Главная » Воспитание дошкольника

Самостоятельность трудовом воспитании дошкольников

Трудовое воспитание дошкольников

Труд делает человека человеком. Люди отличаются от животных тем, что они обучаются труду для социализации условий жизни, делая её более привлекательной.

Трудовые навыки даются человеку не с рождения, а передаются от старшего поколения дошкольникам. Каждый вид трудовой деятельности имеет свои цели и задачи.

Трудовое воспитание в детском саду приучает детей к гигиене и во время занятий закладываются первые навыки, способствующие в дальнейшем выбору профессии.

Трудовая деятельность и ее виды. является общественной и учит детей коллективным взаимоотношениям, общительности и слаженности действий, как со сверстниками, так и с взрослыми, и в детском саду, и в семье. У дошкольников зарождаются чувства гордости и ответственности при решении поставленных задач.

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется как в семье, так и в детском саду и связано не только с физическим, но и нравственным развитием детей, так же труд благотворно влияет и на состояние здоровья ребёнка, способствует его укреплению.

В процессе трудового воспитания старших дошкольников в детском саду, постепенно вырабатывается самостоятельность у детей и дисциплина.

Труд, это не однообразное действие, он, как и все воспитательные процессы, делится на виды.

Сюда входят такие направления как самообслуживание, труд на природе, хозяйственно-бытовая деятельность, ручной труд.

В процессе занятий дети детского сада и в семье знакомятся с орудиями труда, овладевают навыками использования их в определённых видах деятельности, одновременно познавая мир и укрепляя полученные знания в памяти, учатся мыслить.

Дети усвоившие в семье уроки различных видов деятельности и уже ощутившие, что не всё так просто даётся, с пониманием и уважением относятся к труду взрослых. Как часто, к сожалению, в семье приходится наблюдать, когда дети варварски относятся ко всему, к чему прикоснутся. Это является свидетельством того, что дети не приучены к труду с малых лет. Жалость к детям или нежелание им прививать любовь к труду, в конечном итоге приводит к жестокости, варварству, вандализму и безнравственности, наблюдаемой сегодня повсеместно.

Трудовое воспитание старших дошкольников и его виды

Одним из разновидностей труда, как уже написано является самообслуживание :

Это тот вид труда, с которым начинается первое знакомство ребёнка, и без которого не обходится ни одно современное общество. Родители и воспитатели детского сада учат детей ухаживать за своей внешностью. Одна из проблем у детей младшего возраста с самообслуживанием состоит в том, что их тело не достаточно сформировано, его движения, и движения пальцев не позволяют выполнять сложные манипуляции.

Задача воспитателей и родителей состоит в том, чтобы научить ребёнка самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, застёгивать пуговицы и молнии, умываться, чистить зубы, наводить порядок в помещении, заправлять постель. Эти действия проводятся ежедневно и почти в одной последовательности.

Зачастую не только у детей, но и у взрослых при воспитании ребёнка, не хватает терпения, «приручение» ребёнка это тяжкий труд для взрослых. Ребёнок не только должен научиться опрятности, но и должен научиться различать одежду по разновидности, сезонности и сочетаемости при её использовании. Дошкольники должны знать, что и как называется, тем самым пополняется и детский лексикон.

Для того чтобы научить детей уважительно относиться к труду сверстников и взрослых используется хозяйственно-бытовой труд. Ребёнок к тому же овладевает новыми навыками трудовой деятельности взрослого человека.

Младших детей к этому даже иногда не приходится принуждать к выполнению некоторых процессов. Дети в семье с удовольствием копируют поведение своей мамы во время уборки в доме.

Со временем эти действия входят в норму. Ребёнок уже в младшем возрасте умеет подметать, протирать влажной тряпкой пыль, помогать накрывать стол, полоскать бельё. Пусть ещё его действия не совсем результативны, но это первые навыки, к среднему дошкольному возрасту первые навыки перерастут в полноценные умения.

Старший дошкольник уже способен самостоятельно и качественно, при регулярном трудовом воспитании, выполнять хозяйственно-бытовые работы. Ребёнок старшей группы детского сада не только самостоятельно готовит своё учебное место, и убирает после занятий, подметает и стирает, но и самостоятельно, по собственной инициативе помогает сверстникам и малышам.

Дети, занимаясь хозяйственно-бытовой деятельностью. как в детском саду, так и в семье, учатся создавать и поддерживать порядок и чистоту вокруг себя. Похвала от взрослых стимулирует ребёнка и побуждает его стремление к действиям.

Для того, чтобы дошкольники с раннего детства познали красоты природы свой родины, выработали навыки наблюдать за этой красотой и усовершенствовали свои двигательные способности, существует вид трудового воспитания в природе. У детей после курса таких занятий повышается выносливость, развиваются волевые качества. Дети начинают осознавать, что нужно бережно относиться к природе, чтобы не навредить ей. Начиная с простых заданий, детям дают задание, подкармливать зверей в живом уголке, кормить синичек и снегирей, предлагают помочь при осеннем сборе урожая на приусадебном участке.

Дети в детском саду и в семье с большим удовольствием поливают горшечные растения, ведь это ещё и повод побрызгать друг на друга – побаловаться. Живые уголки с питомцами ещё больше привлекают детей и дошкольников надо учить заботиться о них. В ходе такой работы дети много узнают о мире животных и растений, а также происходящих в них процессах.

В старших группах детского сада дошкольники осваивают первые навыки земледелия, дети становятся более внимательными к своим питомцам. Дети становятся умнее и рассудительнее, они знают, что из маленькой семечки вырастают растения, которыми питаются и люди, и животные, а также усваивают ряд других процессов, происходящих в природе.

В старшем дошкольном возрасте при воспитательной деятельности уже применяются более сложные и ответственные виды и формы труда – ручной труд. Здесь уже детей учат пользоваться некоторыми инструментами, учат работать с различными материалами. Всё это происходит под руководством взрослых.

В детских работах при организации труда используются такие материалы как:

  • картон, бумага;
  • подручные природные материалы – шишки, листья деревьев, веточки, солома, сосновая и берёзовая кора, орехи;
  • другие подручные материалы – различные обрезки тканей, кожи, меха, фантики, коробки и т.д.


Ручной труд – это такая форма труда, которая позволяет детям развивать свои творческие способности и раскрывать внутренний потенциал за счёт собственного воображения и фантазий, у детей появляются задатки конструкторских способностей.

Для организации трудового обучения дошкольников в детском саду и в семье нужно строго соблюдать регламент, осуществлять тщательный контроль за детьми, соблюдать установленные санитарные нормы и правила по охране труда.

Источники: http://podrastu.ru/vospitanie-detej/trudovoe-vospitanie/trudovoe-vospitanie-doshkolnikov.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Сонник ребенок кормление грудью

К чему снится кормить грудью далее...

Дать ребенку кашля 2

Сухой кашель у далее...

Фемибион при грудном вскармливании

Достоинства: качественные, нет ничего далее...

Развитие спортивных навыков ребенка

Развитие и воспитание дошкольников Развитие спортивных навыков далее...

Популярные статьи

Интересно