Главная » Воспитание дошкольника

Трудовое воспитание развитии личности дошкольника

Трудовое воспитание дошкольников

Поделиться Трудовое воспитание дошкольников

Статья была Вам полезна?
Поделитесь с друзьями!

Мудрые родители понимают: вырастить хорошего, успешного, сильного человека без правильного воспитания невозможно. Поэтому нужно четко представлять себе, как и для чего должно осуществляться трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Вообще, ранний возраст – самое благодатное время для привлечения ребенка к труду. Малышу все интересно, он с восторгом берется буквально за любое поручение родителей. Увлеченно умывает и укладывает спать кукол, расправляя их «кроватки». Восторженно моет доверенную мамой пластиковую тарелочку. Еще бы: теплая вода, настоящая посудная губка! А настоящий веник и совочек, которым можно подметать листья осенью? А пришитые кое-как, но самостоятельно пуговицы на рубашечке или платье? (Да, мама потом обязательно перешьет, когда маленький портной не видит, но сначала столько радости доставит малышу важная работа!)

Как же бывает жаль, когда такой «трудовой порыв» неопытные или невнимательные родители губят на корню словами «не надо», «уйди, а то разольешь», «нельзя, ты еще маленький». Стоит ли удивляться, что в будущем, когда, с точки зрения мамы, настанет время для домашнего труда, повзрослевшее чадо не ответит ей взаимностью?

Суть трудового воспитания маленького ребенка – развить в нем психологическую готовность принимать труд как основное условие и обыденной жизни, и творческой деятельности. До шести лет у ребенка необходимо сформировать желание трудиться, ответственное отношение к собственному труду, уважение к труду других людей. Именно трудовая деятельность способствует формированию личности ребенка, влияет не только на физическое, но и на умственное развитие .

Задачи трудового воспитания в дошкольном возрасте

На что нужно ориентироваться, чтобы построить программу домашнего трудового воспитания правильно? Если у воспитателей детских садов, работающих с дошколятами, есть развернутые программы, то у родителей нет ни подсказок, ни профессиональных знаний. Да это и не нужно, если вспомнить, что основной способ усвоения информации для малыша – это игра и повторение действий за взрослыми.

Безусловно, родители должны понимать, что основные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста следующие:

  • прививать стремление к труду;
  • постоянно совершенствовать разнообразные трудовые навыки (сегодня малыш убирает игрушку в корзину, а через полгода может привести в порядок рабочий столик после рисования или лепки);
  • воспитание бережливости, умения довести начатое до конца, нести ответственность за свою работу.

Родителям важно понимать, что трудовая нагрузка на ребенка не должна быть ни слишком большой, ни совсем уж мизерной, необходимо чтобы она точно соответствовала возможностям того или иного возраста и особенностям конкретного ребенка. Дошкольник во всем ориентируется на взрослых, поэтому их роль в привитии правильных привычек является ведущей.

Каковы же могут быть разновидности работы, которую можно поручать дошколенку? Все они могут быть разделены на четыре основных направления:

  • уход за собой: своей одеждой, телом, комнатой;
  • уход за домашними животными, рыбками, растениями;
  • помощь маме и папе по хозяйству, выполнение бытовой домашней работы;
  • освоение ремесла, умение мастерить, лепить, собирать конструктор и пр.

По большому счету, трудовое воспитание ребенка дошкольного возраста ставит своей основной целью формирование социально значимого отношения к труду. Одновременно с этой основной задачей в ребенке формируются важнейшие личностные качества: усидчивость, смекалка, умение сосредоточивать внимание на своей цели. Кроме того, нельзя забывать и о том, какую роль играет труд в развитии памяти, мышления, нравственных качеств, физической выносливости.

Способы трудового воспитания

Трудовой опыт малыш может получить только на практике. Что могут делать родители? Поручать малышу простейшие хозяйственные дела: вымыть зелень для обеденного стола, разложить хлеб, подмести пол, вымыть тарелки, наполнить кормушку домашнего питомца, расставить книги или игрушки на полку. Если двухлетний малыш был счастлив от включения в процесс (мама позволила нажать кнопку пылесоса или мясорубки), то четырехлетнему ребенку интересен результат.

Чем старше становится ребенок, тем более сложные поручения ему можно доверить. Например, вытереть свои ботиночки, выбросить мусор, купить хлеба в ближайшем магазине, вырастить из лимонной косточки настоящее деревце, пришить оторванную пуговицу, вместе с папой смастерить кормушку для птиц.

