Главная » Воспитание дошкольника

Народные игра физическом воспитании дошкольников

Статья по теме:
Статья. Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.

Предварительный просмотр:

Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны: игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Русские народные подвижные игры - это наше богатство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Особенно популярны были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом.

Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.

А. П. Усова, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей.

Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.

Прогрессивные русские ученые, педагоги, психологи, врачи, гигиенисты (Е. А. Покровский, П. Ф. Лесгафт, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. С. Выгодский, В. В. Гриневский, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, В. Г. Яковлев, Р. И. Жуковская и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей

разностороннее влияние на формирование его личности. Разработкой содержания и методики подвижных игр, изучением их роли в физическом воспитании детей разного возраста занимались и продолжают заниматься ученые и практики. Они вносят большой вклад также в отбор и описание игр народов. Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью физического, художественного, интернационального воспитания. Участвуя в них, дети знакомятся с обычаями, своеобразием быта, языка людей различных национальностей. Подвижные игры положительно влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновательного настроя, возможности самовыражения.

Эффективность учебно-воспитательного процесса в детском саду во многом зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной работы. Особенно важно рационально чередовать учебную деятельность детей с активным отдыхом. Для развития основных физкультурных навыков были проведены физкультурные праздники.

В программу физкультурного досуга были включены соревнования по народным подвижным и спортивным играм (по упрощенным правилам, комбинированные и комические эстафеты, аттракционы. Также было предусмотрено домашнее задание в придумывании приветствия соперникам, номера художественной самодеятельности, конкурс капитанов.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников

Консультация для родителей поможет осознать им важность воспитания у детей активности, сноровки, инициативы с пощью русских народных подвижных игр.

Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольника (консультация для родителей).

Консультация для родителей в ДОУ по физической культуре Русские на родные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников .

Консультация для родителей и воспитателей 1ёт ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Данную консультацию можно использовать как для родителей, так и для воспитателей в детском саду.

Статья о народной игре, которая является средством познания сущности человеческих отношений, построенных на гуманном отношении к человеку, уважительному отношению к людям старшего, почтенн.

Статья Использование народных подвижных игр в физическом развитии дошкольников при реализации национально-регионального компонента

В статье раскрыты основные функции ДОУ по реализации национально-регионального компонента, задачи, решаемые педагогами при включении нацонально-регионального компонента в учебно-воспитательное и корре.

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА. .

Использование народной подвижной игры в физическом воспитании дошкольника

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популяр.

«Народные и подвижные игры в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Раздел I. Теоретико-методические основы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста средством народных подвижных игр

1.1. Народные игры и забавы в формирование физической закалки детей | 6

1.2. Психофизиологическая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста. | 13

1.3. Классификация игрового материала | 18

Раздел II. Организационно-методические основы использования народных подвижных игр.

2.1. Организация и методика проведения народных подвижных игр. | 22

2.2. Систематизация подвижных и народных игр в соответствии с основным разделам учебной программы «Малютка» | 24

Раздел III. Диагностика влияния народного и подвижного материала на физическое воспитание детей

3.1. Эффективность использования народного и подвижного игрового материала в воспитании старших дошкольников | 32

3.2. Методические рекомендации по использованию народных и подвижных игр в системе физического воспитания детей | 37

Список литературы | 48

Актуальность исследования. Процесс становления образования и воспитания в Украине создают условия сохранения и развития национальной культуры, в частности, внедрение и применение украинского национальных подвижных игр в системе физического воспитания младших школьников. Являясь важным средством достижения и передачи социального опыта, народные игры должны войти сегодня во все сферы воспитательной работы, эмоционально обогащая личность, вызывая потребность в творческой деятельности и повышения физической работоспособности.

Творцом национальных подвижных игр является сам народ. Он всегда выступает воспитателем молодого поколения, а воспитание при этом на-бывает народного характера (Сковорода, К.Д.Ушинский). Поэтому нацио-нальные подвижные игры каждого народа своеобразные, неповторимые и уникальные. Эти игры отражают мировоззрение народа, его морально-этические и эстетические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения.

