Главная » Развитие ребенка

Показатели физического развития детей и подростков

1. Показатели и методы индивидуальной оценки физического развития. Определение групп здоро­вья детей и подростков.

Показатели и методы индивидуальной оценки физи­ческого развития.

Показатели физического развития детей и подростков.

  1. Рост стоя и сидя. Измеряется с помощью антропометра или росто-метра.
  2. Масса тела. Измеряется медицинскими весами натощак, без одежды и обуви
  3. Окружность головы, грудной клетки, плеча, бедра, голени. Измерение проводится м помощью сантиметровой ленты.

При соматоскопии (осмотре тела) обращают внимание на:

1) Состояние кожных покровов и слизистых оболочек (тургор, цвет, чис­тота, влажность)

2) Степень жироотложения (развитие подкожного жирового слоя). Опре­деляют по толщине жировой складки на животе (в области пупка и на 5-6 см сбоку от него), а также под лопаткой: 1-2 см - жироотложение сред­нее, менее 1 см - ниже среднего, более 2 см - выше среднего.

1. Костяк. Различают три типа костяка:

а) Тонкий - узкие плечи, грудная клетка, малые размеры кистей рук,
стоп.

б) Коренастый - широкие плечи, грудная клетка, большие кисти и
стопы

  1. Форма грудной клетки: цилиндрическая, коническая, плоская, сме­шанная
  2. Позвоночник. Различают 3 основных типа формы позвоночника:

а) Нормальный позвоночник 8-образной формы. Шейная и пояснич­
ная кривизна выражены не сильно и обращены вперед. Грудная выпуклость
обращена назад.

б) Лордотический позвоночник - малая шейная и резко выраженная
поясничная кривизна.

в) Кифотический - все три кривизны резко выражены.

К деформациям позвоночника относят сколиозы (право- и левосторон­ние). Выделяют три степени сколиоза в зависимости от выраженности.

а) Нормальная б) Х-образная в) О-образная.

5. Форма стопы. Стопа может быть

а) Нормальная б) Уплощенная в) Плоская

4) Оценкастепени полового созревания. Производится по следующим при­знакам:

  1. У девочек - оволосение подмышечных впадин, лобка, развитие молочной железы, время появления первой менструации
  2. У мальчиков - оволосение подмышечных впадин, лобка, мутация голоса, оволосение лица, развитие кадыка

Включают в себя:

1) Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Определяется с помощью спирометра.

2) Мышечная сила рук. Определяется с помощью ручного дина­мометра

3) Становая сила - определяется с помощью станового динамо­метра

4) Кроме того могут определяться пульс, артериальное давление.
После определения всех параметров (показателей), физического развития

их необходимо правильно оценить.

Методы индивидуальной оценки физического развития детей и подростков.

В принципе все методы основаны на сопоставлении (сравнении) индиви­дуальных полученных данных с современными средними показателями для данной возрастно-половой группы данного региона.

Существуют следующие методы индивидуальной оценки физического развития:

Метод сигмальных отклонений.

При данном методе каждый из индивидуальных признаков сравнивают со средним арифметическим этого признака для данного возраста и находят фактическое отклонение по данному признаку. Затем это фактическое от­клонение делят на сигму (а) - среднее квадратичное отклонение и находят сигмальное отклонение. Нетрудно понять, что если сигмальное отклонение отрицательно, то признак развит ниже средневозрастной нормы, а если оно положительно, то выше средней величины для данного возраста. При этом, развитие признака оценивается следующим образом:

Совокупность сигмапьных отклонений изображают графически, получая так называемый профиль физического развития в виде ломаной линии, от­клоняющейся от центральной вертикальной линии, соответствующей сред­ним величинам исследуемых признаков, вправо или влево в зависимости от того, развит дачный признак выше или ниже средней величины.

Недостатком метода является раздельная (без взаимосвязи друг с другом) оценка каждого признака, а также отсутствие оценки гармоничности разви­тия ребенка.

Отличительной особенностью данного метода является то, что признаки оцениваются не отдельно, а в связи друг с другом. Сначала определяется рост ребенка и соответственно росту устанавливаются нормативы для других пока­зателей. Далее с этими нормами сравнивают фактические величины показа­телей, находят аналогично предыдущему методу сигмальные отклонения для каждого показателя и оценивают их.

Комплексный метод оценки.

При данном методе сначала определяется соответствие биологического возраста паспортному (см. следующий вопрос). После этого оценивается морфофункциональное состояние организма по шкалам регрессии. Физиче­ское состояние оценивается как гармоничное, если масса тела и окружность грудной клетки отличаются от должных для данного роста (при оценке по шкалам рефессии) не больше, чем на 1а. При различиях в пределах ±1-2а развитие считается дисгармоничным, больше чем ± 2а - резко дисгармонич­ным. Естественно, что при дисгармоничном и резко дисгармоничном разви­тии имеют место и низкие функциональные показатели.

Определение группы здоровья ребенка.

