Главная » Воспитание дошкольника

Механизм нравственного воспитания дошкольников

Педагогика

Тема 1. Общие понятия о морали, этике, нравственности

Понятия мораль , этика , нравственность , их взаимосвязь и различия. Мораль — это традиционная содержательная форма об щественного сознания и отношений между людьми, одобряемая и поддерживаемая групповым, классовым, общенародным обще ственным мнением. Мораль определяется характером обществен ных отношений. Она содержит в себе общепринятые нормы, прави ла, законы, заповеди, табу, запреты, которые с раннего детства внушаются растущему человеку.

Мораль, как и право, представляет собой способ общественного принуждения человека к определенным формам и нормам поведения.

Мораль обеспечивает приспособление ребенка к условиям об щественной жизни, удерживает его в рамках общепринятых норм и правил поведения.

Мораль может быть религиозная (христианская, мусульманская, буддийская), околорелигиозная (фашистская, сионистская, аске тическая и др.), групповая и кастовая (дворянско-аристократическая, сектантская, преступная, богемская и др.).

Нравственность в отличие от морали — это личные интеллек туально-эмоциональные убеждения, вырабатываемые самостоятель но, определяющие направленность личности, духовный облик, образ жизни, поведение человека.

Этика — это учение о нравственности и морали. Различают нор мативную и теоретическую этику.

Социализация и нравственное воспитание. Различие и общность терминологии.

Механизм формирования нравственных качеств: знания, пред ставления о морали + мотив + отношение, чувства + поступки, навыки + поведение. Характеристики компонентов механизма и принципы его функционирования: незаменяемость компонентов, отсутствие компенсаторности, обязательность каждого компонен та, последовательность формирования нравственных качеств ре бенка в зависимости от его возраста.

Обоснование объективности механизма формирования нрав ственных качеств, особенностей их проявления у детей разного дошкольного возраста.

Задачи нравственного воспитания (Ю. К. Бабанский, И. И. Подласый, В. И.Логинова, В. Г. Нечаева). Группы задач нравственного воспитания: а) формирование компонентов механизма нравствен ного воспитания; б) формирование нравственных качеств, пред ставляющих ценность для данного общества в данный историчес кий период (С. А. Козлова). Сравнение подходов к классификации задач нравственного воспитания.

Тема 2. Содержание нравственного воспитания

Исторический аспект. Содержание нравственного воспитания в Спарте и Афинах, в эпоху Возрождения, в дореволюционной России. Детерминанты и противоречия в определении и разработке содержания нравственного воспитания. Цели воспитания, их объек тивный и субъективный характер. Концепции нравственного вос питания. Светское и религиозное воспитание. Общечеловеческий и конкретно-исторический аспекты нравственного воспитания под растающего поколения. Противоречивость термина общечелове ческие ценности , его объективные и субъективные компоненты.

Анализ содержания нравственного воспитания в советских про граммных документах, методической и теоретической литературе (программы 1928, 1932, 1938, 1945, 1953, 1962, 1969, 1984 гг.).

Традиционные блоки в содержании нравственного воспитания дошкольников: коллективизм, гуманизм, патриотизм, трудолюбие.

Современное отношение к выделенным блокам. Воспитание сча стливого ребенка. Счастье и любовь как ведущие принципы в со держании воспитания. Принципы разработки содержания нрав ственного воспитания в начале XXI в. индивидуальное развитие, соотношение индивидуального и коллективного.

Тема 3. Средства и методы нравственного воспитания дошкольников

Группы средств нравственного воспитания:

  • художественные (ху дожественная литература, изобразительное искусство, кино-, мульт фильмы, музыка),
  • социалъно-средовые (события, происходящие в окружении ребенка, обычаи, традиции, субкультура, поступки и оценки взрослых, развивающая среда),
  • деятельностные (разные виды детской деятельности, праздники, развлечения).

Условия, обеспечивающие действенность средств воспитания: соответствие возрасту, эмоциональная насыщенность, адекватность уровню раз вития детских интересов и др. Принципы сочетания средств вос питания: интеграция, изолированность, дифференциация, уме ренность, степень воздействия и др.

