Главная » Развитие ребенка

Развитие социального интеллекта ребенка старшего дошкольного возраста

«Воспитание и развитие социального интеллекта дошкольников» (развивающая программа)

Хорошо развитый социальный интеллект является необходимым условием адаптации личности в обществе. Для ребенка 6–7 лет проблемы адаптации к социальному окружению встают достаточно остро, так как ребенок готовится перейти в совершенно иную, новую для него среду — школу. Диагностика уровня развития социального интеллекта позволяет предугадать и, возможно, частично разрешить проблемы социальной адаптации ребенка старшего дошкольного возраста.

На сегодняшний день в педагогической психологии отсутствует полная картина, дающая представление о развитии социального интеллекта ребенка старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, мной была предпринята попытка систематизации своей деятельности, с четко определенными поставленными целями.

Цели:

  • развитие интеллектуальных способностей;
  • умение поставить себя на место других персонажей в проекции собственного возможного поведения в предложенных обстоятельствах;
  • умение правильно воспринимать эмоциональное состояние других людей и прогнозировать их поведение в различных ситуациях.

Процессом осуществления целей, стало формирование мною среды, которая будет способствовать развитию у детей социального интеллекта. В группе детей я постоянно поддерживаю, контролирую общение дошкольников между собой, наблюдаю за детьми в игровых ситуациях и учебной деятельности, изучаю их взаимоотношения между собой. Такое наблюдение дает поистине бесценный материал, на основе которого я делаю выводы о развитии социального интеллекта каждого ребенка группы. У меня, как у педагога-психолога, возникло желание изучить развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста. Социальный интеллект можно определить, как способность человека правильно понимать и прогнозировать поведение других людей.

К шести годам ребенок накапливает определенный опыт общения, на основе которого он способен оценить эмоциональное состояние другого человека. В этом возрасте ребенок может не только выделить наиболее яркие признаки настроения другого человека — улыбку, слезы, хлопанье в ладоши — но и заметить нахмуренные брови, сморщенный нос, округленный в удивлении рот, что позволяет ему понять, какие чувства испытывает другой ребенок или взрослый: грустно ему или весело, удивлен он или чем-то расстроен.

Ребенок, хорошо ощущает состояние другого человека и чувствующий, каким может быть его поведение, сразу перестраивается сам: если собеседнику грустно, он проявляет сочувствие или пытается его развеселить; если собеседнику весело — присоединяется к его радости. У разных детей эта способность развита по-разному: у кого-то в большей степени, у кого — то в меньшей степени, что зависит от многих причин. Играя с детьми в развивающие игры, а так же проигрывая в сюжетно-ролевые и театрализованные игры, результатом будет полноценное личностное развитие каждого ребенка.

Тогда я подобрала диагностический материал, чтобы получить достоверную информацию. Методики определения уровня развития социального интеллекта дошкольников:

  • Д. Векслера (субтест «Понятливость»)
  • Проективная методика «Картинки»
  • Методика Рене Жиля.

Данные методики позволяют увидеть, как ребенок будет решать социальную проблемную ситуацию, сталкиваясь не с реальным конфликтом, а с проблемной ситуацией, представленной в проективной форме. Во всех случаях ребенок должен предложить свой вариант решения социальной проблемы.

В совокупности с тестированием наблюдение позволяет получить наиболее достоверную информацию о детях и их проблемах.

Для создания в группе психологического комфорта особое внимание уделяю организации развивающих игр со всеми детьми от 4 до 7 лет по развитию социального интеллекта, которые конструирую в виде системы игр, направленных на формирование доброжелательных отношений между детьми, и которые построены на принципах:

  • безоценочности
  • отказа от реальных предметов и игрушек
  • отсутствия соревновательного момента в играх.

Игры без предметов, и «без повода» помогают детям пережить чувства общности друг с другом (например, игра «Зеркало»), замечать достоинства и переживания друг друга, помогать другому в игровом и реальном взаимодействии.

Комплекс игр, используемый мною, основан на технологии, авторами которой являются: Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. Программа состоит из семи этапов:

  1. общение без слов
  2. внимание к другому
  3. согласованность действий
  4. общие переживания
  5. взаимопомощь в игре
  6. добрые слова и пожелания
  7. помощь в совместной деятельности

Этапы способствуют погружению детей в мелкие детали движений сверстников, ориентацию на действия партнера и подстройки к этим действиям.

Кульминационным моментом является вербальное выражение отношений к сверстнику, которое, как правило, имеет исключительно положительный характер.

В процессе обобщения собственного опыта по данной теме я систематизировала развивающие игры с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по ролевантности: «Найди продолжение», «Найди такой же», «Подбери каждому герою карнавала подходящую маску», «Дорисуй детям лица», «Азбука настроений», «Собери маску», «Угадай настроение», «Дорисуй портрет», «Встреча эмоций», «Банк идей».

Результаты и выводы.

Используя эту систему, способствующую поэтапному воспитанию и развитию у детей социального интеллекта, я получила следующие изменения действий детей:

Таким образом, дети, освоив эту программу, научились навыкам саморегуляции, овладели способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром, развили коммуникативные навыки, научились общаться в конфликтной ситуации стали требовать от взрослых меньше внимания.

Снизилась агрессивность у детей, уменьшилось количество демонстративных реакций, замкнутые дети, игравшие сами по себе стали играть с другими детьми.

Выстраивание в системе психолого-педагогической работы по преодолению социальных барьеров взаимоотношению между детьми, способствует установлению теплых, доверительных отношений между всеми участниками педагогического процесса.