По степени здоровья все дети разделяются на 5 фупп :

1)Здоровые. Не имеют хронических заболеваний и гармонично раз­виты (в настоящее время это доли процента)

2) Практически здоровые. Это дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но все-таки имеющие отклонения (плоскостопие, суту­лость), часто болеющие дети (больше 4 раз в год), длительно болеющие (одно заболевание длилось более 25 дней), а также дети со слабой близо­рукостью.

3) Больные дети в стадии компенсации (ревматизм в стадии ремис­сии, гастрит, холецистит в компенсированной форме, хронический тон­зиллит). '

4) Дети с заболеваниями в стадии субкомпенсации

5) Дети с заболеваниями в стадии декомпенсации. Это дети-инвалиды. Они составляют 2-3 %, в обычные школы не ходят.

Методы оценки физического развития детей и подростков

В содержание понятия физическое развитие входит совокупность морфологических и функциональных признаков, которые определяют физическую работоспособность человека на определенном этапе его жизни. В процессе индивидуального развития на физическое развитие существенное влияние оказывают условия питания и быта, а также воспитания и обучения.

Для оценки физического развития используются данные измерений человека, которые принято именовать антропометрическими показателями. В их число входят следующие показатели:

1. Морфологические (соматометрия) – измерения тела (рост, масса тела, окружность груди и др.);

2. Функциональные (физиометрия) – измерения функций организма (мышечная сила кистей рук, спины (становая тяга), кровяное давление, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и др.);

3. Соматоскопические (описательные) – оценка состояния опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, осанка, форма грудной клетки, конечностей), состояние кожи и видимых слизистых, характер жировых отложений, мышечный тонус, соответствие полового развития возрасту и др.

Наблюдение за физическим развитием отдельного ребенка или группы детей носит название индивидуализирующего метода изучения физического развития.

Существует и генерализующий метод, когда в относительно короткий период проводятся массовые исследования детей области или целой республики (региона). Статистическая обработка полученных данных позволяет установить средние показатели физического развития каждой возрастно-половой группы. Эти показатели получили название региональных возрастных стандартов физического развития. Каждые 5–10 лет стандарты уточняются, так как физическое развитие представляет собой динамический процесс. Возрастные стандарты позволяют своевременно выявить отклонения физического развития от норм, сохранить здоровье, а значит, создать лучшие условия для правильного применения преподавателями и воспитателями различных методов обучения и воспитания детей.

Отсутствие знаний о детском организме может привести к ошибкам в работе преподавателя. Поэтому будущему педагогу важно овладеть методикой оценки физического развития детей.

Оценивают физическое развитие детей на основании совокупности всех исследуемых признаков: морфологических, функциональных и соматоскопических. Для определения уровня физического развития сопоставляют данные роста, массы тела и окружности грудной клетки ребенка со средними показателями таблицы стандартов.

Оценка антропометрических показателей

Существует четыре основных способа оценки антропометрических показателей:

1) метод ориентировочных расчетов (оценка по формулам);

2) параметрический метод (сигмальный);

3) непараметрический метод (по центильным таблицам);

4) оценка по критериальным таблицам (процент от среднего значения).

Метод ориентировочных расчетов

Средняя длина тела доношенного новорожденного равна 48–52 см. Чем младше ребенок, тем интенсивнее его рост. За первые 3 месяца жизни длина тела увеличивается на 3 см ежемесячно, или на 9 см за квартал. Во втором квартале – на 2,5 см ежемесячно, а в третьем квартале – на 1,5–2,0 см и в четвертом квартале длина тела ребенка увеличивается на 1 см в месяц. Общая прибавка длины тела за первый год – 25 см.

К первому году рост ребенка достигает 75–77 см. В течение второго и третьего года прибавки в длине тела составляют соответственно 12–13 и 7–8 см. Дальше рост становится относительно равномерным – прибавки по 5–6 см в год.

С 2 до 12 лет долженствующую длину тела можно вычислить по формуле

возраст (годы) 6 + 77 см.

К четырем годам длина тела новорожденного удваивается, к 12 годам – утраивается.

В динамике роста в длину нормально развивающегося ребенка можно выделить несколько фаз.

В первые два года жизни ребенок растет особенно быстро. Затем, после некоторой стабилизации, возникает первое ускорение роста в возрасте от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек. В последующем скорость роста снижается, достигая минимума у мальчиков в 9,5 лет и у девочек в 8,5 лет.

С 11 – 12 лет у мальчиков и с 9–10 лет у девочек начинается новое ускорение роста. У мальчиков в возрасте 13,5–15,5 лет оно составляет в среднем по 8– 10 см и более в год. У девочек в возрасте 10–11,5 лет достигается максимум роста тела, однако могут быть индивидуальные различия, связанные с типом конституции.

Вытягивание мальчиков 11 – 12 лет идет исключительно за счет нижних конечностей. Между 14 и 15 годами ноги перестают расти, и наступает пик скорости роста для туловища. У девочек эти особенности относятся соответственно к 9 и 11 – 12 годам. Прекращение роста в длину происходит у юношей в 18–19 лет, у девушек в 16–17 лет.

