Главная » Развитие ребенка

Особенности эмоционального развития детей раннего возраста

Эмоциональное развитие в раннем возрасте

Детство – важный этап для каждого человека, когда постепенно происходит обучение новым умениям, появляется фундамент для развития личности. В период раннего детства происходит развитие эмоциональной сферы, и оно не менее важно, чем психическое и физическое развитие.

Эмоции и ребенок

Отчего же настолько важна сфера эмоций для подрастающего человечка? Почему родителям нужно беспокоиться о раскрытии эмоций? Все потому, что эмоциональные реакции сказываются на ощущении и восприятии, связаны с мышлением, волей, памятью, вниманием. Чувственному спектру отводится роль главного помощника в развитии мотивации, в желании изучать и узнавать мир.

Ранний дошкольный период – время, когда идет изучение многоцветной палитры чувств, и ребенок обучается распознавать и верно показывать свои переживания. На данном этапе ребёнок осваивает новые для него чувства: эмпатия, предвосхищение, сопереживание. Однако родители дошкольника могут столкнуться и с сильными тревогами, страхами или опасениями.

Примерно с 2х и до 5ти лет малышу тяжело сдерживать импульсивные реакции, частенько выражающие негативные эмоции. Он показывать агрессию и раздражительность - ребенок может махать руками, кричать, бить подушки, топать ногами. И хотя такое поведение, безусловно, не стоит поощрять, родителям нужно помнить, что оно позволяет малышу выплеснуть скопившиеся внутри эмоции, снять напряжение.

Постепенно дошкольник обучается управлять рвущимися изнутри чувствами. Одновременно с эмоциональным развитием ребенка формируется воля. Ребенок осознает, что демонстрация чувств не всегда помогает добиться результата. А на смену импульсивности приходят волевые проявления.

Одной из основных опасностей чрезмерного увлечения ранним обучением детей является преждевременное развитие интеллекта ребенка в ущерб развития его эмоциональной сферы. В результате, в школьные годы такой ребёнок уступает своим сверстникам в учёбе. Ведь эмоциональное развитие отвечает не только за способ выражения чувств и переживаний, оно тесно связано с мотивацией, развитием воли, умением принимать решения.

Пренебрежение к эмоциональному развитию ребенка может привести и к другим серьёзным проблемам в старшем возрасте. Небогатый чувственный спектр может стать почвой проявления замкнутости и нелюдимости. Ребенку будет тяжело общаться, некомфортно ощущать себя в обществе.

Что поможет в развитии эмоций?

Семья, ближайшее окружение и увлечения с развлечениями неоспоримо влияют на малыша и на раскрытие его эмоций. Для развития ребенка чрезвычайно важен физический контакт с родителями – ласка, объятия, беседы.

Новые впечатления являются почвой, на которой произрастают ростки эмоций. Родителям важно разнообразить досуг ребенка: многочисленные прогулки, увлекательные поездки, посещение театров, цирка или музеев. Помощниками для мамы и папы выступают и детские книжки. Но всегда, когда очередная сказка дочитана, полезно обсудить с малышом сюжет или поступки героев.

Взаимоотношения с другими детишками и игры также влияют на эмоциональное развитие ребенка, помогают подрастающему человечку легче осваиваться в окружающей реальности. Разнообразие ролевых игр со сказочными или необычными сюжетами дарит малышу яркие чувства и переживания.

Немаловажным нюансом для обогащения эмоционального спектра является детское творчество. Рисование, занятия танцами и музыкой, лепка или оригами могут подарить подрастающему человечку множество чувств, как неприятных при неудаче, так и хороших при успешном результате. Кроме этого, например, творческая деятельность развивает и мелкую моторику.

Грамотное сочетание родительского внимания, общения, игр и творчества дает шанс эмоциональной сфере дошкольника развиваться полноценно и правильно.

В процессе познания окружающей действительности и самого себя, в процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок испытывает различные эмоции и чувства, которые во многом обусловливают его поведение, придавая ему эмоциональную окраску и выразительность. В эмоциональном развитии детей раннего возраста важную роль играет усложнение деятельности, особенности функционирования нервной системы и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, сверстниками (рис. 7.2).

