Главная » Воспитание дошкольника

Задачи содержание средства эстетического воспитания дошкольников

Эстетическое воспитание дошкольника в условиях детского сада

Всестороннее развитие психических и физических качеств от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

-забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка;

-создание в группах доброжелательной и гуманной атмосферы;

-использование разнообразных видов детской деятельности, постепенная интеграция;

-вариативность использования образовательного материала;

-уважительное отношение к результатам детского творчества;

-обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

-соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы;

-координация подходов к воспитанию в условиях ДОУ и семьи.

Обеспечить воспитание ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, дому, краю, городу, поселку, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, гербу, флагу РФ).

По возрастным группам:

-ранний возраст (от рождения до 2х лет): первая и вторая группы раннего развития;

-младший дошкольный возраст (2 - 4 года): первая и вторая младшие группы;

-средний возраст (4 - 5 лет): средняя группа;

-старший возраст (5 - 7 лет): старшая и подготовительная группы.

Художественно - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Цели каждого раздела:

1.формирование эстетического отношения к миру, способностей воспринимать чувственный облик вещей и явлений;

2.пробуждение и развитие эстетического отношения к миру, побуждающего детей к созданию музыкальных образов;

3.формирование устойчивого интереса к театру как синтетическому виду искусства и развитие способности детей к самовыражению;

4.развить у детей способности к восприятию произведений искусства, народного творчества;

5.пробуждение и развитие эстетического отношения к миру, побуждающего к созданию танцевальности жестов и движений.

1.научить детей замечать разнообразие чувственных свойств предметов;

2.способствовать накоплению музыкально - слуховых представлений и интонационного опыта детей;

3.исправлять дефекты развития внимания, восприятия, речи, слуха;

4.выявить у детей наличие общих творческих способностей и их отдельных элементов и создать условия для их коррекции и гармонического развития;

5. воспитывать уверенность в своих силах;

6.развивать потребность и способность выражать себя;

7.создать основу для восприятия различных жанров искусств;

8.научить детей эмоционально оценивать окружающий мир.

Творческое эмоциональное и нравственное развитие ребенка, развитие его мотивационно - потребностной сферы.

Страница 1 из 19

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, условия, средства, методы и формы организации.

А) ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспи­тания ребенка.

Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая разви­тию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического от­ношения ко всему, что нас окружает.

Эстетическое воспитание – это очень широкое понятие, в него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту и искусству.

Резуль­татом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Эстетическое развитие – это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности.

Этот процесс обусловлен освоением личностью эстетической культуры.

Компоненты эстетической культуры личности:

- Эстетическое сознание - понятия, суждения, оценки, идеал.

- Эстетические потребности и отношения – интерес, вкус, чувство.

- Эстетическая деятельность - навыки, умения, творческие способности.

Таким образом, в результате овладения всеми компонентами культуры личности осуществляется ее эстетическое развитие.

Для эстетического развития личности ребенка ог­ромное значение имеют разнообразные художествен­ные деятельности – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др.

Задачи эстетического воспитания:

1 группа. задачи направленные на формирование эстетического отношения к окружающему (А.М.Виноградова, Л.П.Стрелкова, В.А.Езикеева).

Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, по­нимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, по­требность в познании прекрасного

2 группа. задачи направленные на формирование художественных умений в области разных видов искусств (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова и др.).

Обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движе­ниям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный резуль­тат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

Б) УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ.

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия.

Условия и средства эстетического воспитания:

- Эстетика быта - среда, в которой живет и развивается ребенок (эстетичная обстановка, красивые взаимоотношения, выразительная речь, внешний вид человека и т.д.).

- Природа – гармония красок, форм, звуков в их сочетании.

- Искусство. изобразительное, музыкальное, литература, архитектура, театр и т.д.

- Художественная деятельность – это деятельность связанная с разными видами искусства (словесное художественное творчество, музицирование, изобразительная практика и т.д.)

Все названные средства эстетического воспита­ния - быт, природа, искусство, деятельность - эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи.

При отборе средств воспитатель опирается на

- специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности,

- учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство,

- принимает во внимание возрастные и индиви­дуальные особенности развития детей.

При этом важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры. Надо искать и находить золотую середину. Перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия.

Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей. Выбирая произведения живописи, графики, скульптуры, необходимо заботиться о том, чтобы они оказывали на детей положительное влияние. В них должны быть отражены те события и явления жизни, с которыми важно познакомить детей. в отношении которых нужно воспитать определенные чувства. Это прежде всего жизнь нашей Родины, природа родного края, картины творческого труда людей.

Содержание произведений. которые показывают детям, должно быть богатым и разнообразным. Однако не каждая картина или скульптура доступны детям: в них могут быть выражены непонятные детям чувства и отношения — об этом надо помнить.

