Главная » Развитие ребенка

Развитие волевой сферы в дошкольном возрасте

Проблема развития и коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников

Эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением. Содержательные аспекты волевой сферы выражаются в способностях человека, проявляющихся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики. Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Успех в достижении желаемых для ребёнка целей, удовлетворение или неудовлетворение их наличных потребностей определяют содержание и особенности эмоциональной и волевой жизни детей старшего дошкольного возраста. Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на становление любой деятельности дошкольника, в том числе и психического развития.

Таким образом, ребенок в старшем дошкольном возрасте должен иметь достаточный уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний, сопровождающих реальные ситуации, способен адекватно переживать процесс переключения эмоций; овладеть такой структурой деятельности, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность (1).

Проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики.

Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями (Г. М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, Я.З. Неверович, П.В. Симонов и др.).

Отечественные исследователи (И. В. Алехина, Н.М. Амосов, П.К. Анохин, М.В. Антропова, И.А. Аршавский, А. Баллон, А. И. Захаров, М.И. Кольцова, А.Д. Кошелева, Н. Л. Кряжева, Н. М. Матяш, Т. А. Павлова, Н.А. Степанова и др.) связывают возникновение проблем в эмоционально-волевой сферы ребёнка с дефицитом прежде всего положительных эмоций и волевого усилия.

Любой педагог ДОУ в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста. Образовательный процесс в ДОУ должен обеспечивать эмоциональный комфорт, волевое поведение ребенка, психологический, стабильно-положительный климат, гуманные отношения, личностно-ориентированное общение, показателями чего являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация в будущем к школьному учреждению и высокий уровень волевого усилия.

Целью нашего экспериментального исследования было изучение эмоционально-волевой сферы старших дошкольников. В рамках нашего исследования было выявлено, что у старших дошкольников преобладают такие качества, как средний уровень сформированности произвольной регуляции поведения, стремление к домашней защите, агрессия, демонстративность и экстравертированность. Менее же выражены скрытность, осторожность. Также наблюдается низкий уровень волевой регуляции в структуре монотонной деятельности старших дошкольников.

С помощью методики “Страна внутри нас”, позволяющей продиагностировать психоэмоциональные состояния детей старшего дошкольного возраста, были выявлены результаты, из которых видно, что такое психоэмоциональное состояние, как радость чаще всего ассоциировалось с красным цветом (39%), то есть радость проявляется как активное, энергичное состояние и чаще связано с коммуникативной сферой. Удовольствие чаще ассоциировалось с зеленым цветом (29%), то есть оно является чаще востребованным и дошкольники чаще испытывают удовольствие, когда взрослые относятся к ним, как к равным и связано с эмоциональной деятельностью. Страх чаще ассоциируется с синим цветом (27%), то есть дошкольникам чаще всего не хватает материнской любви, они очень чувствительны к этому психоэмоциональному состоянию и проявляется в эмоциональной деятельности и символизирует ментальную деятельность. Вина чаще ассоциируется с синим и зеленым цветом (17%), то есть дети более чувствительны к вине и является менее выраженным, если родители относятся к ним, как к равным и проявляется в эмоциональной деятельности. Обида чаще всего ассоциируется с красным цветом (29%), то есть проявляется более активно, чем все остальные и наблюдается у энергичных дошкольников и проявляется в эмоциональной деятельности. Грусть чаще ассоциируется с синим цветом (22%), то есть у дошкольников есть потребность в общении, они очень впечатлительны к этому состоянию и чувствительны, оно проявляется в области творческих переживаний. Злость чаще всего, ассоциируется с синим цветом (24%), то есть у дошкольников есть потребность в общении, они очень впечатлительны к этому состоянию и чувствительны, оно проявляется, если нет чувства “опоры”, уверенности, а также возможности “заземления” негативных переживаний. Интерес чаще всего ассоциируется с зеленым цветом (29%), то есть оно является чаще востребованным и дошкольники чаще испытывают удовольствие, когда взрослые относятся к ним, как к равным и связано с эмоциональной деятельностью.

Исследование позволило определить направления коррекционно-развивающей работы, а именно была проведена коррекция таких качеств, как агрессия, тревога, сверхчувствительность, возбуждаемость, капризность, плаксивость, злобность, завистливость, упрямство, жестокость. Для этого был составлен комплекс занятий развития эмоционально-волевой сферы старших дошкольников, основная цель которого: развитие произвольной регуляции эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста. В процессе коррекционно-развивающей работы решаются следующие задачи.
  • познакомить детей с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением;
  • научить детей: различать эмоции по схематическим изображениям; понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом; передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; переключаться с одного эмоционального состояния в противоположное;
  • развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе.
В результате проведенной работы у детей:
  • эмоции детей приобретают значительно большую глубину и устойчивость, преобладают положительные эмоции:
  • появляется постоянная дружба со сверстниками;
  • развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;
  • ребенок усваивает “язык” эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса;
  • эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;
  • наблюдается изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).

