Главная » Воспитание дошкольника

Педагогика экологическое воспитание дошкольников

Экологическое воспитание как актуальное направление дошкольной педагогики

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и окружающим людям (“Концепция дошкольного воспитания”). Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним

Становление экологического воспитания личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:

1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.

2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе.4 при этом деятельность детей должна иметь природоохранный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.

3. Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе – гуманное, познавательное, эстетическое – теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей.

Экологическую культуру детей дошкольного возраста можно рассматривать как специфическую “субкультуру” определенной социальной группы. Объем знаний экологической культуры, соответствующий дошкольному возрасту, ребенок получает через средства массовой информации, в детском саду и семье, влияние которой сказывается на формировании начал экокультуры ребенка. Определяется отношением ее членов к окружающей природе и их общей культурой: роль же детского сада, в этой связи, определяется не только условиями воспитания, но и личностными, профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем всего педагогического коллектива.

Структурные компоненты экологической культуры (экологические знания и умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение) тесно связаны между собой и составляют единую систему. Осью индивидуальной экологической культуры целесообразно считать экосознание, формирующееся в процессе деятельности ребенка и которое повышается, если стимулировать его интерес к природе вообще, и любви к природе родного края, в частности побуждать чувства, вызывать сопереживание; важно, чтобы ребенок сам мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме.

Для дошкольника характерны следующие элементы экологического сознания: во-первых, потребность в общении с природой, которая является отправной точкой формирования экологической культуры ребенка, как правило, не отделяющего себя от природы, воспринимая себя частью этой природы; во-вторых, эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности; важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры.

Показателем сформированности экологической культуры дошкольника является его экологическая воспитанность, которая выражается:

– в усвоении норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация их значительной части в привычки;
– в наличии потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;
– в потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживании им, проявлении доброты, чуткости, милосердия к людям. Природе, бережное отношение ко всему окружающему;
– в проявлении эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
– в проявлении инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного ее формирования ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь.

Возникла ошибка при обработке запроса

Экологическое воспитание дошкольников

Подобные документы

Экологическое воспитание как одно из направлений воспитательно-образовательной деятельности ДОУ. Значение для всестороннего развития личности дошкольника. Проблема изучения значимости природоведческих знаний. Роль природы в экологическом воспитании.

контрольная работа, добавлен 07.06

Экологическое мышление — характеристика личностных качеств, входящих в формирование экологической культуры человека. Природа, как педагогический аспект воспитания детей. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни. Интегрированные занятия.

курсовая работа, добавлен 16.01

Основы педагогического метода экологического воспитания дошкольников. Экологизация видов деятельности ребенка. Роль наблюдения, моделирования, игровой деятельности как методов познания природы. Планирование совместной деятельности воспитателя и детей.

курсовая работа, добавлен 10.01

Понятия экологического воспитания , обрядов и традиций . Изучение белорусских народных обрядов и праздников, их влияние на экологическое воспитание дошкольников. Разработка комплекса мероприятий для занятий и жизни по экологическому воспитанию.

курсовая работа, добавлен 30.06

Определение роли экологического воспитания в современной системе дошкольного образования. Изучение особенностей формирования первичных представлений об экологических связях в природе у дошкольников. Познавательный потенциал экологического образования.

курсовая работа, добавлен 08.01

Раскрытие содержания экологической культуры как уровня восприятия людьми природы и окружающего мира. Основные подходы к преодолению экологического кризиса. Цели и сущность экологического воспитания школьников. Значение воспитания экологической культуры.

контрольная работа, добавлен 01.12

Цель и задачи воспитания экологической культуры. Методы и формы экологического воспитания. Обоснование возможности воспитания экологического отношения к природе через ознакомление с окружающим миром. Практический опыт использования экологической тропы .

курсовая работа, добавлен 09.11

Основы взаимодействия с природой ребенка, при помощи взрослых. Занятия как основная форма организации экологического воспитания в дошкольных учреждениях. Обеспечение знакомства дошкольников с природой. Навыки обобщенного восприятия окружающей среды.

лекция, добавлен 16.01

Роль воспитателя в формировании знаний детей о сезонных явлениях в природе. Требования программы Біз мектепке барамыз . Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой. Применение дидактических игр в образовательном процессе.

курсовая работа, добавлен 14.06

Теоретические основы содержания экологического воспитания дошкольников: понятие, задачи, структурные компоненты. Особенности дидактической игры в процессе формирования экологической культуры подрастающего ребенка. Примерный перечень дидактических игр.

контрольная работа, добавлен 15.01

Психолого-педагогические основы экологического воспитания. Формы и методы ознакомления дошкольников с природой. Значение наблюдений на прогулке. Роль дидактических игр и художественной литературы в воспитании у детей интереса и любви к окружающему миру.

курсовая работа, добавлен 21.12

Отбор содержания экологического образования дошкольников. Стороны экологического воспитания: сознание и поведение. Развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Программа по экологическому воспитанию детей.