Методы нравственного воспитания. Соотношение групп мето дов с механизмом формирования нравственных качеств (методика формирования этических представлений, чувств, нравственных норм, привычек, нравственного поведения), с задачами нравствен ного воспитания, возрастными и индивидуальными особенностя ми детей. Обучение в нравственном воспитании. Роль практических методов в нравственном воспитании. Особое значение словесных методов. Условия оптимального выбора и эффективного примене ния методов воспитания: соответствие методов целям и задачам воспитания, важность применения методов в системе, зависимость выбора методов от конкретных обстоятельств, учет закономерно стей возрастного и индивидуального развития. Деятельность, ее роль в нравственном воспитании: игра, труд, учебная, художественная деятельность. Оптимизация задач нравственного воспитания.

Методика выявления уровня нравственного развития. Педаго гическая диагностика нравственного развития детей и качества вос питания. Диагностические методики, сбор информации и пути об работки получаемых результатов.

Анализ методов и средств нравственного воспитания, разрабо танных в научно-теоретической и методической литературе.

Нравственноеи трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козло вой. — М. Академия, 2002. С. 17-20.

Генезис социальной ориентации как механизма социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста The genesis of social orientation as a mechanism of social and moral behavior children of preschool age Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Зорина Наталья Анатольевна Генезис социальной ориентации как механизма социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста // Вестник ЧГПУ. 2012. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/genezis-sotsialnoy-orientatsii-kak-mehanizma-sotsialno-nravstvennogo-povedeniya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.09).

Зорина Наталья Анатольевна Генезис социальной ориентации как механизма социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста Вестник Челябинского государственного педагогического университета (2012). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/genezis-sotsialnoy-orientatsii-kak-mehanizma-sotsialno-nravstvennogo-povedeniya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.09).

Зорина Наталья Анатольевна (2012). Генезис социальной ориентации как механизма социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста. Вестник Челябинского государственного педагогического университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/genezis-sotsialnoy-orientatsii-kak-mehanizma-sotsialno-nravstvennogo-povedeniya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Зорина Наталья Анатольевна Генезис социальной ориентации как механизма социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста // Вестник ЧГПУ. 2012. №3 С.96-108.

Зорина Наталья Анатольевна Генезис социальной ориентации как механизма социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста Вестник Челябинского государственного педагогического университета (2012).

Зорина Наталья Анатольевна (2012). Генезис социальной ориентации как механизма социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста. Вестник Челябинского государственного педагогического университета

Курсовая работа: Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности:

Из диаграммы мы видим, что почти половина испытуемых (53 %) показала высокое осознание нравственных норм, большая часть испытуемых (33 %) показала среднее осознание нравственных норм и лишь маленький процент испытуемых (7 %) показали низкий и очень низкий уровень осознания нравственных норм. Таким образом, мы можем сказать, что в проверенной нами группе у детей хороший уровень осознания нравственных норм.

Оценка эмоционального отношения к нравственным нормам у дошкольников

Обоснование своих действий

Из диаграммы видно, что большинство протестированных детей (47 %) имеют высокое эмоциональное отношение к нравственным нормам, средняя часть детей (33 %) имеют среднее эмоциональное отношение к нравственным нормам. Низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам показало всего лишь 13 % детей и очень низкое – 7 % испытуемых детей.

Таким образом, мы видим, что у испытуемых детей хорошие показатели эмоционального отношения к нравственным нормам.

Проводя наблюдения за общением дошкольников в учебной и свободной деятельности, мы пришли к выводу, что проведение специальной работы с детьми по нравственному воспитанию способствует повышению общего нравственного воспитания у детей.

В дальнейшем мы планируем провести тест «Социометрия» для выявления взаимоотношения в группе.

Таким образом, рассмотрев вопрос нравственного воспитания дошкольников, мы можем сделать следующие выводы.

Личностно ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики:

- уважение личности ребенка;

- добро и ласка как основное средство воспитания.

Иными словами, личностно ориентированное воспитание - это организация воспитательного процесса на основе:

- глубокого уважения личности ребенка;

- учета особенностей его индивидуального развития;

- отношения к нему как сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса.

