предметно-развивающей среды в кабинете учителя-логопеда и в группах;
  • Организация НОД с детьми;
  • Определение временной нагрузки на каждого ребёнка;
  • Прогнозирование результатов коррекционно-развивающей работы.

    Логопедическое обследование проводится по следующим направлениям:

  • Звукопроизношение
  • Слоговая структура слова
  • Фонематические процессы и слуховосприятие
  • Словарный запас
  • Грамматический строй речи
  • Связная речь
  • Пространственная ориентировка
  • Артикуляционная моторика
  • Моторика артикуляционного аппарата
  • Мелкая моторика
  • Общая моторика
  • Анамнез
  • Мимика

    По выпуску детей с логопедического пункта детей подготовительной группы заполняется таблица «Уровень речевого развития (готовности) выпускников».

    Сопоставимый анализ результатов за последние три учебных года (2011-2014) работы на логопункте дошкольного учреждения показывает положительную динамику исправления речевых дефектов у детей: 30,8% - ушли в школу с хорошей речью, 69,2% - с улучшенной речью, 0% - без изменений.

    1. А.М.Бокунина. Мониторинг развития речи дошкольников с ОНР в контексте комплексного подхода. // Дошкольная педагогика/Ноябрь/2013, стр.44-45.

    2. Е.В.Касаткина. Мониторинг образвательного процесса в ДОУ. Персональный сайт.

    3. С.М.Тухикова, С.Х.Пегливанян. Система мониторинга развития ребёнка с интеллектуальной недостаточностью в условиях коррекционно детского дома. //Справочник педагога-психолога/Декабрь/2014, стр.14-25.


    Автор: Думитраш Ирина Николаевна

    Автор: Кочергина Елена Николаевна, логопед первой квалификационной категории, ДОУ «Жемчужинка», город Куйбышев

    С 2003 года в ДОУ «Жемчужинка» функционируют группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. На данный момент таких групп две. Эти группы посещают дети с особыми образовательными потребностями: у них сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление личности. Кроме этого, у детей отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности, наблюдаются быстрое забывание материала, особенно вербального, снижение процессов припоминания и последовательности событий. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к обобщению.

    Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность, долго не включаются в выполнение задания.

    Миссией дошкольного учреждения является оказание помощи и поддержка семей в оздоровлении, развитии, а также в реабилитации детей с речевыми нарушениями.

    В практике логопедической работы значительное место занимает коррекция речевой патологии детей с общим недоразвитием речи (ОНР) различной степени тяжести, посещающих группы компенсирующей направленности.

    Важным этапом коррекционной работы является обследование. От правильно проведенного обследования зависит не только дальнейшее обучение ребенка, но и часто его судьба. Эффективность коррекционной работы учителя - логопеда определяется умением правильно оценить структуру дефекта и степень выраженности нарушений.

    Организация эффективного обучения детей невозможна без проведения тщательной педагогической диагностики (мониторинга), цель которой – выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы.

    При проведении педагогической диагностики (мониторинга) учителя - логопеды ДОУ «Жемчужинка» используют методическое пособие А.М.Быховской и Н.А.Казовой «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР» (Издательство: СП, ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2013 г.). В данном пособии четко прописаны критерии оценки (вбаллах - от 0 до 3), дана четкая формула вычисления показателя уровня развития речи, приведены удобные таблицы. И, самое главное, дан весь речевой материал.

    Данный мониторинг позволяет провести исследования состояния общего и речевого развития дошкольников 4-7 лет с ОНР.

    Мониторинг состоит из четырех блоков:

    «Раннее психомоторное и речевое развитие поведение и психомоторная сфера».

    «Неречевые психические функции».

    «Произносительная сторона речи и речевые психические функции».

    Методика представленногомониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи, количественный анализ оцениваемых показателей развития. Учителя - логопеды, используя данную методику, имеют возможность сравнить количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов воспитанников в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребенка и группы в целом. Кроме этого, методика позволяет выявить компоненты речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия, индивидуально для каждого ребенка.Периодичность мониторинга, проводимого в группах компенсирующей направленности, такова: сентябрь,ноябрь,февраль,май.