Нельзя забывать о такой важнейшей составляющей приучения к труду, как похвала. Ребенка нужно вовремя хвалить, поощрять, подчеркивать важность выполненной им работы.

Однако не менее важно всячески подчеркивать уважительное отношение к труду вообще. Читать интересные книги, знакомить с профессиями, техникой и инструментами, рассказывать о семейных трудовых традициях или династиях, с раннего возраста погружая ребенка в профессиональную атмосферу.

Малыш в возрасте шести лет должен понимать, что во взрослом мире существует особенная оценка труда – денежная, и чем более высокими трудовыми навыками обладает человек, тем выше будет оценен его труд. Это тоже важная составляющая трудового воспитания дошколенка.

Правильное трудовое воспитание дошкольника станет важной частью его школьных успехов и взрослых свершений.

Поделиться Трудовое воспитание дошкольников

Статья была Вам полезна?
Поделитесь с друзьями!

Значение трудового воспитания в развитии личности дошкольника.

Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры; игровые действия включаются в процессе труда .

Отражая в играх трудовые действия взрослых, дети проникаются положительным отношением к их труду (проявляют внимание к пассажирам, заботятся о том, чтобы обед был вкусным, и т.п.). Младшие дошкольники при этом еще не осуществляют конкретных трудовых усилий (они как – будто ведут машину, как – будто гоᴛᴏʙят обед).

У детей постарше в игре нередко возникает необходимость ᴨᴏᴛрудиться: вымыть посуду, которой пользовались за столом, выкупать куклу – дочку или выстирать ее испачканное платье. Такая игра побуждает их совершать реальные трудовые действия.

Связь труда с игрой обнаруживается и тогда, когда в ходе ее возникает ᴨᴏᴛребность в атрибутах, необходимых для изображения взятых на себя ролей: матросских шапочках, знаках дорожного движения, флажках, фонариках и др. Желание наиболее полно отразить в игре действия персонажей, точнее передать в постройке своей замысел также побуждает детей включиться в труд.

Нередко труд перемешивается с игрой. Ребенок несет розетки с красками на столы. Возвращаясь к столу воспитателя, он превращает поднос в руль, гудит, изображая машину.

Для трудовой деятельности детей дошкольного возраста характерен интерес к самому процессу действий. Например: ребенок, полив растения начинает поливать их снова; разложив для каждого ложки на столе, начинает раскладывать на второй .

Однако нельзя превращать труд в игру. Да и сами дети отделяют игру от труда, начинают относиться к нему серьезно, с чувством ответственности за его результаты. Недаром педагоги и психологи считают, что труд для ребенка становиться самостоятельной деятельностью, в процессе который можно успешно решать важнейшие воспитательно-образовательные задачи.

Понимание специфики детского труда позволит взрослому помочь ребенку поставить цель конкретной трудовой задачи и в ходе совместной работы, а также самостоятельных действий ребенка достичь ее выполнения.

Ребенок интересуется не только процессом и непосредственными результатами работы, но и тем значением, которое она имеет для других. Эту тенденцию необходимо всячески развивать, ибо она свидетельствует о том, что у ребенка начинают складываться представления об общественной полезности трудовой деятельности человека. Они еще не достаточно устойчивы, но постепенно приобретают большую глубину, устойчивость и активность, особенно если деятельность ребенка сопровождается положительными эмоциями. Таким образом, можно утверждать, что мотивы поведения ребенка, его трудовой деятельности и эмоций, его социальные чувства неразрывно связаны между собой.

Всякая работа, в том числе и выполнения маленьким человеком, должна быть организована. Этому ребенка надо учить. Ребенку необходимо научиться обдумывать план предстоящей работы, заранее подготовить все необходимое, правильно организовать рабочее место. Он должен уметь вычленять основные этапы задуманного дела и иметь представление о наиболее рациональном способе достижения цели, результатов труда.

Понимание взрослыми важности всех этих проблем будет способствовать правильному трудовому воспитанию детей, играющему важную роль в формировании личности ребенка.