Рис. 7.2.Факторы развития эмоциональной сферы ребенка раннего возраста

Эмоциональная сфера ребенка характеризуется рядом возрастных особенностей (рис. 7.3). На этом возрастном этапе его эмоциональные реакции достаточно импульсивны, выражение эмоций носит непосредственный характер. Дети действуют не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших эмоций. Доминирующее в раннем возрасте восприятие эмоционально окрашено, что обусловливает возможность эмоционального реагирования детей только на непосредственно воспринимаемые стимулы.

Эмоциональное развитие в раннем возрасте сопровождается формированием механизмов эмоциональной синтонии и эмоциональной децентрации. К началу раннего возраста синтония оформляется как заражение соответствующим эмоциональным состоянием в непосредственном взаимодействии. Постепенно эмоциональная синтония теряет свое значение. В основе эмоциональной децентрации лежит позиционное эмоциональное переключение, осуществляемое изначально в непроизвольной форме. Раннее детство характеризуется развитием эмпатийного реагирования на объекты и ситуации. К объектам эмпатии, в дополнение к близким родственникам, ребенок относит и сверстников.

В два года ребенок может эмоционально откликнуться на переживания своего сверстника, но в основе данного проявления эмпатии лежит отождествление себя с другим, собственных чувств с чувствами ближнего. Только к трем годам появляются признаки эмоциональной децентрации (выделение себя единицей социума), и это позволяет ребенку дифференцировать свои переживания как существующие отдельно от окружающего мира. Несмотря на это, основным механизмом эмпатии при переходе от раннего к дошкольному возрасту остается идентификация.

Рис. 7.3.Возрастные особенности эмоциональной сферы ребенка в раннем детстве

Эмоции ребенка неустойчивы и кратковременны, он не может их контролировать и сдерживать, ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Яркие эмоциональные переживания возникают в связи с непосредственными желаниями ребенка, с результатами его деятельности. Эмоции отражают уровень удовлетворения возрастающих потребностей детей (познавательных, двигательных, коммуникативных и др.). Переживание неудовольствия детьми может проявляться в виде эмоций страха, гнева, печали, отвращения, а переживание удовольствия – как переживание радости, восторга, нежности, умиления и т.д. Интенсивные эмоциональные реакции проявляются на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Причиной эмоциональных вспышек (крика или плача) могут стать неуспешные действия с предметами, отсутствие внимания близких взрослых к ребенку, ревность к брагу или к сестре и т.п. Такие эмоциональные состояния быстро проходят: ребенка раннего возраста легко отвлечь, поскольку его нервные процессы не отличаются стойкостью и силой. У детей не развита способность к эмоциональной саморегуляции: ребенок в начале раннего детства не способен скрывать свои чувства и контролировать их, выдавать одни эмоции за другие, что типично для поведения детей в старшем возрасте.

Ребенок спонтанен и импульсивен, а также неустойчив и лабилен в выражении своих эмоциональных состояний. Выраженная неустойчивость эмоциональных состояний и переживаний является результатом слабости психических процессов как регуляторной, так и отражательной природы. В раннем возрасте слабо выражена способность адекватно воспринимать эмоции других людей. Дети довольно долго плохо дифференцируют не только оттенки чувств, выражаемых через лицевую экспрессию и с помощью интонаций голоса, но не всегда точно определяют знак эмоции. Ведущим признаком является сила экспрессии, на которую ориентируется ребенок в два года и позднее.

На протяжении раннего детства происходит постепенное закономерное изменение эмоциональной сферы ребенка, ее усложнение и обогащение (табл. 7.1). Развитие эмоциональной сферы тесно связано с развитием других психических процессов, в частности, с речью, которая способствует осознанию ребенком своих чувств и эмоциональных проявлений и создает предпосылки для управления ими. Однако в раннем возрасте слово еще не может вызвать у ребенка какого-либо эмоционального переживания, так как словесный сигнал еще не имеет соответствующего оценочного значения. Оно приобретается в случае дополнительного подкрепления слова определенным эмоциональным отношением взрослого (мимикой, жестами, интонацией, действиями).