    В сентябре проводится мониторинг детского развития, логопедическое и нейропсихологическое обследование. С учетом оптимального соотношения клинико-педагогического и психолого-педагогического подходов выставляется логопедическое заключение. При необходимости родители направляются к специалистам Куйбышевской детской поликлиники (невролог, клинический психолог, отоларинголог, стоматолог, психиатр) для уточнения диагноза, получения рекомендаций по коррекции нарушений речи средствами медицины. Таким образом, сбор анамнестических данных, наблюдения, логопедическое обследование, своевременное направление ребенка к специалистам медицинского профиля позволяют наиболее точно выбрать стратегию работы с ребенком.

    По итогам стартового мониторинга развития речи детей педагоги, участвующие в коррекционном процессе, разрабатывают адаптированную программу группы, составляют рабочиепрограммы с учетом специфики речевых нарушений, индивидуальных психофизических особенностей детей.

    Результаты педагогической диагностики(мониторинга) учитель - логопед использует при:

    планировании коррекционно-образовательной деятельности (подгрупповой и индивидуальной);

    отборе методов, приемов и технологий;

    комплектовании подгрупп для организованной деятельности.

    Проведение промежуточного и итогового мониторинга развития речи детей, анализ полученных данных с помощью сравнительного метода позволяют:

    получить информацию о точности выбранной стратегии коррекционного воздействия;

    оценить эффективность используемых приемов;

    разработать рекомендации для педагогов и родителей.

    Педагоги, реализующие психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников, отслеживают динамику развития каждого ребенка, оценивают эффективность оказываемой ему помощи по результатам стартовой, промежуточной педагогической диагностики(мониторинга).

    В качестве наглядно дидактического обеспечения педагоги используют:

    Методический комплект Н.В. Нищевой:

    а) Речевая карта ребенка с ОНР от 4до 7 лет. СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010г.;

    б) Картинный материал к речевой карте ребенка 4-7 лет. СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2008г.

    Дидактический материал по обследованию речи детей/ О.Е.Грибова, Т.П.Бессонова. М. Аркти, 2001г.

    РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ ШКОЛ КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА

    В 2012-2013 учебном году учителями-логопедами ГБОУ ЦПМСС, а также специалистами школ Красносельского района было проведено исследование состояния устной речи первоклассников района.

    В исследовании приняли участие 39 школ Красносельского района, 117 1-х классов. Всего в исследовании участвовало 2977 учащихся. Данные параметры охвата превышают прошлогодние, что отражено в таблице 1.

    Сравнительная характеристика количества обследованных первоклассников в 2011-2012 и 2012-2013 уч. годах

    Кол-во 1-х классов

    В результате исследования было выявлено 1418 учащихся с нарушениями устной речи, что составляет 47,6% от общего числа обследованных первоклассников. Следует отметить, что по сравнению с предыдущим годом этот показатель практически не изменился (47% - 1384 ученика), что отражено на диаграмме 1.

    Распределение обследованных первоклассников в

    2011-2012 и 2012-2013 учебных годах

    Результаты исследования на 2012-2013 учебный год, представленные на основе психолого-педагогической классификации.

    Доминирующей речевой патологией в этом учебном году стали фонетические нарушения речи (ФНР) – 396 учащихся, что составляет 27,9% от числа первоклассников с нарушениями устной речи. По сравнению с данными, полученными в 2011-2012 учебном году, этот показатель вырос (было 23,4%).

    Достаточно распространенным стало общее недоразвитие речи (4 уровень речевого развития), которое было выявлено у 349 учащихся (24,6%). Что отличается от показателей, выявленных в прошлом учебном году, когда ОНР (4 уровня речевого развития) было доминирующей речевой патологией.

    В равной степени проявились фонетико-фонематические (259 учащихся – 18,2%) и лексико-грамматические (229 учащихся – 16,2%) нарушения речи.

    Менее выраженной формой речевой патологии оказалось общее недоразвитие речи (3 уровня речевого развития), выявленное более чем у 12% первоклассников (12,7% - 180 учащихся).

