Главная » Развитие ребенка

Развитие разговорной речи у детей дошкольного возраста

Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.

В связной речи наглядно выступает осознание ребенком речевого действия. Произвольно выстраивая свое высказывание, он должен осознать и логику выражения мысли, связность речевого изложения.

В посвященных развитию связной речи исследованиях Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, М. М. Кониной, О. И. Соловьевой и других отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях.

Особенности связной речи детей дошкольного возраста

У младших дошкольников совершенствуется понимание речи (понимание словесной инструкции, указаний взрослого, несложного сюжета литературного произведения). Речь начинает становиться не только средством общения, но и источником получения знаний посредством словесных объяснений взрослого.

Более сложное и разнообразное общение ребенка со взрослыми в сверстниками создает благоприятные условия для развития речи. обогащается ее смысловое содержание, расширяется словарь, главнымобразом за счет существительных и прилагательных. Кроме величины и цвета, дети могут выделять и некоторые другие качества предметов. Ребенок много действует, поэтому его речь обогащается глаголами, появляются местоимения, наречия, предлоги (употребление этих частей речи характерно для связного высказывания). Малыш правильно строит простые предложения, используя разные слова и различный их порядок: Лиля будет купаться; Гулять хочу; Я питъ молоко не буду. Появляются первые придаточные предложения времени (когда. ), причины (потому что. ).

Для детей 3 лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), но они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Их речь все еще ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Малыши допускают много ошибок при построении предложений, определении действия, качества предмета. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие явятся основой формирования монологической речи.

В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные для обозначения признака предмета, наречия — для обозначения временных и пространственных отношений. Появляются первые обобщения, выводы, умозаключения.

Становление речи ребенка: ступени и способы развития

Выстраивать коммуникации ребенок начинает с первых секунд своей жизни — оповещает всех о своем рождении громким криком. Без обратной связи и должного внимания со стороны взрослых процесс полноценного общения малыша с окружающими притормаживается. Развитие речи у детей происходит параллельно с умственным, психологическим и физическим ростом, является одним из показателей общего развития.

Обучение вербальному общению — процесс долгий, требующий терпения и систематических занятий. Вы можете сделать его увлекательным и интересным для вашего чада. К тому же это дополнительный повод провести время вместе с ребенком.

Что говорят младенцы

У речевого развития детей раннего возраста есть свои особенности: до года они произносят лишь некоторые звуки, помогая окружающим его понять посредством мимики и жестов. Это заставляет сомневаться: где же тут речь. На самом деле уже в 2-3 месяца кроха сообщает взрослым не только о своих потребностях, но и о собственных радостях и предпочтениях. Например, знаменитое «агу» или «аку» малыш произносит только тогда, когда ему хорошо, комфортно, его ничего не беспокоит.

Улыбка и так называемый «комплекс оживления» — подергивание ручками и ножками, повороты головы и глаз вслед за движениями ухаживающего за ним — это уже непросто сигнал, а своего рода диалог. По мнению ученых (в частности, доктора медицинских наук Е. Н. Винарской), так младенец стимулирует мать к эмоциональному общению с ним. То есть, доброжелательному разговору негромким мягким голосом, немного нараспев.

В период раннего лепета (примерно после полугода) ребенок начинает запоминать звукокомплексы и ударные слоги, произносимые взрослым. Чуть позже он начинает им подражать, обращая внимание на окружающие его предметы. Со временем детский лепет выстраивается в цепочки, в которых уже угадывается подобие слов: ма-ма-ма-ма, ба-ба-на и другие.

Поздний лепет — около года — дополняется нечленораздельным, на первый взгляд, бубнением. Оно сопровождается мимикой и активной жестикуляцией. Такой «монолог» имеет определенный мелодический рисунок, ударные слоги и, как правило, звучит в ответ на обращение старших. Именно в этом возрасте рекомендуются игры в «Сороку», «Ладушки» и «В козу». Колыбельные и потешки — тоже отличные помощники.

Чтобы речь у детей раннего возраста развивалась правильно и своевременно, им необходимо слышать собственные речевые пассажи и соотносить их с образцами общения взрослых. В то же время им необходимо отдыхать от звуков. Нельзя, например, размещать кроватку рядом с телевизором, радиоприемником и т. п. — он может установить внутреннюю психологическую оборону от внешней среды, что замедлит коммуникацию.

