Главная » Воспитание дошкольника

Актуальность экологического воспитания дошкольников

Детский сад № 150 г. Краснодар

Актуальность проблемы экологического воспитания в детском саду

Рекомендации специалистов Воспитатель

Актуальность проблемы
экологического воспитания в детском саду


Проблемы экологического воспитания очень остро стоят перед нашим обществом на протяжении нескольких последних десятилетий. Всестороннее развитие детей дошкольного возраста и подготовка их к жизни и обучению в школе является важной частью общей проблемы экологического воспитания в нашей стране.
Познание человеком природы всегда составляло важнейшую основу его умственного развития, формирования мировоззрения. Формирование мышления посредством изучения природы и познания ее законов – проблемы, теснейшим образом связанные между собой. Исследование этих вопросов исключительно актуально для современного этапа развития детей дошкольного возраста, для поиска эффективных путей приобщения их к полноценной жизни, формирования у них элементов материалистического мировоззрения, научно обоснованного взгляда на природу, для становления и развития интеллектуальных и нравственных качеств личности детей.
Приобретение чувственного опыта и познания объектов окружающей действительности начинается с раннего возраста. Формирование представлений о неживой природе целесообразно начинать в дошкольном возрасте как наиболее сенситивном к овладению ими в плане подготовки детей к школе.
Известно, что дошкольники не имеют достаточного самостоятельного житейского опыта ознакомления с живой и неживой природой. Поэтому необходимо разработать специальную систему формирования представлений о неживой природе, о физических свойствах и изменениях физических объектов от внешних воздействий; это приведет к активизации познавательной деятельности дошкольников, развитию их умственной самостоятельности.
На основании этих фактов мною был создан педагогический опыт работы под названием “Явления живой и неживой природы”. Цель работы состоит в выявлении потенциальных возможностей развития и путей формирования представлений о неживой природе у дошкольников в условиях обучения в детском дошкольном учреждении. Задачами данного опыта являются изучение особенности представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста, разработка путей и способов эффективного формирования у дошкольников представлений о неживой природе, о физических свойствах и изменениях объектов, ознакомление детей с приборами метеостанции. В процессе работы я применяла следующие методы: теоретический анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы по теме изучаемого вопроса; изучение программы обучения и воспитания дошкольников; методы педагогического исследования(беседы, наблюдения).
Практическая значимость работы заключается в выявлении роли обучения в формировании представлений о неживой природе; в разработке системы занятий, простых физических опытов, дидактических игр и упражнений с детьми дошкольного возраста, в определении содержания работы по ознакомлению с окружающим.
Ознакомление дошкольников с объектами живой и неживой природы проходит в несколько этапов: беседа, наблюдение, занятие, опыт. Количество этапов можно регулировать в зависимости от поставленной задачи при ознакомлении детей с тем или иным объектом живой и неживой природы.
Дети очень любят экспериментировать, так как им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует возрастным особенностям дошкольника. Метод экспериментирования является ведущим в дошкольном детстве, а впервые три года - практически единственным способом познания мира.
Экспериментирование способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, развитию творческих способностей, формированию трудовых навыков и укреплению здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Коломийцева И.Р.
Воспитатель
МДОУ «Детский сад №150»

Экологическое воспитание в детском саду

Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Поэтому экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.

Целью экологического воспитания является:

  • формирование знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
  • развитие эстетических чувств: любви, уважения, бережного отношения по отношению к миру природы;
  • побуждение в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.

Актуальность экологического воспитания

Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует тех, кто его поливал).

Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.

Формы и методы экологического воспитания

Большое значение в экологическом воспитании личности занимают экскурсии, благодаря которым дети знакомятся с многообразием природного мира и наблюдают за явлениями природы. Экскурсии также важны для накопления знаний об особенностях природы родного края и ориентирования на местности: умение находить взаимосвязи в природе, наблюдать народные приметы, предсказывать последствия деятельности человека, как благоприятной, так и негативной. Во время экскурсии дети учатся взаимодействовать с окружающим миром. Для этого воспитатель уделяет особое внимание тому факту, что человек – лишь гость в мире природы, и поэтому должен следовать заповедям: соблюдать тишину, быть терпеливым и внимательным.

