Главная » Воспитание дошкольника

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников

Опубликовано в рубрике Конспекты НОД

Автор: Суркова Ольга Константиновна, старший воспитатель МБДОУ детский сад №13 комбинированного вида Демского района, г.о. Уфа, Республики Башкортостан

На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности.В дошкольном возрастеоно выражается в развитии таких качеств, как сострадание, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.

В этой связи работа педагогов нашего детского сада направлена на решение комплекса задач:

– воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

– расширение представлений о городах России;

– знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);

– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в нашем детском саду стал метод проектов. Уже на протяжении трех лет педагоги МБДОУ детский сад №13 реализуют проекты, направленные на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Для реализации задач по патриотическому воспитанию в нашем детском саду были реализованы следующие проекты.

Проект «Защитники Отечества» - воспитанники познакомились с историей, культурой, традициями нашей армии, воспитывали патриотические чувства относительно своей Родины, приобщались к духовным и историческим ценностям своего народа.

Проект «Живая память» - цель проекта состояла в воспитании патриотических чувств у старших дошкольников на основе изучения истории своей семьи и своей страны, формировании у детей осознанного отношения к празднику Победы, как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне.

Проект «Моё имя» - этот проект позволил познакомить детей с тайной имени, формировать представление о себе как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других, познакомил с правом ребенка на «имя».

Проект «Мой любимый город» - длительный познавательный проект в ходе реализации которого воспитанникам была представлена карта нашего города, района, где обозначены ближайшие улицы, познакомились с историей возникновения и развития нашего города.

Под проектом понимается – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и Подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, педагоги уделяют внимание и продумывают организацию среды в ДОУ, таким образом, чтобы она являлась фоном к эвристической и поисковой деятельности, развивала у дошкольника любознательность.

В проектах участвуют дети средней, старшей и подготовительной к школе групп. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от их возрастных особенностей. Дети среднего дошкольного возраста, естественно, выполняют меньший объем работы, используют самые простые методы наблюдений, обобщают результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными. Но педагоги ДОУ в основном используют метод проектов с детьми старшего дошкольного возраста. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательность ю, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Проект позволяет интегрировать сведения из различных областей знаний для решения одной проблемы и успешно применять их на практике, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-по исковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Требование к проекту:

Наличие проблемы – исследовательско й, информационной, практической.

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами с проектирования самого проекта, в частности вида продукта и формы презентации.

Каждый проект обязательно требует исследовательско й работы. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации.

Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

Подготовленный продукт должен быть представлен презентацией.

Таким образом, проект – это “Пять П”

Проблема – Проектирование – поиск информации – продукт – презентация.

Шестое “П” проекта – его портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы.

Проект – это метод обучения. Он ориентирован на достижение целей самими детьми, и поэтому он уникален, т.к. формирует большое количество умение и навыков.

Обычно проект состоит из трех основных этапов:

1-й - подготовительный. постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.

2-й - собственно исследовательски й: поиск ответов на поставленные вопросы.

3-й - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту приглашаются гости, родители, малыши. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрирова ть вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Работа по реализации проектов дала положительные результаты. Проектная деятельность дала возможность детям еще больше проявлять себя как личность, чувствовать себя значимым звеном в цепи «семья - род - народ». Работа над разработкой и реализацией проектов продолжается и сегодня.

Виноградова Н.А. Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

Статьи из журналов «Дошкольное воспитание».

Интернет-конференция

Каталог файлов

Татьяна Анатольевна Лебединская,
заместитель заведующего,
Ирина Петровна Родыгина,
воспитатель
МДОУ №181 г. Кирова


Для личностного развития каждого ребенка огромное значение имеет приобщение к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Без уважения к истории и культуре своего Отечества невозможно воспитать полноценно развитую личность.

Значительные изменения, произошедшие в политической жизни нашей страны в конце ХХ века отразились на всех сферах жизни общества, в том числе и на системе воспитания. Приоритеты гражданственности и патриотизма социалистического общества утратили свое основное значение и интерес к патриотическому воспитанию в эти годы снизился. В современных условиях продолжающихся кризисных явлений произошёл резкий спад и в семейном воспитании подрастающего поколения. Особую тревогу вызывает одно из ключевых направлений семейного воспитания, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности ребенка как патриота России, способного отстаивать её интересы. В сложившихся условиях значительно возрастает роль образовательных учреждений, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление личности ребенка, его подготовка к самостоятельной жизни.

В связи с этим в современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В настоящее время патриотизм рассматривается как важнейшая ценность, интегрирующая социальный и духовно-нравственный компонент.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство.
Именно поэтому в нашем дошкольном учреждении одним из направлений работы в 2009-2010 уч. г. стала задача патриотического воспитания: совершенствование системы методических приемов и содержания работы педагогов с детьми в области воспитания патриотических чувств, формирования основ национального самосознания и любви к Отечеству.

Основы гражданственности и патриотизма в дошкольном возрасте возможно сформировать лишь при условии целенаправленной и систематичной работы, основанной на принципе сотрудничества детей и взрослых. Для реализации поставленной задачи мы обратились к проектной деятельности. Технология проектирования является уникальным средством, позволяющим реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Проект в педагогике понимается как конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели. В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов детей, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать процесс и результат своей деятельности.

Проанализировав основные задачи воспитания старшего дошкольного возраста, мы разработали проект «Моя малая родина (Хлынов, вятка, Киров)» в старшей группе и определили основные цели проекта:
- формирование духовно-нравственного отношения к своему родному городу, чувства сопричастности к природе родного края, культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
- развитие познавательного интереса к социокультурной среде города Кирова, Кировской области.