На необходимость использования игр в воспитании издавна обращали внимание выдающиеся ученые и педагоги - Дени Дидро, Ян Амос Коменский, Вильгельм Август Лай, Мишель Монтень, К.Д.Ушинский.

Об отдельных аспектах использования украинских национальных подвижных игр в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста говорится в трудах Л. Бондаренко, В.Верховинця, Е.Вильчковського, О.Воропая, В.Скуратовского, А.П.Усовои, А. Ю.Лницькои и др.

Научные исследования в области педагогики и психологии обнаружили наиболее сильное желание у ребенка - это желание игровой деятельности (Л.С.Вигот-ский, И.А.Аршавський, Д.Б. Эльконин). Ребенок двигается во время игры, она вкладывает в нее свою энергию, проявляет творчество и настойчивость. Национальные подвижные игры создают лучшие условия для формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, способствующих развитию телесных и духовных сил, воспитывают положительные черты характера.

В Украине защищены несколько диссертаций о применении украинского национальных подвижных игр в. системе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Г.В.Воробей (1997)-исследовала влияние народных игр на закалку, как диалектическое единство физической выносливости и духовной стойкости младших школьников разных этнографических групп Прикарпатского края; А.Я.Вольчинський (1998)-систематизировал украинские народные игры по признаку их преобладающего влияния на здоровье и двигательную подготовленность детей 5-6 лет; В.Левкив (1998) - обобщил сведения о особенности средств украинской национальной физической культуры в различных сферах жизнедеятельности детей и исследовал интенсивность нагрузки этих средств по показателям ЧСС (частота сердечных сокращений) у младших школьников.

Однако анализ публикаций свидетельствует о том, что не разработана методика проведения уроков с использованием национальных подвижных игр по народному календарю в начальной школе, недостаточно обоснованы и уточнены особенности методики украинских национальных подвижных игр по характеру двигательной деятельности с применением их на уроках физической культуры в соответствии с учебными программами общеобразовательной школы, а также не выяснено влияние этих игр на развитие физических качеств детей младшего школьного возраста.

Таким образом, большое социальное и педагогическое значение проблемы применения украинского национальных подвижных игр в физическом воспитании дошкольников и недостаточное ее научное обоснование и обусловили выбор темы дипломного исследования.

Предмет исследования - народные подвижные игры в физическом воспитании старших дошкольников.

Объект исследования - влияние народных подвижных игр на физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования - теоретически обосновать экспериментально апробировать эффективность использования подвижных игр в системе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Разработать соответствующие темы литературные источники.

Провести классификацию народного игрового материала.

Отобрать народные подвижные игры адекватные основным разделам действующей учебной программы «Малютка»

Разработать и апробировать методику внедрения народных подвижных игр в учебно-воспитательный процесс дошкольного образования.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогический эксперимент, который предусматривал комплексное использование методов наблюдения, беседы, интервью, тестирование, анализ результатов исследования, методов математической статистики.

Теоретико-методические основы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами народных подвижных игр

1.1. Народные игры и забавы в формирование физической закалки детей

У всех народов мира детским играм и забавам отводилось в педагогике по-честное место, их считают ценным над-Банна народа, элементом национальной культуры, оздоравливает быт детей, разнообразит досуг, обогащает его содержание.

На большие воспитательные возможности игр и забав в формировании тела и духа обра-тали внимание представители философськихи психолого-педагогических школ. Теоретические положения, разработанные в трудах философов мира (Ж.-Ж. Руссо, Сковороды), психологов (А. Выготского, Г. Костюка, Д. Эльконина), педагогов прошлого (И. Боберского, В. Верховинца, А. Осечинського. А. Суховерский, Т. и П. Франко, К. Трилевского, К. Ушинского) и современников (А. Вацеба
Л. Цьось), свидетельствуют о значительном влиянии их на воспитание физического здоровья и духовно стойкой личности ребенка на всех этапах ее онтогенеза [3, 16, 19].