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для профилактики и лечения паразитных заражений наши читатели советуют Средство от паразитов «Intoxic Plus» . Оно состоит исключительно из лекарственных растений, собранных в экологически чистых местах, которые обладают крайне высокой эффективностью в очищении организма от паразитов, а также оздоравливают и защищают организм в целом.

Учимся говорить — с рождения до школы

Скорость формирования разговорных навыков индивидуальна для каждого малыша, но этапы развития речи у детей общие и имеют строгую последовательность. Зная ее и четко представляя характерные черты каждого из них, взрослые смогут вовремя уловить малейшие отклонения от нормы и обратиться к специалисту, предупредив возможные последствия.

3 этапа речевого развития ребенка

  • Подготовительный (с момента рождения до 12 месяцев):
  • крик и плач (от 0 до 2-3 недель) — первые голосовые реакции маленького человека. В работу включаются все отделы речевого аппарата — дыхательный, голосовой и артикуляционный. Сначала «позывные» малыша пронзительные — невозможно не обратить внимание на крошку. Со временем «боевой клич» приобретает смысловые оттенки — «мне мокро», «хочу есть», «позовите маму!» Внимательные родители с легкостью переводят звуковые сигналы на разговорный язык и отвечают своему карапузу;
  • «комплекс оживления» (1-3 месяца) — малыш видит маму, узнает ее и «приветствует» — показывает всем своим существом, как он рад встрече (машет ручками и ножками, лицо озаряет счастливая улыбка);
  • гуление (с 2-3 месяцев до 5-7 месяцев) — это еще не разговор, несвязанные фразы. Но, согласно исследованиям, звуки, издаваемые ребенком уже позволяют идентифицировать его принадлежность к определенной нации — помогают интонационные и звуковые особенности речи;
  • детский лепет (с 4-5 месяцев) — это еще не полноценные слова, а лишь повторяющиеся много раз одни и те же слоги, эмоционально окрашенные «высказывания» недовольства или, напротив, «наслаждения жизнью»;
  • период лепетных псевдослов (с 7-8 до 12 месяцев) — общаясь с мамой или с другими взрослыми, малыш воспринимает и анализирует сказанное, вычленяет ударные слоги, знакомые звукокомплексы и постепенно начинает воспроизводить всю эту гамму чувств и обмен информацией;
  • период позднего, мелодически окрашенного лепета (10-12 месяцев) — цепочки лепетных псевдослов укрупняются, превращаясь со временем в псевдосинтагмы — звуко- и словосочетания, имеющие определенный смысл, который дополняется мимикой и жестами, выразительными взглядами. Высказывания приобретают определенную мелодику, интонацию, акцент на отдельных слогах. Малыш говорит на собственном «тарабарском» языке, но внимательные родственники, чутко следящие за подрастающим поколением, понимают своего говоруна.
  • Преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет). Ребенок произносит первые слова, делает первые шаги, начинает стремительно осваивать пространство. Именно в этот период «кипучей деятельности» происходит становление активной речи малыша. Он внимательно наблюдает за артикуляцией взрослых, повторяет за ними слова, пытается копировать звуки отдельных предметов, животных и птиц, начинает задавать вопросы, порой, неожиданные. Первые слова имеют обобщающее значение, т. е. употребляются и как глагол, и как существительное. В детской речи появляются фразы, состоящие из двух слов, затем — простейшие предложения. Это период активного словотворчества — ребенок сам придумывает слова.
  • Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Для этого периода характерно освоение грамматики языка (склонение, единственное и множественное число существительных, спряжение глаголов). В речи появляются предлоги. Ребенок правильно произносит почти все звуки, начинает следить за тем, как он говорит — контролировать свое произношение. Усложняются предложения — появляются сложносочиненные и сложноподчиненные. Дошколята хорошо воспринимают на слух рассказы с опорой на картинку или без, могут пересказать услышанное.
  • Таблица — Как меняется словарный запас и речевые навыки малыша

    Развитие речи у детей

    Источники: http://pedlib.ru/Books/1/0265/1_0265-116.shtml, http://kids365.ru/razvitie-rechi-u-detej/

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения

    Избранные статьи

    Викторины для детей в детском саду

    Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр Викторины и различного рода далее...

    Личность ребенка детский коллектив

    В результате освоения далее...

    Детям цистите какие таблетки

    Лечение цистита у детей Циститом называют воспалительное далее...

    Сколько дней вставлять свечи виферон ребенку

    Нам назначили свечи Виферон для ребенка – от чего, далее...

    Популярные статьи

    Интересно