Удачное выполнение задания должно быть отмечено. Вообще нужно замечать желание ребенка помочь, быть полезным взрослому, следует хвалить его за хорошо выполненную работу .Однако нельзя возводить каждую маленькую услугу ребенка чуть ли не в подвиг. Он может считать, что помощь, оказанная им родителям – большая его заслуга, и будет каждый раз ждать похвалы. Оценивать труд детей, важно, прежде всего, отмечать затраченные ими усилия, старательность.

Уже в дошкольном возрасте у детей развивают общественные мотивы труда. Поручая им какое-либо дело, разъясняют значение его для окружающих людей. Особую роль в этом возрасте начинает играть участие ребенка в труде совместно с взрослыми. Например, во время уборки квартиры ему можно поручить стереть пыль с некоторых предметов, помыть растения, полить цветы.

В процессе ухода за домашними животными и растениями у детей воспитывают гуманные чувства. Доброе, заботливое отношение к живым существам. Этот труд наглядно выступает для ребенка как жизненно необходимый, малыш видит его результаты. Самостоятельно ухаживать за кошкой, собакой, рыбками, птицами ребенок еще не может. За животными ухаживают взрослые, а дети лишь помогают: наливают молоко кошке, воду собаке, дают корм рыбам (по поручению взрослых).

Дети дошкольного возраста могут участвовать и в работе на огороде: поливать, рыхлить землю, собирать ягоды.

Дети начинают проявлять все больший интерес к тому, где и как трудятся люди. Они спрашивают родителей, где они работают ,что делают на работе. Об этом следует рассказывать просто и доступно. Детей этого возраста интересует техника, транспорт. Родители, отвечая на вопросы ребенка, привлекают его внимание к тому, как работают шофер, тракторист, машинист поезда, рассказывают, куда и зачем везут они людей и грузы. Весной и осенью следует показать детям труд людей в огороде, саду, парке. Отношение родителей к труду окружающих служит ребенку примером для подражания.

При недостаточном руководстве трудовой деятельностью детей, она долго продолжает оставаться на уровне действий, которые интересны малышу сами по себе.

Организуя трудовую деятельность, воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность. Педагоги детского сада учитывают основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:

подчеркивают общественную значимость труда;
следят за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;
строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;
постепенно расширяют самостоятельность детей;
создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;
направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий.

В трудовой деятельности дошкольников четко прослеживаются мотивы общественной пользы. Они охотнее принимают участие в труде, даже не имеющей особой привлекательности, если понимают его значение для других.

Как научить детей трудиться: трудовое воспитание дошкольников

Все родители осознают важность трудового воспитания детей, но не все знают, когда и как необходимо приучать детей трудиться.

Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста

Важно понимать, что трудовая деятельность ребенка дошкольного возраста не является таковой в полной мере, это смесь игры, эксперимента и желания сделать приятное значимым для него взрослым – родителям, бабушкам и дедушкам. На ощутимую материальную пользу для хозяйства рассчитывать не стоит, особенно в самом начале пути. Скорее всего, Вам придется еще раз полить цветы (и вытереть пол) после того, как их полил малыш. Главная цель трудового воспитания детей дошкольного возраста – это развитие личности ребенка.

Чем полезен труд детям дошкольного возраста

Трудовая деятельность полезна тем, что она развивает мышление детей, требуя сообразительности и инициативности, активности, наблюдательности и внимания к деталям, сосредоточенности. Трудовая деятельность благотворно влияет на развитие памяти малышей, ведь для того, чтобы что-то сделать, нужно понять, запомнить суть и последовательность нескольких операций. А еще нужно уметь сравнивать разные предметы, знать их свойства, уметь предвидеть результат своих действий, научиться планировать, следовать плану, уметь контролировать себя и т.д. Кроме того, трудовая деятельность побуждает к познанию окружающего мира, расширению кругозора. К примеру, чтобы ухаживать даже за самым простым «зеленым другом» – травянчиком – нужно научиться аккуратно его поливать; знать, сколько нужно воды; уметь замечать время до следующего полива; знать, почему травянчик стоит именно на подоконнике и почему нельзя широко открывать зимой окно, если там растения и т.д. и т.п.

Вовлечение ребенка в трудовую деятельность положительно влияет на развитие мелкой моторики и координации движений, в процессе выполнения простых действий у ребенка формируются первые трудовые умения.