« Формирование эмоционально-волевой сферы ребенка старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Консультация педагога-психолога для педагогов и родителей
по теме:

« Формирование эмоционально-волевой сферы ребенка старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Обсуждая особенности развития дошкольника, необходимо отметить, что его поведение характеризуется непроизвольностью. Это значит, что ребенок действует, руководствуясь не столько выработанными заранее целями, а под влиянием непосредственных сиюминутных желаний и потребностей. Малыш рисует тогда, когда ему хочется рисовать и прерывает свое занятие, как только его вниманием завладело происходящее рядом. Он может с удовольствием выполнять обязанности дежурного и тут же бросить, вспомнив о своем намерении починить колесо у машинки. Другими словами, он не умеет регулировать свое поведение, не умеет сознательно строить его в соответствии с образом и контролировать выполнение путем сопоставления с образцом.
Включаясь в сюжетно-ролевую игру, ребенок встает перед необходимостью развить в себе новое качество – овладеть произвольным поведением, иметь способность к саморегуляции и самоконтролю, что приводит к расширению возможности управлять эмоционально-волевыми процессами.
Старший дошкольник уже совершенно принимает на себя роль другого человека, называет себя его именем (я – «спортсмен», я – «тетя Вера») и старается воспроизвести конкретный образ. То, что ребенок начинает оценивать качество выполнения роли, свидетельствует о его способности действовать по образцу, сравнивать с образцом, а, следовательно, строить, оценивать и контролировать свое поведение.
Исполняя определенную роль, старший дошкольник старается воспроизвести конкретный образ в мельчайших деталях. Он старается передать особенности голоса, походки, манеры разговаривать. В исполняемых им ролях угадываются конкретные люди. Это свидетельствует о развитии наблюдательности, способности анализировать и выделять общее и индивидуальное, особенное в людях и их отношениях. Совершенствуются и выразительные средства ребенка – мимика, пантомимика, речь.
В отличие от младшего, старший дошкольник удерживает свою роль на протяжении всей игры.
Даже в моменты вынужденного ожидания он сохраняет характерную для роли позу. Он настолько «входит» в роль, что выходит за рамки реальных отношений, сложившихся в детском коллективе – может отвергнуть своего лучшего друга, если это соответствует роли или демонстрировать расположение к ребенку, не пользующемуся уважением в коллективе.
У старших дошкольников основой для построения игрового действия становится выбранная роль. Стремление действовать соответственно изображаемому персонажу заставляет ребенка подчинять наличную ситуацию своему замыслу.
Он подбирает необходимые предметы, организует соответствующим образом игровое пространство. Так, если ребенок задумал играть в «магазин», он соорудит прилавок, наберет баночек и свертков, изображающих продукты. Если же принято решение стать «гонщиком», то предварительно расчищается игровое пространство и с дороги убираются мешающие движению игрушки. Причем, принятое решение уже не меняется под влиянием привлекательности окружающих игрушек.
Характер игровых действий у старшего дошкольника также определяется выбранной ролью, содержащимися в ней правилами.
Если ребенок выбрал роль «учителя», то он должен держаться спокойно, сдержанно, несмотря на то, что ему может захотеться в данный момент попрыгать. Он учится подчинять правилам свои непосредственные желания. Последней характеристикой ролевой игры является отношение ребенка к партнеру по игре.
Способность учитывать действия партнера, понимать, что собственные действия могут быть восприняты не так, как ты хотел, развивается только у старших дошкольников. Это существенно меняет характер ролевой игры. Становится возможным моделировать настоящее взаимодействие, то есть построение своих действий в зависимости от поступков другого человека.
Осуществляя ролевое поведение в соответствии с намеченной общей линией развития сюжета, ребенок внимательно следит за действиями партнера и на ходу перестраивает свое поведение в соответствии с ними. Появление указанной особенности ролевой игры свидетельствует о новом взгляде ребенка на мир – восприятие себя в системе взаимодействия с другими людьми. Можно говорить о преодолении эгоцентрической позиции – ограничения анализа наличной ситуации только одной – собственной точкой зрения.
Таким образом, в игровой деятельности старших дошкольников происходит развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы, решаются следующие задачи:
- осознание себя как личности, принятия себя и понимание собственной ценности как человека;
- осознание своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности;
- творческая самореализация.

Литература:
1 Диагностика готовности детей к обучению в школе – анализ поведения./Под ред. В.М .Астапова – Москва,1993.
2. Чувствуем-познаём-размышляем. М.В. Ильина – Москва, 2004.

Составила: Зелевская В.А-педагог-психолог

Добавить комментарий

По требованию российского законодательства, комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.

Волевая готовность к школьному обучению

Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.

Л.С.Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми. В генетическом плане Л.С.Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольников, не только средством общения, но и средством организации поведения.

Л.С.Выготский и С.Л.Рубинштейн считают, что появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника.

В современных научных исследованиях понятие волевого действия трактуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном полагают выбор мотива, приводящего к принятию решения и постановке цели, другие ограничивают волевое действие его исполнительской частью. А.В.Запорожец считает наиболее существенным для психологии воли превращение известных социальных и прежде всего. моральных требований в определенные моральные мотивы и качества личности, определяющей ее поступки.

Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни. Становится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника.

На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что проявляется главным образом, в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им.

Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. У него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника.

Вместе с тем, что хотя в дошкольном возрасте и появляются волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям.

См. также

Источники: http://festival.1september.ru/articles/501788/, http://xn--80ahb4bhfei4g.xn--p1ai/index.php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html, http://azps.ru/articles/kid/kid62.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Картотека коммуникативных игр детей дошкольного возраста

Автор: Каримова Анна Викторовна Организация: НРМДОБУ «Д/с «Ёлочка» Населенный пункт: далее...

Почему родимые пятна ребенка

Родимые пятна у новорожденных Часто далее...

Алтейка таблетки инструкция по применению для детей

АЛТЕЙКА ГАЛИЧФАРМ таблетки (ALTEYKA HALYCHPHARM tablets ) СОСТАВ И далее...

Какие витамины кормлении ребенка

Кормление грудью: простые правила Именно грудное далее...

Популярные статьи

Интересно