Не всегда показатели массы тела и длины тела нарастают параллельно. В процессе развития происходит чередование периодов преимущественного роста в длину с ростом в ширину.

Так называемый период первой полноты наступает в возрасте 3–4 лет. Период первого вытягивания наступает от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек.

Период второй полноты (преимущественный рост в ширину) – 8–10 лет. Период второго вытягивания – 11–12 лет у мальчиков и 9–10 лет у девочек.

Окружность грудной клетки при рождении в среднем равна 32–34 см. Она несколько меньше, чем окружность головы. Окружность головы при рождении в среднем равна 34–36 см.

В 3–4 месяца окружность грудной клетки и окружность головы сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы.

На первом году жизни размеры окружности грудной клетки ребенка увеличиваются на 13–15 см, за второй год – на 2,5–3 см, за третий год – на 1,5–2 см.

Окружность грудной клетки у мальчиков и девочек до 11 лет преимущественно равны, затем девочки обгоняют мальчиков, удерживая этот перевес до 16 лет, после чего мальчики по этому показателю обгоняют девочек.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Обусловленность роста и развития половым диморфизмом

Половые отличия (половой диморфизм) проявляется у человека внешними признаками, особенностями строения тела, функциональными возможностями отдельных систем организма.

Так, показатели физического развития у девочек и мальчик имеют различные темпы роста.

У мальчиков высокие морфофункциональные показатели сохраняются до периода полового созревания. Затем в 12-14 лет соотношения у мальчиков и девочек меняется в пользу девочек.

У девочек все основные показатели физического развития выше чем у сверстников-мальчиков. В 15-16 лет интенсивность физического развития у мальчиков снова возрастет, и по морфофункциональным показателям они снова начинают опережать девочек в развитии.

Основные выводы, которые можно сделать из обусловленности роста развития детей половым диморфизмом:
- необходим дифференцированный подход в обучении и воспитании мальчиков и девочек;
- учет особенностей темпов развития и полового воспитания в старших классах.

В содержание понятия «физическое развитие» входит совокупность морфологических и функциональных признаков, которые определяют физическую работоспособность человека на определенном этапе его жизни. В процессе индивидуального развития на физическое развитие существенное влияние оказывают условия питания и быта, а также воспитания и обучения .

Для оценки физического развития используются данные измерений человека, которые принято именовать антропометрическими показателями. В их число входят следующие показатели.
1. Соматометрия - измерения тела (рост, масса тела, окружность груди и др.).
2. Физиометрия - измерения функций организма (сила мышц кровяное давление, жизненная емкость легких и др.).
3. Соматоскопия - оценка строения тела по внешним признакам (форма позвоночника, осанка, половое созревание и др.).

В настоящее время, на основании обследования большого количества детей и подростков, разработаны усредненные таблицы. Они содержат антропометрические показатели общего физического развития здоровых детей и подростков. Всякое существенное изменение от средних данных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка. Часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания.

Следовательно, антропометрические обследования детей и подростков позволяют не только определить степень физического сазревания, но и дать общую оценку состояния здоровья обследуемого ребенка.

Для повседневной оценки физического развития детей и подростков в процессе педагогической работы вовсе не обязательно Использовать весь комплекс антропометрических методик. Достаточно учитывать основные антропометрические показатели: рост, массу тела и окружность грудной клетки. Данные показатели на разных этапах онтогенеза меняются с различной интенсивностью, что свидетельствует о различной интенсивности процессов физического развития детей и подростков.

Физическое развитие среднее, если отклонения от величин, полученных по формулам массы, роста и окружности грудной клетки составляют + 10%, т.е. эти параметры соответствуют возрасту.

Физическое развитие ниже среднего, если эти показатели снижены по сравнению с нормой более чем на 10%.

Функциональное развитие выше среднего - если эти показатели не увеличены более чем на 10%.

Гармоничным развитие считается в том случае, если три параметра (масса, рост, окружность грудной клетки) соответствуют возрасту, или они все одинаково повышены, или понижены не более чем на 10%. При дисгармоничном развитии наблюдается их несоответсвие друг другу. Пропорциональное развитие наблюдается тогда, когда индексы пропорциональности соответствуют возрастным нормам.

Источники: http://kakbeololo.narod.ru/index/0-541, http://studme.org/1529052727380/meditsina/metody_otsenki_fizicheskogo_razvitiya_detey_podrostkov, http://psyera.ru/obuslovlennost-rosta-i-razvitiya-polovym-dimorfizmom-1521.htm

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Вязание детей толстой пряжи

Вязание для малышей пинетки спицами от далее...

Сыпь на лбу у грудного ребенка

Сыпь у грудного ребенка Нежная кожа далее...

Реактивный панкреатит у детей симптомы и лечение

При лечении желудочно-кишечного тракта в 90% далее...

Упражнение расслабление мышц детей

Упражнения для расслабления мышц для детей дошкольного далее...

Популярные статьи

Интересно