Скачать

Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?

Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Условия развития социального интеллекта дошкольников Текст научной статьи по специальности Психология

Аннотация
научной статьи по психологии, автор научной работы — МАКАРОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ, ЦЫБУЛЕНКОВА ТАТЬЯНА СЕРАФИМОВНА

Согласно ФГОС ДО [12] социально-коммуникативное развитие охватывает широкий круг задач, которые включают и развитие социального интеллекта. В настоящее время понятие «социальный интеллект» и способы его диагностики все больше привлекают внимание исследователей и практиков. В статье рассматривается значимость условий, способствующих становлению и развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Научная статья по специальности Психология из научного журнала Science Time , МАКАРОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ, ЦЫБУЛЕНКОВА ТАТЬЯНА СЕРАФИМОВНА

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

МАКАРОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ, ЦЫБУЛЕНКОВА ТАТЬЯНА СЕРАФИМОВНА Условия развития социального интеллекта дошкольников // Science Time. 2015. №7 (19). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-razvitiya-sotsialnogo-intellekta-doshkolnikov (дата обращения: 16.09).

МАКАРОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ et al. Условия развития социального интеллекта дошкольников Science Time (2015). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-razvitiya-sotsialnogo-intellekta-doshkolnikov (дата обращения: 16.09).

МАКАРОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ ЦЫБУЛЕНКОВА ТАТЬЯНА СЕРАФИМОВНА (2015). Условия развития социального интеллекта дошкольников. Science Time URL: http://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-razvitiya-sotsialnogo-intellekta-doshkolnikov (дата обращения: 16.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

МАКАРОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ, ЦЫБУЛЕНКОВА ТАТЬЯНА СЕРАФИМОВНА Условия развития социального интеллекта дошкольников // Science Time. 2015. №7 (19) С.177-184.

МАКАРОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ et al. Условия развития социального интеллекта дошкольников Science Time (2015).

МАКАРОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ ЦЫБУЛЕНКОВА ТАТЬЯНА СЕРАФИМОВНА (2015). Условия развития социального интеллекта дошкольников. Science Time

Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значимым взрослым Development of the Senior Preschool and Primary Schoolchildren#39;s Social Intellect in the Process of Communication with Valuable Adults Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ,
  • СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ,
  • МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ,
  • ВНЕСИТУАТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ,
  • SOCIAL INTELLECT ,
  • SENIOR PRESCHOOL AGE ,
  • PRIMARY SCHOOL AGE ,
  • OUT OF SITUATION PERSONAL COMMUNICATION

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Никитина Елена Юрьевна, Шилова Ольга Владимировна

В работе впервые выделена структура социального интеллекта, уровни и психологические условия его развития в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Представлена система работы по развитию социального интеллекта детей. Результаты исследования показали, что важнейшим психологическим условием развития социального интеллекта является высокий уровень развития внеситуативно-личностного общения детей со значимым взрослым.

Abstract 2009 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Nikitina Elena Yurievna, Shilova Olga Vladimirovna

The Russian and foreign approaches to the definition of social intellect are presented in the article. For the first time the levels of the development of a child#39;s social intellect are analyzed. The specific features and the results of the work on the development of the senior preschool and primary schoolchildren#39;s social intellect are described by the author.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Вестник Челябинского государственного педагогического университета , Никитина Елена Юрьевна, Шилова Ольга Владимировна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Никитина Елена Юрьевна, Шилова Ольга Владимировна Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значимым взрослым // Вестник ЧГПУ. 2009. №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sotsialnogo-intellekta-u-starshih-doshkolnikov-i-pervoklassnikov-v-protsesse-obscheniya-so-znachimym-vzroslym (дата обращения: 16.09).

Никитина Елена Юрьевна et al. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значимым взрослым Вестник Челябинского государственного педагогического университета (2009). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sotsialnogo-intellekta-u-starshih-doshkolnikov-i-pervoklassnikov-v-protsesse-obscheniya-so-znachimym-vzroslym (дата обращения: 16.09).

Никитина Елена Юрьевна Шилова Ольга Владимировна (2009). Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значимым взрослым. Вестник Челябинского государственного педагогического университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sotsialnogo-intellekta-u-starshih-doshkolnikov-i-pervoklassnikov-v-protsesse-obscheniya-so-znachimym-vzroslym (дата обращения: 16.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Никитина Елена Юрьевна, Шилова Ольга Владимировна Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значимым взрослым // Вестник ЧГПУ. 2009. №6 С.119-127.

Никитина Елена Юрьевна et al. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значимым взрослым Вестник Челябинского государственного педагогического университета (2009).

Никитина Елена Юрьевна Шилова Ольга Владимировна (2009). Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значимым взрослым. Вестник Челябинского государственного педагогического университета

Источники: http://psy.su/psyche/projects/860/, http://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-razvitiya-sotsialnogo-intellekta-doshkolnikov, http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sotsialnogo-intellekta-u-starshih-doshkolnikov-i-pervoklassnikov-v-protsesse-obscheniya-so-znachimym-vzroslym

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Сонник рвота у ребенка

Толкование снов рвота. Рвота сонник Рвота – довольно многозначительный далее...

Приглашение на день рождения ребенка своими руками

Пригласительные на день рождения девочки: кружевная фантазия за 2 далее...

Лечение зубов под наркозом у детей цена

Лечение зубов под общим наркозом Опыт работы: далее...

Сухая кожа головы перхоть ребенка

Перхоть у ребенка 7-12 лет Перхоть не является только лишь далее...

Популярные статьи

Интересно