В содержание проекта были включены основные темы:
- родной микрорайон города (место расположения детского сада);
- прошлое и настоящее города (история, знакомство с геральдикой);
- промышленность и архитектура города;
- памятные места, достопримечательности и места отдыха горожан;
- вятские народные промыслы;
- выдающиеся люди земли Вятской;
- земляки-герои Великой Отечественной Войны;
- природа Вятского края.

Осуществление проекта строится на основе реализации принципа единства деятельности детей и педагогов, сотрудничества со специалистами ДОУ и семьями воспитанников. Проект охватывает различные виды деятельности детей старшего дошкольного возраста. Познавательно-речевая деятельность включает экскурсии, целевые прогулки, рассказы, беседы, занятия по темам, включенным в содержание проекта; чтение произведений народного творчества и произведений писателей-земляков. В разделе изобразительного искусства проводятся беседы о народных промыслах Вятки, беседы о творчестве художников Васнецовых с рассматриванием репродукций, экскурсии в музеи. Полученные знания дети реализуют в продуктивной деятельности: декоративное рисование, рисование «Дом, в котором мы живем», «Моя улица», «Любимые места города», конструирование «Мост через реку Вятка», «Храм», коллективная работа «Панорама города» и др. Игровая деятельность включает дидактические игры и сюжетно-ролевые игры детей. На музыкальных занятиях дети прослушивают и разучивают песни о родном городе. Было проведено развлечение «Вятские-хватские». Ко Дню Победы был организован праздник, на который пригласили ветеранов и детей военных лет.

Работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями. Было проведено родительское собрание «Маленькие патриоты» и анкетирование родителей, позволившее выявить проблемы, и наметить пути работы с родителями в области патриотического воспитания.
Вместе с родителями дети посетили музеи, театры, достопримечательности города. В семье дети выполняли совместные художественно-творческие работы, подбирали иллюстрации, фотографии и художественные произведения по теме проекта. При поддержке родителей в группе была организована выставка «Сувениры города». Промежуточным итогом проекта стало совместное оформление альбома «Мой родной город».

К концу учебного года запас знаний детей о родном городе значительно увеличился, вырос интерес к природным и культурным ценностям родного края. Одним из значительных достижений мы считаем возникновение у родителей потребности в увеличении собственного запаса знаний о родном городе.

Разработанный в детском саду проект для детей старшего дошкольного возраста до конца не реализован и в настоящее время имеет лишь промежуточный результат. Проектная деятельность с детьми в области патриотического воспитания будет продолжена в подготовительной группе, что даст возможность закрепить и расширить полученные знания, объединить усилия семьи и детского сада для формирования духовно-нравственных качеств личности.

  1. Государственная программа. - Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2002 годы. - Российская газета. 2001.
  2. Жакиков А.Д. Растите детей патриотами. - М. Просвещение 1980.
  3. Жуковская Р.И. Родной край. – М. Просвещение, 1990.
  4. Зукау Е.Ф. Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников. Педагогика ДОУ. № 1, 2009.
  5. Подрезова Т.И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание. - М. Айрис-пресс, 2008.

Всероссийский конкурс «Я – Россиянин. Формирование единой гражданской идентичности в дошкольном возрасте с учетом различных национально-культурных традиций»

20 Июня 2016 - 15 Января 2017

Всероссийский конкурс на лучшую организацию системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников «Я – Россиянин. Формирование единой гражданской идентичности в дошкольном возрасте с учетом различных национально-культурных традиций».

Конкурс проводится журналом «Современное дошкольное образование» при участии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (психологический и исторический факультеты), Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования и Московской педагогической академии дошкольного образования при поддержке Общественной палаты РФ.

  • Патриотическое воспитание в группе детского сада.
  • Система патриотического воспитания в образовательной организации.

Международный конкурс «Проектная деятельность в детском саду – 2015»

22 Июня 2015 - 15 Декабря 2015

Международный конкурс «Проектная деятельность в детском саду – 2015».

Награждение победителей и лауреатов Конкурса состоялось на V Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» 14 мая 2016 года в Москве. Тем, кто не смог принять участие в церемонии награждения, почетные грамоты и призы будут высланы по почте.

IV Международный конкурс «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном образовании – 2014»

05 Марта 2014 - 15 Октября 2014

IV международный конкурс «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном образовании – 2014».

Источники: http://vospitateljam.ru/patrioticheskoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta-cherez-proektnuyu-deyatelnost/, http://conf.cpkro.kirov.ru/load/razvitie_lichnosti_uchashhikhsja_i_vospitannikov/razvitie_lichnosti_uchashhikhsja_i_vospitannikov_v_uslovijakh_sovremennogo_obrazovanija/proektnaja_dejatelnost_kak_sredstvo_patrioticheskogo_vospitanija_detej_doshkolnogo_vozrasta/11-1-0-170, http://sdo-journal.ru/konkurs.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Развивающие мультики про пожарную машину для детей

Мультики про машинки.Конструктор: собираем пожарную машину.Развивающие мультфильмы для далее...

Энцефабол в таблетках для детей

Энцефабол ® (Encephabol ® далее...

Противогрибковые мази для кожи для детей

Для местного применения выпускают противогрибковые мази, далее...

Личность ребенка и сми

Папа Римский и митрополит далее...

Популярные статьи

Интересно