Главная » Воспитание дошкольника

Сказка экологическом воспитании дошкольников

В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.

Для воспитания у дошкольников таких качеств как внимательность, бережливость, умение позаботиться о слабом, защитить его и нужно большее общение с природой.

Для привлечения внимания и развития интереса детей к занятиям по природному миру мною были созданы экологические сказки, которые, на мой взгляд, смогут сделать экологическое воспитание дошкольников более занимательным и разнообразным, так как дети дошкольного возраста, в силу своих возрастных особенностей, легче запоминают материал, когда он подается в разнообразных формах, исключающих сухость и монотонность. Экологические сказки – самый доступный, на мой взгляд, способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире.

В экологических сказках ненавязчиво, в форме игры даются необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, необходимые знания и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению.

Общение с природой вообще и экологические сказки в частности способствуют развитию у детей творчества, душевности, умения замечать прекрасное в обыденной жизни. Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений.

Воспитатель, Гусева Н.А.

Материал по теме:
Роль сказок в экологическом воспитании дошкольников

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СКАЗОК В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Панова Н.А. воспитатель

МДОУ д/с КВ № 14 «Тополек»

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Через познания живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.

Актуальность. В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. А экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.

Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Успешность любого занятия по экологии в рамках ДОУ зависит от того, насколько материал, используемый педагогом, будет: интересен и понятен детям; доступен для запоминания и размышления над ним.

Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о появлении птиц? Как рассказать, не нарушая детскую тягу к познанию, как увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по большей части не что иное, как сухие, строгие научные факты, которые зачастую просто непонятны детям.

Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах.

Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка. Конечно, в этих сказках белый медведь уже вряд ли будет жить на одной земле с пингвином, хотя бы потому, что живут они на разных континентах, но всегда могут написать письмо друг другу, которое пролетит через моря и океаны, чтобы рассказать о своей жизни и т.д.

Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна малышам. В каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном итоге схожи между собой, потому что призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле.

По мнению исследователя Власовой Галины Николаевны, - «Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а так же реальные представления о природе.

В чем особенность экологических сказок?

Характерной особенностью является сильно-выраженная переработка материала, получаемого из природного окружения.

Почему они интересны детям?

Новизна сюжета, персонажи, самим действием, конечным результатом. А так же элементами, из которых строится экологическая сказка, потому что таковыми являются реальные предметы и взаимоотношения в природе.

Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.

В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы. Хорошим материалом в этом плане являются сказка. И действительно, сказки не только развлекают, они ненавязчиво воспитывают, знакомят вас с окружающим миром, добром и злом. Они – универсальный учитель, в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.

Чему учат экологические сказки?

Экологические сказки учат:

познавать окружающий мир ;

воспитывать чувство причастности к благополучию в природе ;

думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Авторских сказок с действительно экологическим содержанием немного. От других сказок их отличает, прежде всего, то, что они несут в себе достоверную научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

В рекомендательном списке, который мы Вам представляем, вы найдете информацию о сказках русских писателей XIX и XX вв. о бережном отношении к природе, о защите природы (приложение 1).

Экологические сказки способствуют развитию у детей творчества, душевности, умения замечать прекрасное в обыденной жизни. Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений.

Главной целью экологического образования детей в детском саду является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Для осуществления данной цели в ДОУ ведется углубленная работа с использованием имеющихся условий.


Это прекрасный зимний сад, в котором выращиваются до 60 наименований комнатных растений; экологическая гостиная с богатым разнообразием животных и растений; экологический класс с оборудованной минилабораторией; экологическая тропа, протяженностью 420 метров, включающая в себя 9 остановок; уголок леса, площадью 1890м2; огород, на котором дети, под руководством эколога, выращивают разнообразные сельскохозяйственные культуры.

Большую помощь в экологическом воспитании дошкольников оказывают экологические программы Формирование начал экологической культуры и Методика экологического воспитания в детском саду Николаевой С.Н. Экологические занятия с детьми 5-7 лет Бондаренко Т.М. а также региональная программа Марченко Л.И. Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой .

Для воспитания у детей интереса и положительного отношения к объектам природы используются различные методы (теория + практика):
дидактические игры, наблюдения;
экспериментирование;
самостоятельная работа с раздаточным материалом;

Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Помочь им в этом, направить и развить их любознательность – одна из задач по разработке комплексно-тематического плана Опытно-исследовательская деятельность дошкольников на занятиях по окружающему миру , рассчитанного на 3 года (2009-2012г.).

В детском саду широко используется возможности зимнего сада как одного из элементов экологизации развивающей среды в ДОУ. Разработан перспективный план развития зимнего сада, в котором заняты дети, педагоги, специалисты ДОУ и родители, так как организация зимнего сада помогает активизации познавательно-речевой и оздоровительной сфер деятельности ребенка.

На базе ДОУ неоднократно проводились городские методические недели на темы Природа, человек, здоровье – понятия тождественные (2010 г.), Мир природы глазами детей и взрослых (2011г.), республиканский семинар Проблемно-ориентированный подход к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста (2005 г.) на которых гости детского сада смогли познакомится с опытом работы учреждения по экологическому развитию дошкольников. В 2011 году детский сад был награжден дипломом МО РБ за участие в республиканском смотре-конкурсе Зеленый мир детского сада .

Для того чтобы работа по приобщению малышей к изучению и открытию особенностей функционирования природной среды была целенаправленной и результативной 3 раза в год в ДОУ проводится диагностика уровня экологических знаний и представлений, который за последние 3 года составляет в среднем 98%.

Далее - Художественно-эстетическое воспитание

Источники: http://ds-81.ru/izdaniya/ekologicheskie_skazki_kak_metod_ekologicheskogo_vospitaniya_doshkolnikov_vistuplenie-prezentatsiya, http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/04/13/rol-skazok-v-ekologicheskom-vospitanii-doshkolnikov-0, http://skazka35.ucoz.ru/index/ehkologicheskoe_vospitanie/0-26

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Сыпь под глазами носом у ребенка

Сыпь вокруг глаз - ее далее...

Аквамарин капли для детей

Средство для профилактики насморка замечательное средство против насморка для далее...

Принимать таблетки лазолван детям

ЛАЗОЛВАН (LASOLVAN ) Препарат назначают внутрь по далее...

Ребенка пропал голос сухой кашель

Что делать, если пропал далее...

Популярные статьи

Интересно