Трудно переоценить роль трудового воспитания для нравственного развития ребенка. Помогая старшим, осознавая важность своего дела, ребенок становится более дисциплинированным и ответственным, настойчивым в достижении цели, учится доводить начатое до конца. Когда дети понимают свои обязанности, осознают их важность, приобретают позитивный практический опыт, трудовые умения и навыки - это дает уверенность в своих силах, формирует готовность трудиться. Если ребенок трудится вместе с братом или сестрой или сверстниками, то это учит умению работать в команде, не сваливать вину за ошибки друг на друга, взаимопомощи.

Что могут делать дети дошкольного возраста

Содержание трудовой деятельности детей дошкольного возраста:

  1. Хозяйственно-бытовой труд: самообслуживание, помощь взрослым в приготовлении пищи и уходе за жилищем, вещами.
  2. Труд «в природе»: выращивание комнатных и садовых растений, помощь взрослым в уходе за домашними животными.
  3. Ручной труд: изготовление игрушек, поделок, аппликаций, открыток и т.п. из бумаги, пластилина, ткани, природных или подручных материалов.

Чем старше становится ребенок, чем больше в его активе трудовых умений и навыков, тем шире, интереснее и разнообразнее содержание его трудовой деятельности.

Дети до четырех лет вполне способны к простому хозяйственно-бытовому труду, который касается, прежде всего, самообслуживания, удовлетворения своих собственных потребностей. Но, согласитесь, класть вещи на место, убирать за собой игрушки – это уже хорошо! Ручной труд также практикуется, но только при помощи родителей. Польза раннего трудового воспитания огромна, так как оно делает малышей намного увереннее, самостоятельнее.

В среднем и старшем дошкольном возрасте возможности детей заметно возрастают, дети становятся более сильными, ловкими, сообразительными, они начинают осознавать общественную важность своего труда, для семьи, например. В этом возрасте хозяйственно-бытовой труд дополняется трудом «в природе» и полноценным ручным трудом, а трудовое воспитание в целом служит хорошей подготовкой к школе.

Правила трудового воспитания детей дошкольного возраста

Ребенок полюбит трудиться, если:

- приобщать его к труду как можно раньше;
- трудиться вместе с ним, «на равных» (чтобы малыш мог с гордостью сказать: «Мы с мамой испекли торт», «Мы с папой отремонтировали стул»);
- дать ему постоянное поручение;
- прививать навыки культуры труда;
- поручать работу с достаточной нагрузкой;
- показывать общественную значимость труда, его важность и необходимость для других.

Ребенок разлюбит трудиться, если:

- наказывать трудом;
- торопить ребенка в ходе трудовой деятельности;
- давать непосильные поручения;
- допускать отступления от принятых требований;
- забывать благодарить за помощь.

Памятка для родителей:

- сообщите цель поручения, объясните его необходимость;
- помогите приготовить орудия труда;
- напомните или, если это необходимо, покажите трудовые действия.

Памятка для малыша:

- все, что можешь, делай сам;
- не знаешь как делать, спроси у старших;
- не забывай убирать за собой;
- уважай труд других людей;
- перед тем, как начать трудиться, приготовь все необходимое;
- делай все аккуратно, не торопясь;
- не отвлекайся, когда трудишься;
- правильно пользуйся орудиями труда;
- не оставляй работу незаконченной;
- если трудишься не один, работай дружно;
- если окончил дело раньше, помоги другим.

Родители – лучший пример для детей. Хотите добиться успеха в трудовом воспитании своих детей, трудитесь!

До встречи в гостях у Мэри Поппинс!

Подпишись на рассылку сайта В гостях у Мэри Поппинс и получи в подарок электронную книгу Сказкотерапия для родителей

Источники: http://rearchildren.ru/doshkolnik/trudovoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta/, http://mdou232-kem.ucoz.ru/publ/ehto_interesno/znachenie_trudovogo_vospitanija_v_razvitii_lichnosti_doshkolnika/5-1-0-132, http://merypoppins.com/trudovoe-vospitanie-doshkolnikov/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Как весело провести день рождения ребенка дома

Как провести детский праздник дома Как провести День рождения ребенка далее...

Лучшие развивающие игры для ребенка до года

Развивающие игры для детей далее...

Вязание крючком кофточки для детей

Костюм для малютки: вяжем крючком кофточку, пинетки и далее...

Ушные капли для детей отипакс

Опубликовано в журнале:«Леди Вита», апрель 2010, далее...

Популярные статьи

Интересно