Главная » Воспитание дошкольника

Сказка экологическом воспитании дошкольников

В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.

Для воспитания у дошкольников таких качеств как внимательность, бережливость, умение позаботиться о слабом, защитить его и нужно большее общение с природой.

Для привлечения внимания и развития интереса детей к занятиям по природному миру мною были созданы экологические сказки, которые, на мой взгляд, смогут сделать экологическое воспитание дошкольников более занимательным и разнообразным, так как дети дошкольного возраста, в силу своих возрастных особенностей, легче запоминают материал, когда он подается в разнообразных формах, исключающих сухость и монотонность. Экологические сказки – самый доступный, на мой взгляд, способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире.

В экологических сказках ненавязчиво, в форме игры даются необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, необходимые знания и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению.

Общение с природой вообще и экологические сказки в частности способствуют развитию у детей творчества, душевности, умения замечать прекрасное в обыденной жизни. Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений.

Воспитатель, Гусева Н.А.

Материал по теме:
Роль сказок в экологическом воспитании дошкольников

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СКАЗОК В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Панова Н.А. воспитатель

МДОУ д/с КВ № 14 «Тополек»

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Через познания живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.

Актуальность. В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. А экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.

Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Успешность любого занятия по экологии в рамках ДОУ зависит от того, насколько материал, используемый педагогом, будет: интересен и понятен детям; доступен для запоминания и размышления над ним.

Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о появлении птиц? Как рассказать, не нарушая детскую тягу к познанию, как увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по большей части не что иное, как сухие, строгие научные факты, которые зачастую просто непонятны детям.

Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах.

Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка. Конечно, в этих сказках белый медведь уже вряд ли будет жить на одной земле с пингвином, хотя бы потому, что живут они на разных континентах, но всегда могут написать письмо друг другу, которое пролетит через моря и океаны, чтобы рассказать о своей жизни и т.д.

Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна малышам. В каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном итоге схожи между собой, потому что призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле.

По мнению исследователя Власовой Галины Николаевны, - «Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а так же реальные представления о природе.

В чем особенность экологических сказок?

Характерной особенностью является сильно-выраженная переработка материала, получаемого из природного окружения.

Почему они интересны детям?

Новизна сюжета, персонажи, самим действием, конечным результатом. А так же элементами, из которых строится экологическая сказка, потому что таковыми являются реальные предметы и взаимоотношения в природе.

Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.

В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы. Хорошим материалом в этом плане являются сказка. И действительно, сказки не только развлекают, они ненавязчиво воспитывают, знакомят вас с окружающим миром, добром и злом. Они – универсальный учитель, в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.

Чему учат экологические сказки?

Экологические сказки учат:

познавать окружающий мир ;

воспитывать чувство причастности к благополучию в природе ;

думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Авторских сказок с действительно экологическим содержанием немного. От других сказок их отличает, прежде всего, то, что они несут в себе достоверную научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

В рекомендательном списке, который мы Вам представляем, вы найдете информацию о сказках русских писателей XIX и XX вв. о бережном отношении к природе, о защите природы (приложение 1).

Экологические сказки способствуют развитию у детей творчества, душевности, умения замечать прекрасное в обыденной жизни. Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений.

Главной целью экологического образования детей в детском саду является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Для осуществления данной цели в ДОУ ведется углубленная работа с использованием имеющихся условий.


Это прекрасный зимний сад, в котором выращиваются до 60 наименований комнатных растений; экологическая гостиная с богатым разнообразием животных и растений; экологический класс с оборудованной минилабораторией; экологическая тропа, протяженностью 420 метров, включающая в себя 9 остановок; уголок леса, площадью 1890м2; огород, на котором дети, под руководством эколога, выращивают разнообразные сельскохозяйственные культуры.

Большую помощь в экологическом воспитании дошкольников оказывают экологические программы Формирование начал экологической культуры и Методика экологического воспитания в детском саду Николаевой С.Н. Экологические занятия с детьми 5-7 лет Бондаренко Т.М. а также региональная программа Марченко Л.И. Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой .

Для воспитания у детей интереса и положительного отношения к объектам природы используются различные методы (теория + практика):
дидактические игры, наблюдения;
экспериментирование;
самостоятельная работа с раздаточным материалом;

Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Помочь им в этом, направить и развить их любознательность – одна из задач по разработке комплексно-тематического плана Опытно-исследовательская деятельность дошкольников на занятиях по окружающему миру , рассчитанного на 3 года (2009-2012г.).

В детском саду широко используется возможности зимнего сада как одного из элементов экологизации развивающей среды в ДОУ. Разработан перспективный план развития зимнего сада, в котором заняты дети, педагоги, специалисты ДОУ и родители, так как организация зимнего сада помогает активизации познавательно-речевой и оздоровительной сфер деятельности ребенка.

На базе ДОУ неоднократно проводились городские методические недели на темы Природа, человек, здоровье – понятия тождественные (2010 г.), Мир природы глазами детей и взрослых (2011г.), республиканский семинар Проблемно-ориентированный подход к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста (2005 г.) на которых гости детского сада смогли познакомится с опытом работы учреждения по экологическому развитию дошкольников. В 2011 году детский сад был награжден дипломом МО РБ за участие в республиканском смотре-конкурсе Зеленый мир детского сада .

Для того чтобы работа по приобщению малышей к изучению и открытию особенностей функционирования природной среды была целенаправленной и результативной 3 раза в год в ДОУ проводится диагностика уровня экологических знаний и представлений, который за последние 3 года составляет в среднем 98%.

Далее - Художественно-эстетическое воспитание

Источники: http://ds-81.ru/izdaniya/ekologicheskie_skazki_kak_metod_ekologicheskogo_vospitaniya_doshkolnikov_vistuplenie-prezentatsiya, http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/04/13/rol-skazok-v-ekologicheskom-vospitanii-doshkolnikov-0, http://skazka35.ucoz.ru/index/ehkologicheskoe_vospitanie/0-26

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Пигментные пятна лбу ребенка

Причины пигментных пятен на руках, лице, теле Пигментные пятна представляют далее...

Гентадекс глазные капли инструкция для детей

ДЕКСАМЕТАЗОН (DEXAMETASON) Взрослым при острых далее...

Растительный сироп от кашля для детей

Как выбрать сироп от кашля далее...

Новорожденный плачет перед сном

Журнал → Почему ребёнок плачет перед далее...

Популярные статьи

Интересно