контрольная работа, добавлен 09.04

Характеристика теоретических и методических аспектов исследования. Экологическое воспитание как актуальное направление дошкольной педагогики. Моделирование как средство формирования экологической культуры дошкольников. Проведение и анализ эксперимента.

курсовая работа, добавлен 17.03

Сущность и задачи трудового воспитания дошкольников. Анализ состояния работы дошкольных учреждений по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых. Роль трудового воспитания во всестороннем развитии ребёнка дошкольного возраста.

реферат, добавлен 28.09

Сущность игры как ведущего вида деятельности дошкольников. Аспекты воспитательно-образовательной работы с детьми по знакомству с природой в дидактической игре. Роль видов игровых обучающих ситуаций в системе экологического дошкольного образования.

реферат, добавлен 09.12

Понятие и роль экологического воспитания дошкольников. Методика совершенствования работы по воспитанию дошкольников средствами природы. Модальность субъективного отношения к природе у дошкольников, особенности мышления, свойственного данному возрасту.

контрольная работа, добавлен 17.03

Сущность, содержание и концепция экологического воспитания дошкольников. Методы и формы реализации экологического воспитания. Опытно-экспериментальная работа с дошкольниками. Констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента.

курсовая работа, добавлен 03.02

Средства эстетического воспитания дошкольников. Сущность экологического воспитания. Цели и задачи воспитания у дошкольников экологической культуры. Особенности воспитания любви к природе в различные времена года и роль художественной литературы.

курсовая работа, добавлен 31.05

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - экологическое воспитание подрастающего поколения. Формирование первооснов экологического мышления, элементов экологической культуры. Методы экологического воспитания детей в дошкольном учреждении.

статья, добавлен 12.01

Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема. Роль школы в системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам. Технология экологического воспитания младших школьников.

курсовая работа, добавлен 21.02

Экологическое воспитание это:

Смотреть что такое Экологическое воспитание в других словарях:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов. В СССР экологическое воспитание одна из составных … Экологический словарь

экологическое воспитание — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN ecological [environmental] education … Справочник технического переводчика

экологическое воспитание — ekologinis auklėjimas statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Šviečiamoji veikla, apimanti aplinkos apsaugos nuostatų diegimą, žinių teikimą, įgūdžių lavinimą, aplinkai nepavojingo gyvenimo būdo propagavimą. atitikmenys: angl. … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas

-Экологическое воспитание — целенаправленное развитие человека, включающее формирование его экологической культуры, восприятие не только общественных, но и экологических норм и ценностей; Э.в. осуществляется через экологическое образование, а также семью, государственные и … Экологическое право России: словарь юридических терминов

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленная систематическая педагогическая деятельность, направленная на: развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких … Профессиональное образование. Словарь

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИ — Е деятельность по формированию экологической культуры, бережного отношения к окружающей природной среде и обеспечению экологических знаний (проект федерального закона О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР Об охране окружающей природной … Экологический словарь

Экологическое воспитание и образование — деятельность по формированию экологической культуры, бережного отношения к окружающей природной среде и обеспечению экологических знаний ( проект федерального закона О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР Об охране окружающей природной … Экологический словарь

Воспитание — – целенаправленный и организованный процесс формирования личности; целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

экологическое образование — Просвещение и воспитание населения в духе бережного отношения к природе … Словарь по географии

Воспитание — Содержание 1 Общие механизмы научения и воспитания 1.1 Млекопитающие … Википедия

Книги

  • Экологическое воспитание дошкольников. Лопатина А. Сказки, стихи, вопросы, игры и творческие задания Внимание! На данный товар не распространяются ни оптовые, ни накопительные скидки. Эта книга будет изготовлена всоответствии с Вашим Подробнее Купить за 290 руб
  • Экологическое воспитание в начальной школе. Лободина Н.В. Как научить детей понимать природу и правильно взаимодействовать с ней? Как помочь взрослым психологически подготовить ребенка к сбережению природных ценностей всегда и везде? Какими путями Подробнее Купить за 80 руб
  • Экологическое воспитание в начальной школе. Как научить детей понимать природу и правильно взаимодействовать с ней? Как помочь взрослым психологически подготовить ребенка к сбережению природных ценностей всегда и везде? Какими путями Подробнее Купить за 80 руб
Другие книги по запросу Экологическое воспитание

Источники: http://festival.1september.ru/articles/590198/, http://allbest.ru/o-3c0b65635b3ac68b5d43a88521216d37.html, http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/31759

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Вязание реглана сверху для детей

Реглан сверху: безупречно и профессионально Наверняка вы знаете про далее...

Мраморная кожа у ребенка причины

Особый ребенок → Мраморность далее...

Кожа на ладонях дряблая у ребенка

Поражает ли ветрянка ладони и далее...

Игры для развития детей

Развиваем внимание и память Игры на развитие далее...

Популярные статьи

Интересно