Главная » Развитие ребенка

Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста

Возрастные особенности развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей детей дошкольного возраста в условиях направленного физического воспитания Текст научной статьи по специальности Физическая культура и спорт

  • ДОШКОЛЬНИКИ ,
  • СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ ,
  • ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ,
  • PRESCHOOL CHILDREN ,
  • PRECISE PERIODS ,
  • PHYSICAL TRAINING

Аннотация
научной статьи по физической культуре и спорту, автор научной работы — Мухина Маргарита Петровна, Кравчук Анатолий Иосифович

Представлены результаты исследования формирования моторного потенциала дошкольников в условиях реализации в практике работы дошкольных образовательных учреждений направленного физического воспитания. Определены сенситивные периоды развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей дошкольников.

Abstract 2011 year, VAK speciality — 13.00.04, author — Muhina Margarita Petrovna, Kravchuk Anatoliy Iosifovich, Tomsk State University Journal

The results of the research of formation of motor potential of preschool children in the conditions of practical realisation of preschool educational institutions tasks on directional physical training are presented. The precise periods of development of the basic movements, physical qualities and functional-motor abilities of preschool children are defined.

Научная статья по специальности Физическая культура и спорт из научного журнала Вестник Томского государственного университета , Мухина Маргарита Петровна, Кравчук Анатолий Иосифович

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Мухина Маргарита Петровна, Кравчук Анатолий Иосифович Возрастные особенности развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей детей дошкольного возраста в условиях направленного физического воспитания // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. №343. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-razvitiya-osnovnyh-dvizheniy-fizicheskih-kachestv-i-funktsionalno-dvigatelnyh-sposobnostey-detey-doshkolnogo (дата обращения: 16.09).

Мухина Маргарита Петровна et al. Возрастные особенности развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей детей дошкольного возраста в условиях направленного физического воспитания Вестник Томского государственного университета (2011). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-razvitiya-osnovnyh-dvizheniy-fizicheskih-kachestv-i-funktsionalno-dvigatelnyh-sposobnostey-detey-doshkolnogo (дата обращения: 16.09).

Мухина Маргарита Петровна Кравчук Анатолий Иосифович (2011). Возрастные особенности развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей детей дошкольного возраста в условиях направленного физического воспитания. Вестник Томского государственного университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-razvitiya-osnovnyh-dvizheniy-fizicheskih-kachestv-i-funktsionalno-dvigatelnyh-sposobnostey-detey-doshkolnogo (дата обращения: 16.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Мухина Маргарита Петровна, Кравчук Анатолий Иосифович Возрастные особенности развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей детей дошкольного возраста в условиях направленного физического воспитания // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. №343 С.184-187.

Мухина Маргарита Петровна et al. Возрастные особенности развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей детей дошкольного возраста в условиях направленного физического воспитания Вестник Томского государственного университета (2011).

Мухина Маргарита Петровна Кравчук Анатолий Иосифович (2011). Возрастные особенности развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей детей дошкольного возраста в условиях направленного физического воспитания. Вестник Томского государственного университета

Возрастные особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста

Фотографии:

Возрастные особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста

Кандидат педагогических наук А.В. Чеботарев. Липецкий государственный педагогический университет, Липецк

Ключевые слова:дошкольный возраст, физические качества, сенситивный период.

Введение. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие [1].

Целью исследования было определение возрастных особенностей развития физических качеств у детей дошкольного возраста.

Материалы и методы исследования. Для определения сенситивных периодов развития физических качеств были выбраны широко используемые в практике дошкольного физического воспитания тесты [1, 2, 4]:

· бег на 10 м с места (скоростные качества);

· бег на 10 м с места с выбором предмета (координационные качества);

· прыжок в длину с места (скоростно-силовые качества);

· метание мяча (массой 1 кг) из-за головы из положения «сед ноги врозь» (скоростно-силовые качества);

· непрерывное пробегание дистанции до утомления (общая выносливость).