Для выяснения влияния нравственного воспитания на ребенка нами была проведена диагностика нравственной сферы детей детского сада № 17 г. Колпашево после определенных занятий с ними по развитию нравственности.

В результате мы увидели, что после проведенных занятий по нравственному воспитанию почти половина испытуемых показала высокое осознание нравственных норм и лишь маленький процент испытуемых (7 %) показали низкий и очень низкий уровень осознания нравственных норм. Хотя до проведения специальных занятий по нравственному воспитанию детей у них эти показатели были совсем другими: около 30 % детей показывало низкий и очень низкий уровень осознания нравственных норм.

Также нами было обследована оценка эмоционального отношения к нравственным нормам у дошкольников. В результате диагностики мы увидели, что после занятий по нравственному воспитанию большинство протестированных детей (47 %) имеют высокое эмоциональное отношение к нравственным нормам, средняя часть детей (33 %) имеют среднее эмоциональное отношение к нравственным нормам. Низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам показало всего лишь 13 % детей и очень низкое – 7 % испытуемых детей.

Таким образом, мы видим, что у испытуемых детей после специальных занятий по нравственному воспитанию хорошие показатели эмоционального отношения к нравственным нормам. Хотя до специальных занятий по нравственному развитию у данной группы детей показатели были намного ниже, чем после занятий. Так, около 30 % детей имело низкое и очень низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам.

Таким образом, мы видим, что в каждом детском саду должны проводиться специальные занятия или мероприятия направленные на развитие нравственных норм у детей. Заложенные в детстве эти нормы сохраняются у них на всю оставшуюся жизнь. Воспитание нравственной личности необходимо начинать не со школьной скамьи, когда у детей многие понятия и нормы являются уже сформированными и с трудом поддаются изменению, а с детского сада, когда детская психика наиболее восприимчива к развитию разного рода.

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб. 1994.

2. Агапова И. Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М. 2002.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. 1968.

4. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М. 1968.

5. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольный возраст). - М. 1969.

6. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой. – М. 1984.

7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М. 1973.

8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М. 1956.

9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М. 1960.

10. Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М. 1984.

11. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. - М. 1959.

12. Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. – Л. 1991.

13. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М. 1987.

14. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М. 1973.

15. Дольто Ф. На стороне ребенка. – СПб. 1997.

16. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М. 1960.

17. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.

18. Изучение развития и поведения детей / Под ред. Л.П. Липпситт, Ч.К. Спайкер. – М. 1966.

19. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1971.

20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М. 1972.

21. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Жан Пиаже. Избранные психологические труды. - М. 1979.

22. Поддьяков Н.Н. и др. Умственное воспитание дошкольника. - М. 1972.

23. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М. 1980.

24. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. - М. 1974.

25. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред А.В. Запорожца и Я.3. Неверович. - М. 1965.

26. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова. - М. 1989.

27. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. — СПб. 2001.

28. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. - М. 1990.

29. Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). - М. 1980.

[1] См. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. 1968. – С. 46 – 48.

[2] См. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой. – М. 1984. – С. 124 – 128.

[3] См. Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М. 1984. – С. 76.

[4] См. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М. 1972. С. 56 – 57.

[5] См. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995. С. 38 – 40.

[6] См. Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М. 1984. – С. 59.

[7] Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). М. 1980. С. 24 – 26.

Источники: http://www.ckofr.com/pedagogika/314-aktualnye-problemy-nravstvennogo-vospitaniya-doshkolnikov, http://cyberleninka.ru/article/n/genezis-sotsialnoy-orientatsii-kak-mehanizma-sotsialno-nravstvennogo-povedeniya-detey-doshkolnogo-vozrasta, http://domashke.net/referati/referaty-po-pedagogike/kursovaya-rabota-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov-v-sisteme-vsestoronnego-razvitiya-lichnosti

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Аллергия на супракс у ребенка

Аллергия на супракс: чего можно ожидать Первой помощью при появлении далее...

Кормить ребенка поносе 3

Чем кормить ребенка далее...

Рост зубов у детей таблица

Таблица сроков прорезывания молочных зубов у детей Начальные далее...

Защита прав интересов детей оставшихся без

Защита прав и интересов детей, далее...

Популярные статьи

Интересно