Особенно актуальна идея воспитанные-ния детей через единство духовных и физических качеств, образующих интегрированное понятие закалка , которое является ре-зультатом значительных телесно-духовных испытаний человека. О нем вые-дуемось из трудов известных украинских педагогов прошлого. Так, Е. Жарский замечал: На каждом из нас лежит обязанность, чтобы заботиться о форми-рования закалки нашей молодежи. Как каждый те-перь понимает, что, не умея читать, писать и считать, нельзя в мире ничего добиться, так без закалки, без сильного духа и тела нация лучшего завтра не добьется [9]. При этом физическое рассматривался не только как физическое тело человека, а вообще сред-бы, что с их помощью имеет ви-воритися в здравом духе - закалка.

Такие подходы к его формированию побуждают нас глубже определить сущность понятия и изучить возможности использования в школьном курсе Физическая культура .

Гарт - это «устойчивость, выносливость, приобретенные в борьбе с трудностями или в процессе тренировок».

Рассмотрим толкования базовых для закалки понятий - устойчивости и

«Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека. Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики».

Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.

По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.

Подвижные игры, прежде всего, средство физического воспитания. Они дают возможность развивать и совершенствовать движения, упражняется в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, ползании, метании, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма.

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.

Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов.

Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Методика проведения подвижных игр нашла свое отражение в работах ученых: Е.А.Аркина, В.В.Гориневского, Н.А. Метлова, А.В.Кенеман, М.М.Конторович, Л.И.Михайловой, Т.И.Осоки-ной, Е. А. Тимофеевой и др

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры. для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Содержание игры Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.

Содержание подвижной игры определяется движениями, которые входят в её состав - бег, прыжки и т.д. и включает сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия.

Содержание исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к поколению.

Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в современных спортивных играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.

Правила — обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности и инициатива играющих в рамках правил игры.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. В играх могут встречаться короткие перебежки с внезапными изменениями направления и задержками движения; различные метания на дальность и в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия, требующие умения применять разнообразные движения, приобретенные в процессе специальной физической подготовки, и др. Все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях.

КЛАССИФИКАЦИИ ПОДВИЖНЫХ ИГР

К ЭЛЕМЕНТАРНЫМ ИГРАМ относятся

  • Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Это игры преимущественно коллективные. К сюжетным относятся в т.ч. народные хороводные игры (с пением и речитативом): «Бояре», «Камушек», Терера , Золотые ворота , «Коза», «А мы просо сеяли», «Ручеек» и народные игры без пения: «Кот и мыши», «Колечко» и т.д.
  • Бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению игровой цели. К ним относятся:

- игры типа перебежек и ловишек (не имеют сюжета, образов, но имеют правила, роль, игровые действия): Краски , Пятнашки

- игры с элементами соревнования (индивидуального и группового): «Жмурки», Третий лишний , Пустое место

- игры-эстафеты (проводятся с разделением на команды, каждый играющий стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды)

- игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, мячи) требуют определенных условий, правила в них направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий и элемент соревнования)

- игры-аттракционы - в них двигательные задания выполняются в необычных условиях, часто включают элемент соревнования, эстафеты: «Бег со связанными ногами вдвоем», «Болото», «Рыбки», «Сматываем веревочку»

К СЛОЖНЫМ относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол и т.д.), которые требуют собранности, организованности, наблюдательности, развития техники движений, быстроты реакции. В зависимости от возраста детей они могут играть и по упрощенным правилам (в т.ч. в разновозрастных группах).

По степени нагрузки подвижные игры разделяются на

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/20/statya-russkie-narodnye-podvizhnye-igry-v-fizicheskom-vospitanii, http://myreferat.net/referats/154/6284, http://modpk7.narod.ru/index/0-5

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

У ребенка постоянно увеличены лимфоузлы

Увеличенные лимфоузлы у ребенка Лимфатические узлы как часть иммунной далее...

Кашель у 10 месячного ребенка чем лечить

Вылечить насморк у младенца Все мы далее...

Эритромицин таблетки детям отзывы

Доктор назначил лекарство, и далее...

Амоксициллин инструкция по применению таблетки детям отзывы

Амоксициллин Возможно применение амоксициллина при беременности в том случае, далее...

Популярные статьи

Интересно