Закономерности изменений эмоциональной сферы ребенка в раннем возрасте

Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в раннем возрасте. Ведь через эмоции малыш выражает свое отношение к действительности. Причем, у детей эмоции выражены гораздо ярче и богаче, чем у взрослых, научившихся скрывать свои истинные чувства. Без эмоций жизнь человека стала бы существованием, сродни жизни растения. Но очень важно, не пуская на самотек, формировать эмоциональное развитие детей раннего возраста, формируя представление о нашем многогранном мире.

Чтобы ваш малыш развивался и не отвлекался от занятий нужно, чтобы деятельность была эмоционально насыщенной. Вы всегда можете заметить по своему малышу, он не занимается тем, что ему не интересно. Развитие эмоций малыша зависит от окружения, от характера общения, а также от мотивов сотрудничества, ведь малыш ждет и вашего непосредственного участия в его делах. Установленный контакт с малышом, разделение его интересов – вот источник формирования чувств. Эмоциональное развитие детей раннего возраста как раз и основано на установлении такого контакта.

Родителям и другим взрослым необходимо выражать свои эмоции, как позитивные, так и негативные, говорить с малышом о своих чувствах. Ребенок на примере взрослого учится выражать свои эмоции социально приемлемым способом. Важно научить ребенка не скрывать и подавлять свои чувства, а управлять ими, различать оттенки эмоций. Ваше эмоциональное общение с ребенком обогащает вас и вашего малыша.

Согласитесь, эмоции делают нас живыми людьми. У человека есть базовые потребности в еде, в физическом благополучии. Когда же у человека возникает недовольство чем-либо, это способно вызывать отрицательные эмоции. И наоборот, положительные эмоции вызывает появление близкого человека или новая игрушка (например). Нужно понимать, что эмоции сами по себе неизменны, меняется лишь способ их выражения. Существует 10 основных эмоций, и для того, чтобы уметь распознавать эмоции родители (взрослые) обязаны знать их характеристики:

  • Интерес: концентрированность, внимательность, настороженность;
  • Радость: счастье, восторг удовольствие;
  • Удивление: изумление, удивленный испуг, удивленный шок;
  • Печаль: печальность, унылость, обескураженность;
  • Гнев: злость, разгневанность, бешенство;
  • Отвращение: омерзение, отвращение, неприязнь;
  • Презрение: пренебрежение, высокомерие, надменность;
  • Страх: боязнь, испуг; шок;
  • Стыд: стыдливость, сконфуженность, стеснительность;
  • Вина: виновность, раскаяние.

Раскрывая перед малышом этот живой и изменчивый мир, необходимо давать ему представление о добре и зле, о личном и общественном. Следя за поведением малыша, необходимо делать упор на социально значимые поведенческие мотивы, такие как забота о слабом человеке, понимание и помощь другому человеку.

Эмоциональное развитие детей раннего возраста особенно необходимо в период кризиса 3-х летнего возраста. В этот период у ребенка появляются элементы бунтарского поведения, желание манипуляции родителями, ревность к младшему (старшему) ребенку, агрессия к окружающим. Все это говорит о том, что малыш меняет свое отношение, как к себе, так и к окружающим. Нужно спокойно и уважительно относиться к ребенку, его запросам, без проявления агрессии объяснять и показывать на собственном примере, как надо вести себя в сложной ситуации.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в соцсетях!

Источники: http://3-years.ru/razvitie/emocionalnoe-razvitie.html, http://studme.org/1209031625784/psihologiya/osobennosti_emotsionalnoy_sfery_rebenka_rannem_detstve, http://www.ja-zdorov.ru/blog/emocionalnoe-razvitie-detej-rannego-vozrasta/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Игрушка как средство всестороннего воспитания дошкольников

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Сведения об образовательной организации Об далее...

Капли неодекс для детей

НЕОДЕКС 5 МЛ КАПЛИ ГЛАЗНЫЕ/НАЗАЛЬНЫЕ/УШНЫЕ Инструкция по применению капель далее...

Лимфоузлы в селезенке у ребенка

Биология и медицина При физикальном исследовании определяют, далее...

Лечение тонзиллита ребенка 5 лет

Ангина или Острый тонзиллит. Когда нужен антибиотик? Начнем с определения. далее...

Популярные статьи

Интересно