    Распределение клинических речевых диагнозов учащихся 1-х классов было следующим (таблица 3): доминирующим речевым расстройством является дислалия. Всего было выявлено 733 учащихся, имеющих дислалию при общем недоразвитии речи, а также при нарушении фонетико-фонематического строя речи и лексико-грамматическом недоразвитии речи.

    Выявлено значительное число детей, страдающих дизартрией при разных уровнях сформированности других компонентов речи (187 учеников, см. таблицу 2).

    Соотношение клинических диагнозов у учащихся 1-х классов школ Красносельского района

    Кроме того, в общеобразовательных школах района были выявлены учащиеся с заиканием – 3 ребенка.

    Важно отметить, что в 2012-2013 учебном году не было выявлено учащихся с ринолалией, однако, первоклассники, страдающие общим недоразвитием речи 2 уровня речевого развития, были выявлены в общеобразовательных учреждениях района (0,35% от числа всех учащихся с нарушениями речи – 5 человек). Между тем, данная категория детей должна обучаться в специальных школах 5 вида с целью своевременного устранения данных тяжёлых нарушений речи.

    В целом, полученные количественные данные позволяют говорить о значительной распространенности речевых нарушений.

    С одной стороны, результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что 47,6% первоклассников не готовы к школьному обучению в силу недоразвития фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, поскольку достаточный уровень сформированности этих компонентов речевой системы является базой успешного овладения грамотой, школьной программой в целом.

    Различная степень несформированности указанных компонентов речевой системы у первоклассников позволяет отнести их к группе риска по возможности возникновения нарушений письменной речи. В связи с этим, 47,6% первоклассников района нуждаются в логопедической коррекции, направленной на профилактику нарушений чтения и письма, в том числе и на базе классов 5 вида (коррекционных речевых классов).

    Полученные данные позволяют сделать вывод о недостаточной эффективности коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи.

    С другой стороны, несмотря на слабо выраженную динамику снижения числа детей с речевой патологией, их количество достаточно велико, что определяет проблему оптимизации процесса организации коррекционной помощи детям в районе как одну из актуальных в настоящее время.

    С целью расширения и уточнения информационного банка данных учащихся с нарушениями речи ТПМПК района в 2012-2013 учебном году были проанализированы результаты исследования.

    Так, было выявлено 534 первоклассника (37,7% от числа учащихся с нарушениями речи), обучающихся на базах общеобразовательных школ и нуждающихся в комплексной психолого-логопедической помощи в силу особенностей их речевого недоразвития. Данная категория детей состояла из учащихся с ОНР (4, 3 и 2 уровня речевого развития). Безусловно, дети, страдающие нарушением всех уровней развития речи, нуждаются не только в логопедической помощи, но и психолого-социальной поддержке, которая возможна только в условиях классов 5 вида или на базе специальных образовательных учреждений (речевых школ 5 вида).

    В связи с этим, чрезвычайно важно расширять сеть коррекционных речевых классов, функционирующих на базах ГБОУ района с целью оказания своевременной комплексной помощи детям вышеуказанного контингента, а также с целью оказания вторичной профилактической помощи, предупреждающей нарушения речи в средних и старших классах.

    Обобщение материалов и сопоставительный анализ результатов исследования проведен учителем-логопедом и методистом ГБОУ ЦПМСС Красносельского района А.А. Мигурской.

    Методист ГБОУ ЦПМСС .Мигурская А.А.

  • Источники: http://pedportal.net/starshie-klassy/raznoe/monitoring-rechevogo-razvitiya-vypusknikov-na-logopunkte-dou-233517, http://vospitateljam.ru/sistema-monitoringa-rechevogo-razvitiya-detej-v-gruppax-kompensiruyushhej-napravlennosti-dou-zhemchuzhinka/, http://cpmss.ngised-studio.ru/local_acts/61.html

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения

    Избранные статьи

    Рецепты пюре для детей до года

    Супы для детей до года далее...

    Понос у ребенка 1 7

    У ребенка высокая далее...

    Аллергия на супракс у ребенка

    Аллергия на супракс: чего можно ожидать Первой помощью при появлении далее...

    У ребенка заложен нос и температура 37

    Если из-за вирусной инфекции у ребенка заложен нос и далее...

    Популярные статьи

    Интересно