Роль сказки в воспитании дошкольников трудно переоценить, а экологические сказки интересны, прежде всего, новизной сюжета и введением необычных персонажей. Благодаря сказкам детям в доступной форме можно рассказать о сложных явлениях в природе, об отношениях природы и человека и важности человеческого труда. Особое место занимают сказки, придуманные самими детьми.

Одним из основных видов обучения дошкольников являются дидактические игры по экологическому воспитанию. Благодаря игре ребенок учится выделять признаки явлений и предметов, сравнивать их и классифицировать. Дети усваивают новую информацию о природном мире, развивая память и восприятие, рассуждают о жизни животных и растений, развивая мышление и речь. Дидактические игры способствуют применению полученных знаний для совместных игр, совершенствуя в детях навыки коммуникации.

Разумеется, экологическое развитие детей в саду будет особенно эффективным, если оно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье. Поэтому педагоги должны побуждать родителей к созданию благоприятных условий для эколого-развивающей среды в домашних условиях.

← Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook

Стараясь дать своему ребенку любовь, ласку, а также все необходимое, родители нередко сталкиваются с ситуацией, когда ребенок становится непослушным и избалованным. Оставлять ситуацию без контроля нельзя. В нашей статье мы расскажем, как, воспитывая, не избаловать ребенка и что делать, чтобы исправить ситуацию.

2-3 года - тот возраст, когда малышу пора учить одеваться самостоятельно. Обычно этот период совпадает с необходимостью идти в детский сад, где этот навык особо нужен. Но как научить ребенка одеваться и обуваться, особенно, если он этого делать не хочет. В нашей статье мы расскажем, как это сделать.

Каждая ваша ошибка, совершенная в воспитании малыша, станет для него фатальной во взрослой жизни. Поэтому, лучшее, что вы можете сделать это набраться сил, терпения и подарить ребенку всю свою любовь, даруя при этом и возможность самостоятельно развиваться.

Рождение детей-погодок, безусловно, вносит некоторые сложности в жизнь родителей. А некоторые просто пугаются небольшой разницы в возрасте детей. Но опыт других мам и пап подсказывает, что воспитание детей-погодок - не такое сложное дело, главное суметь организовать правильный уход за ними. В нашей статье мы подробнее расскажем об этом.

Создание условий для экологического воспитания детей раннего возраста

Человек и природа Художники, поэты, философы, музыканты разных стран и времен отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Процесс формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста реализуется с помощью различных средств, в том числе и при помощи насыщенной эколого-природной среды детского сада. Важная задача дошкольного образования – помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми наиболее эффективно решается в особым образом созданных условиях. И начинается ее решение в группе раннего возраста.

В Программе ООН по защите окружающей среды или ЮНЕП (UNEP, United Nations Environment Programme) первоочередными задачами экологического воспитания в условиях раннего развития детей провозглашаются:

  • развитие у детей экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
  • формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
  • накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой;
  • формирование адекватных экологических представлений о взаимосвязях в природе;
  • развитие отношения к природе как нашему общему дому, переживание себя как части природы;
  • формирование системы умений и навыков экологически целесообразного поведения, взаимодействия с природой.

В презентации автора представлены основные условия для успешного взаимодействия педагога с детьми раннего возраста в решении задач экологического воспитания, традиционно используемые в практике педагогов детского сада. Материалы будут полезны начинающим педагогам и студентам педагогических колледжей.

Календарь
праздников и памятных дат

Новости

15.09

Новые публикации для воспитателей на нашем сайте

14.09

Программа вебинаров ИД Воспитание дошкольника на сентябрь 2016 года

07.09

Источники: http://ds150-2008.narod.ru/p_213.html, http://womanadvice.ru/ekologicheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu, http://dovosp.ru/articls/educator/substantively_developing_environment/sozdaniye_usloviy_dlya_ekologicheskogo_vospitaniya_detey_rannego_vozrasta/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Сыпь после температуры у ребенка розеола фото

Розеола Хоть розеола фото выглядят далее...

Эритромицин таблетки детям отзывы

Доктор назначил лекарство, и далее...

Ребенок засыпает при кормлении и не наедается

Грудное молоко не может быть недостаточно жирным! далее...

Флемоксин при кашле у ребенка

Флемоксин для детей и далее...

Популярные статьи

Интересно