Главная » Развитие ребенка

Развитие социально бытовых навыков ребенка

Библиотека произведений отечественной научной школы
коррекционной педагогики и специальной психологии

В чем преимущества использования данного каталога произведений? Впервые Вы имеете возможность искать и подбирать произведения, ориентируясь не только на традиционные параметры (фамилию автора, название работы, жанр), но и на собственно профессиональные параметры: область коррекционной педагогики/специальной психологии; направление исследований; вид нарушения развития; степень нарушения; возраст ребенка; время создания и публикации работы; адресат.

По какому принципу отбираются произведения для данного каталога? В каталог включаются исследования, выполненные в традициях отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики, включая все ее области.

Насколько актуально исследование для современной практики помощи детям с ОВЗ? Впервые каждое произведение соотнесено исследователями с этапами развития практики специального образования по периодизации Н.Н.Малофеева:
  1. этап – становление системы специального образования;
  2. этап – развитие и дифференциация системы помощи;
  3. этап - современный.
Вы увидите, что в каталоге есть произведения, созданные в начале прошлого века, но сохранившие актуальность до настоящего времени и, напротив - исследования, выполненные в «наше» время, но относящиеся по своей сути к
предшествующим этапам развития практики.

Зачем нужны столь развернутые описания каждого произведения? Благодаря им, Вы сможете составить первое представление о содержании произведения еще до того, как ознакомитесь с текстом, поскольку описание содержит «профессиональные» ключи к пониманию работы.

Почему именно три подкаталога? Отечественная научная школа так понимает сферы применения результатов исследований специальных психологов и педагогов:
  • вклад в понимание закономерностей нормального развития ребенка и поддержку нормального развития специальными методами;
  • вклад в понимание и предупреждение рисков отклонений, нарушений и искажений развития ребенка;
  • вклад в понимание и коррекцию нарушений развития ребенка посредством специального обучения и воспитания.

Почему одна и та же работа может встречаться в разных каталогах? Мы хотели представить все сферы применения исследования, показав их актуальность для целого ряда областей психологического и педагогического знания.

Информация для врачей

Современные подходы и инновационные технологии медико-социальной реабилитации инвалидов (г. Пермь, РФ, 29-30 мая 2012 г.)

1. Роль семьи в реабилитационном процессе ребенка-инвалида ( ГБОУ ВПО Пермская государственная медицинская академия им. ак. Е.А. Вагнера Минздравсоцразвития России г. Пермь, Россия)

3. Медико-социальные мероприятия по снижению инвалидности у детей раннего возраста в республике Башкортостан. ( ГБУЗ «Республиканская клиническая больница № 2», Детский центр психоневрологии и эпилеп­тологии, ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет»)

4. Возможности медико-социальной реабилитация инвалидов с последствиями инсульта. (КГАУ «Центр комплексной реабилитации инвалидов», ГБОУ ВПО «Пермская государственная академия имени ак. Е. А. Вагнера» Минздравсоцразвития РФ г. Пермь, Россия)

5. Развитие социально-бытовых навыков у дошкольников сдвигательными нарушениями ( ФГБУ Санкт-Петербургский научно-практический центр экспертизы, протезирования и реаби­литации инвалидов им. Г.А. Альбрехта ФМБА России, ФГБОУ ДПО «Санкт-Петербургский ин­ститут усовершенствования врачей-экспертов ФМБА» г. Санкт-Петербург, Россия)

6. Развитие инклюзивного образования в России ( Сибирский федеральный университет г. Красноярск, Россия)

Развитие социально-бытовых навыков у дошкольников с двигательными нарушениями

Климон Н. Л. Старобина Е. М. Корюков А. А.

ФГБУ Санкт-Петербургский научно-практический центр экспертизы, протезирования и реаби­литации инвалидов им. Г.А. Альбрехта ФМБА России, ФГБОУ ДПО «Санкт-Петербургский ин­ститут усовершенствования врачей-экспертов ФМБА» г. Санкт-Петербург, Россия

Дети, имеющие двигательные нарушения врожденного и приобретенного характера, в большинстве случаев после медицинской кор­рекции вынужденно отстают в освоении двига­тельных и социально-бытовых навыков от воз­растной нормы. Несмотря на раннюю и успеш­ную медицинскую реабилитацию, не происхо­дит полноценного развития индивидуально­психологических качеств у данной категории детей.