В исследовании приняли участие 150 дошкольников муниципальных дошкольных образовательных учреждений №№ 83, 121 и 122 г. Липецка. Исследование проходило в период с 2007 по 2010 г. Количество испытуемых на всем протяжении исследования оставалось неизменным.

Выводы. Проведенное исследование показало, что в дошкольном возрасте, так же как и в школьном, физические качества развиваются неодинаково. Учет данного обстоятельства позволит специалистам в области дошкольного физического воспитания и спорта, во-первых, более успешно воспитывать физические качества, а во-вторых, совершенствовать содержание учебной (тренировочной) работы с детьми дошкольного возраста.

1. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский. – М. Физкультура и спорт, 1989 – 288 с.

2. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В.И. Лях. – М. ООО «Издательство АСТ», 1998. – 272 с.

3. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому // Составители М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). – М. ИД «Карапуз». 2000. – 326 с.

4. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-7 лет: пособие для воспитателя детского сада / Л.И. Пензулаева. – М. Просвещение, 1988. – 245 с.

5. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 2-е изд. испр. и доп. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М. «Академия», 2003. – 480 с.

Поступила в редакцию 12.10 г.

Ребенок дошкольного возраста очень активен. Способствует этому усиленное развитие мускулатурой системы, потребляющей большое количество кислорода. Разнообразие движения невелико. Поэтому развитие физических качеств у детей дошкольного возраста является одной из главных целей для родителей.

Физические качества — развитие способностей человека при двигательной активности. Двигаясь, ребенок укрепляет свое здоровье: дыхательную, сердечно-сосудистую, нервную системы.

От степени развития физических качеств дошкольника будут зависеть дальнейшие двигательные навыки.

Принципы развития физических качеств у детей дошкольного возраста:

  1. Для постоянного формирования двигательных навыков уровень нагрузок должен быть немного завышен.
  2. Параллельное развитие элементов воспитания (смелость, выдержка, настойчивость) присутствует при работе над физическими качествами.
  3. Оттачивания каждого навыка до мастерства, учитывая все возможности организма.
  4. От простого к сложному.
  5. Ответственное отношение к развитию двигательных качеств со стороны ребенка.
  6. Индивидуальный подход, учитывающий различную подготовку ребенка к двигательной активности.

К двигательным качествам относятся: ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость.

Ловкость. Умение оперативно изучить незнакомые движения, а также корректировать их для появившихся новых обстоятельств. Благодаря этому навыку, ребенок в игре оперирует сложными двигательными задачами и при этом быстро анализирует действия сверстников. Задачей этого навыка является систематичность: постоянное изменение на новое упражнение; представление одного и того же упражнения в разных вариантах, каждый раз усложняя его.

Значительное количество упражнений используется для развития ловкости:
  • Бег между предметами;
  • Челночный бег;
  • Бег с препятствиями;
  • Прыжки через предметы.

Игры для развития ловкости у детей дошкольного возраста.

Хвостик. Группе детей предлагают взять по разноцветной ленточке и прикрепить ее сзади, вместо хвостика (так, чтобы было легко ее достать). Один из детей выбирается ведущим. Его задача — собрать все ленточки у детей. Тот малыш, у которого забрали ленту, выбывает из игры. Последний игрок с лентой признается победителем.

Быстрота. Возможность человека совершать движение тела или отдельной его части за максимально короткое время. Благоприятные условия для развития способствуют особенности нервной системы (быстрое возбуждение и торможение). Развивается это физическое качество у детей дошкольного возраста при выполнении ходьбы или бега с ускорением, а также при метании и прыжках (в высоту и длину). Быстрота движения измеряется на коротком участке (10 м) с учетом заранее взятого разгона.

Игра «Рывок». Две команды игроков (каждый имеет свой номер) стоят на равном расстоянии от ведущего. Тот держит в руке мяч и по команде (называет любую цифру) подбрасывает мяч. Два игрока бросаются вперед, и тот, кто поймает мяч первым, принесет своей команде победу.