Восприятие искусства развивается постепенно, поэтому к произведениям. предназначенным для дошкольников, предъявляется ряд требований.

- рисунок должен быть отчетливым, передавать ярко и выразительно наиболее характерные признаки предмета — форму, цвет, относительную величину частей, положение в пространстве.

- в сюжетной картине или скульптуре должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы детям по тем или иным признакам было понятно, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие.

- существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного (либо расположением персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображенного.

- Включение цвета придает большую полноту изображению, создает впечатление живой жизни, что очень важно для эстетического воспитания. Однако даже младшие дошкольники способны воспринимать рисунки, скульптуру, выполненные в одном цвете, линейно, из одноцветного материала.

Требованиями к отбору произведений искусства являются:

- актуальность выраженного в жанровой живописи социального явления

- произведения, посвящённые знаменитым событием и сезонным изменениям в природе

- единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание)

- колористическое решение (цветовой контраст)

- концентричности (возврат к ранее воспринятым картинам) – позволяет постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений

- индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений

- эмоциональность произведения – чем эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание.

Презентация к уроку по теме:
Презентация Эстетическое воспитание дошкольников

Подписи к слайдам:

Слайд 1
Эстетическое воспитание

Слайд 2
Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, т.е. становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Специалисты выделяют 3 группы средств эстетического воспитания 1- Искусство (изобразительное искусство, музыка, детская художественная литература, архитектура, театр). 2- Окружающая жизнь, природа, эстетическая развивающая среда (оформление помещений учреждения). 3- Художественная деятельность – деятельность, связанная с видами искусства (театрализованные игры; художественно-речевая, музыкальная, изобразительная деятельность).

Слайд 3
Формы организации художественной деятельности - занятия, в том числе интегрированные, где воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства (задания объединены по определенным темам, или на основе ведущего средства художественно-образной выразительности, например, «ритм» можно передать и в танце, и в декоративном узоре, и в выразительном исполнении стихотворения); - самостоятельная художественная деятельность; - художественный труд; - театрализованные игры; - праздники, развлечения; - экскурсии.

Слайд 4
Педагогические условия реализации задач художественно-эстетического воспитания. 1- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. 2- Взаимосвязь художественно-творческой деятельности детей со всеми направлениями воспитательно -образовательной работы (ознакомление с окружающим, работа по развитию речи, игра). 3- Интеграция различных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, формированию образных представлений, воображения. Возможность интеграции обусловливает общность художественных средств музыки, живописи и литературы. 4- Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь ДОУ. 5- Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды.

Слайд 5
6- Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания. 7- Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада. 8- Взаимодействие детского сада с семьей. Художественный опыт, который ребенок получает в детском саду, побуждает его и дома заниматься любимым делом. Поэтому родители должны создать ребенку все условия для самостоятельной творческой деятельности, поощрять его желание заняться, например, рисованием, помочь организовать кукольное представление.

Слайд 6
Классификация методов эстетического воспитания дошкольников ( Н. А. Ветлугина) Метод убеждения Особенность метода применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление – прекрасно. Важно осуществить отбор наиболее ярких и впечатляющих художественных произведений, создать соответствующую ситуацию и эмоциональный настрой.

Слайд 7
Метод приучения, упражнения в практических действиях Это систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения. Метод проблемных ситуаций ( метод творческих заданий) Воспитатель предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла. Варианты творческих заданий: изображение какого-либо персонажа из сказки после ее прослушивания (вылепить из глины или нарисовать); выбор материалов, цветовых сочетаний, форм; придумывание своих загадок, рифм; импровизация попевок ; создание новых композиций в танце. Приемы: побуждение детей к самостоятельным высказываниям по поводу содержания, выразительных средств, к оценке выполнения задания своего и сверстников, к сравнениям; усложнение условий выполнения задан

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Источники: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635a2bd68a5d43a89421306d26_0.html, http://otveti-examen.ru/pedagogika/17-otvety-k-gosudarstvennomu-ekzamenu-po-pedagogike-chast-3.html, http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/03/29/prezentatsiya-esteticheskoe-vospitanie-doshkolnikov

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Методики музыкального развития детей раннего возраста

Игры на пианино Автор: Лена ДаниловаУгадываем далее...

Развивающие игры детей про паровозики

Развивающие мультфильмы для детей от 1 далее...

У ребенка появилось пятно похожее на лишай

Как выглядит лишай розовый на фото Прежде, чем делать выводы далее...

Вормил суспензия для детей инструкция

Вормил Вокруг нас живет масса далее...

Популярные статьи

Интересно