Основной сложностью реабилитации в до­школьном возрасте является необходимость под­бора средств реабилитации, адекватных и физио­логической проблеме и актуальному уровню раз­вития ребенка. Изменение содержания и форм реабилитации необходимо по мере роста и разви­тия ребенка и предполагает подбор новых средств воздействия на каждом новом этапе реабилитаци­онного процесса.

Большинство детей данной категории в силу специфики своего дефекта не всегда могут вы­полнять элементарные действия с различными игровыми материалами в соответствии с возрас­том. В связи с чем, прежде всего, необходимо обратить внимание на развитие ручной мотори­ки, так как именно моторные умения лежат в ос­нове выполнения любого социально-бытового навыка.

Последовательное формирование и коррек­ция движений руки, ручной моторики и социаль­но-бытовых навыков, которые реализуются через совместную деятельность педагога и ребенка в специально организованной игровой среде, соз­дают благоприятные условия для дальнейшего развития речи, личности дошкольника и его соци­ально-педагогической адаптации.

Работа по формированию социально­бытовых навыков у детей с двигательными нару­шениями предполагает несколько этапов, на каж­дом из которых определяются цели, задачи, мето­ды работы.

I этап - предварительный (ознакомительно­диагностический): разработка плана коррекции на основе психолого-педагогической диагностики.

II этап - основной: развитие ручной моторики и социально-бытовых навыков в соответствии с возрастом и возможностями ребенка.

III этап - заключительный: оценка уровня эффективности проведенных коррекционно­развивающих мероприятий и разработка индиви­дуальной коррекционно-развивающей программы для занятий в домашних условиях.

IV этап - домашний (семейный): совершенст­вование приобретенных навыков в домашних ус­ловиях.

Критерием сформированности социально­бытовых навыков у детей с двигательными нару­шениями будет являться их самостоятельное их выполнение в соответствии с возрастной нормой.

Коррекционная работа, направленная на вос­становление и развитие нарушенных функций, осуществляется параллельно с назначенными ре­бенку мероприятиями медицинской реабилитации (лечебная физкультура, физиотерапевтические процедуры, массаж).

После проведенных медицинских мероприя­тий начало коррекционной работы определяется индивидуально в зависимости от результатов опе­ративного вмешательства, характера патологии, тяжести двигательных нарушений, уровня разви­тия ручной моторики и социально-бытовых навы­ков на момент начала коррекционно-развивающих занятий с использованием системы дидактических игр.

В основу систематизации дидактических игр для развития социально-бытовых навыков зало­жены:

- уровень развития ручной моторики;

- виды формируемых социально-бытовых на­выков в соответствии с возрастной нормой;

- используемые игровые материалы (их фор­ма, размер, назначение).

Начало коррекционно-развивающей работы связано с развитием элементарных моторных уме­ний и навыков, таких как взятие, удержание пред­метов различной формы, веса, манипулирование ими, с постепенным усложнением заданий и со­кращением оказываемой помощи со стороны взрослого. Необходимо выработать у ребенка умение осознанно управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде дея­тельности, что в свою очередь окажет положи­тельное влияние на последующее формирование социально-бытовых навыков.

Кроме этого, систематическая коррекционная работа, направленная на совершенствование руч­ной моторики, оказывает непосредственное влия­ние на развитие одного из самых трудных двига­тельных навыков - письма, а также способствует успешному выполнению трудовых заданий.

Определяя цель игровых занятий по разви­тию социально-бытовых навыков при составлении плана коррекционных мероприятий, принимаются во внимание показатели развития ручной мотори­ки и социально-бытовых навыков (у детей в нор­ме), а также развитие навыков сюжетно-ролевой игры в зависимости от возраста. Во время выпол­нения игровых заданий в соответствии с возрас­том, происходит развитие самостоятельности, инициативы, познавательных процессов, комму­никативных навыков, закрепляются знания об ок­ружающих вещах и другое. В результате ребенок, имеющий двигательные нарушения, погруженный в игровую среду, может отработать социально­-бытовые навыки, которые в последующем перене­сет в реальную жизнь, обеспечив себе ее полно­ценный и качественный уровень.

Источники: http://childrens-needs.com/ftpgetfile.php%3Fmodule%3Deshop%26id%3D661, http://dvm-reab.ru/info/information_for_physicians/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Сыпь на попе ребенок ничего не ест

Как быстро убрать далее...

Ребенка стала сухая кожа

Пол малыша – вопрос, который интересует каждого далее...

У ребенка понос после еды

Понос после каждого приема пищи: причины и далее...

Рецепты пюре для ребенка 6 месяцев

Меню ребенка в 6 далее...

Популярные статьи

Интересно