Сила. Осуществление определенных двигательных действий, преодолевая препятствия с помощью намеренного сокращения и напряжения мышц. Развитие этого навыка происходит с помощью постепенного увеличения массы специальных снарядов (мячи, гантели, подушечки с песком). При развитии силы у дошкольников следует учитывать не до конца сформированную костную систему и слабость мышц-разгибателей. При назначении комплекса упражнений следует задействовать все группы мышц с постепенным усложнением задач.

Для рук предпочтительней выбрать такие спортивные снаряды: брусья, канат, лестница. Ноги хорошо укреплять во время бега или прыжков. Мышцы брюшной полости укрепляются с помощью упражнений на пресс.

Крайне опасны упражнения с использованием значительного напряжения и кратковременной задержки дыхания.

Игра «Перетягивание каната». Игроков разделяют на 2 команды и по сигналу ведущего тянут канат каждая команда на себя. Побеждает та, которая перетянула соперников на свою сторону.

Выносливость. Способность проявлять определенные возможности организма на протяжении длительного времени, без снижения показателей. Для развития выносливости используют неоднократное повторение действий.

Для развития физических качеств у детей дошкольного возраста нужно использовать разнообразные подходы — коньки, бег, ходьба на лыжах, велосипед, санки, плавание.

При развитии выносливости у ребенка формируются:

  • Костная, мышечная, сердечная и нервная системы;
  • Появляются настойчивость, сила воли, упорство, решительность;
  • Достижение цели, преодоление трудностей.

Игра «Ветер». Выбирается двое водящих — северный и южный ветер. Северный ветер должен как можно больше заморозить ребят (дотрагиваясь до игрока, тот застывает на месте), а южный ему препятствует.

Гибкость. Выполнение движения с большим размахом, зависящее от состояния связок, мышц, суставов, позвонков. Дети дошкольного возраста обладают гибкостью. При совершении регулярных занятий это свойство организма сохраняется. Также следует помнить, что все должно развиваться постепенно, не доводя суставы до нежелательной деформации.

Игра «Палка за спину». В каждой команде игроки выстраиваются друг за другом на расстоянии одного шага. Первый игрок перед собой за оба конца держит гимнастическую палку. По команде, не отрывая рук от палки, поднять ее и прогнувшись, не сгибая руки, передать следующему игроку. Таким образом, палка достается последнему игроку, который бежит в начало, остальные делают шаг назад. Все повторяется снова.

Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста требует от родителей определенных действий:

  1. Поднятие в ребенке высокой самооценки с помощью совместных усилий. Замечайте и хвалите любое, даже самое мелкое достижение ребенка.
  2. Все физические занятия выполняются по желанию. Если оно отсутствует, необходимо выяснить у ребенка и устранить его.
  3. Интерес к физической культуре легче привить на собственном примере.
  4. При выборе комплекса упражнений учитывайте возраст и индивидуальные особенности ребенка.
  5. Комплекс упражнений должен использоваться, пока не будет доведен до идеального исполнения.
  6. Если у ребенка что-то не получается, необходимо оказать поддержку и ни в коем случае не ругать и смеяться над ним.
  7. Исполнение всех физических упражнений осуществляется правильно.
  8. Прислушивайтесь к ребенку в выборе физических приоритетов.
  9. Соблюдайте три правила: терпение, понимание, любовь.

Дошкольный возраст является оптимальным для формирования физических качеств. Задача родителей грамотно распорядится этим временем.

Поделись с другими.

Прочитайте еще:

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-razvitiya-osnovnyh-dvizheniy-fizicheskih-kachestv-i-funktsionalno-dvigatelnyh-sposobnostey-detey-doshkolnogo, http://teoriya.ru/ru/node/411, http://vseprodetok.ru/razvitie-rebenka/razvitie-fizicheskix-kachestv-u-detej-doshkolnogo-vozrasta/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Игровые технологии развития детей

Игровая технология в обучении и развитии детей в далее...

Лаферобион свечи для детей отзывы

Отзыв: Препарат Лаферобион далее...

Вязание детей платья страна мам

ПлатьеАрина . Начинаем! Всем привет! Меня зовут далее...

Нужно ли переворачивать новорожденного во время сна

Младенец: асимметрия формы черепа и как далее...

Популярные статьи

Интересно